Вилла д’Эсте – самая красивая вилла Италии. Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия

Выдался прекрасный день для посещения садов виллы д"Эсте в Тиволи. Город Тиволи примерно в 30 километрах от Рима. Виллу д’Эсте задумал и построил кардинал Феррары Ипполит д’Эсте, сын знаменитой Лукреции Борджа и Альфонсо д’Эсте. Вилла привлекает в Тиволи тысячи туристов. Вряд ли кардинал Ипполит д’Эсте предполагал такое развитие событий, когда в 16 веке решил возвести в Тиволи свою резиденцию.

Удивительно, как воздух летом меняется, стоит отъехать всего час от Рима, даже если вы на небольшой высоте, на которой находится Тиволи - всего лишь около трехсот метров над уровнем моря. Это объясняет страсть античных римлян к загородным виллам, а также постоянные летние переезды Плиния, Горация, Мецената и других известных римлян. Все они от берегов Тибра стремились на холмы.

Когда Ипполито д’Эсте было 10 лет, был назначен архиепископом Миланским, а в 30 лет, по просьбе французского короля Франциска Ⅰ, Папа Римский Павел ⅠⅠⅠ удостоил его званием кардинала. И вскоре был назначен губернатором Тиволи в 1550 году.Тогда он и задумал построить виллу, которая бы стала копией его грандиозного дворца, строившегося одновременно на Монте Джордано в Риме.Если римский дворец должен был служить для приемов, то резиденция в Тиволи должна была обеспечить приятный сельский уют.

В своем расположении Ипполит д"Эсте имел великого архитектора Пирро Лигорио, и огромное количество художников и ремесленников. Работы продвигались с такой скоростью, что здания и аллеи появлялись и росли с быстротой, которую можно было бы определить современной даже по сегодняшнему стандарту. Ипполито скончался в 1572 году, и виллу унаследовал сперва кардинал Луиджи, и затем кардинал Алессандро д"Эсте вплоть до 1624 года. Оба они обогатили виллу новыми фонтанами, выбирая на конкурсах лучших мастеров того времени. Особенно заметен вклад Лоренцо Бернини при кардинале Аллесандро. Впоследствии вилла перешла в руки Габсбургов, владевших ее до 1918 года, когда по мирному контракту с Австрией после первой мировой войны, она стала достоянием Итальянского государства, полностью отреставрировавшего ее. В 2001 году включена в список ЮНЕСКО.

Дворец виллы д’Эсте, был переделан из бенедиктинского монастыря, Лигорио расширил его, придал ему новые линии и сумел превратить его в настоящую архитектурную жемчужину времен Возрождения.

Архитектурная структура сада состоит из террас и нисходящих спусков. Типичный итальянский сад прекрасно сочетается с виллой, с пейзажем и с окружающей средой.

С большой аллее спуск ведет в сад по узким аллеям, окруженным симметричной миртовой изгородью и богатой растительностью тысячей деревьев и растений. Спускаясь вниз по центральной оси, можно увидеть Фонтан"Биккьероне - (Большой стакан) - работа Л.Бернини.

Влево от "Биккьероне тенистая аллея из дубов и лавров поворачивает влево и ведет к фонтану "Рометта", фантастическому воспроизведению в миниатюре некоторых важных зданий древнего Рима. В центре фонтана стоит статуя Победоносной Ромы и скульрптурная группа Волчицы, кормящей близницов Ромула и Ремо.

Также репродукция острова Тиберина в Риме в виде античного римского корабля.

Канал составляет слияние двух ручейков, представляющих соответственно Тибр и Аньене , исходящих из задней скалистой стены - в которой помещена статуя Тибра, а второй падает пенистыми каскадами из основы статуи Аньене.

От фонтана "Рометта"начинается аллея "Ста фонтанов"

Когда были созданы"Сто фонтанов", то, несомненно, что красота их была совершенно иной, и впечатление от них было совсем другим. Блестящие мраморы,бьющейся воды, цельные скульптуры приносили приятное ощущение великолепия, утонченности, искусства. Сегодня повсюду видна патина прошедшего времени.Аллегорически можно догадаться, что тонкие струи воды, питаемые сотнями трубок, представляют реку Аньене, текущую из Тиволи в Рим, где она впадает в Тибр. Над верхним каналом возвышаются скульптуры лилий, обелисков,лодок и орлов семьи д’Эсте, т.е.обычные, такие дорогие кардиналу символы. Лилии незабываемой Франции где он некоторое время жил при королевском дворце, знаки лодки святого Петра и обелиски недостигнутой им папской власти, а также геральдические семейные гербы.

Он назван Овальным по своей особой форме, на центральной оси, стоит статуя сивиллы Тибуртинской, которая держит за руку Меликерта, символизирующего Тиволи.

За фонтаном возвышается Пегас, кажущийся на самом деле, готовым взлететь благодаря своей особой позиции.

Теневая и привлекательная аллея слева от Овального фонтана ведет прямо к небольшой поляне, где возвышается Фонтан Органа (или Водяного органа), названный так потому, что в нем был помещен водяной механизм, с помощью которого издавались органные мелодии.

Водяной орган, бывший одной из диковин Виллы д’Эсте - это плод бесхитростного механизма Клода Венара. Из трубопровода воды выливались в подземное сводчатое углубление, откуда сильная струя воздуха выходила в органные трубы. Другая тяжелая струя воды медленно вертела по железной арматуре колесо или медный зубчатый цилиндр, чьи зубцы ударяли по клавишам органа, вызывая звуковые волны мадригалов и мотетов. Слушатели с трудом верили, что музыка звучала из простых механизмов, без вмешательства оркестра. Были предприняты множество попыток, чтобы восстановить механизм, и только после ряда работ, которому подвергся фонтан Органа, смогли снова восстановить звучание. Только, вот сейчас он радует посетителей своей музыкой, только в определенное время.

Ознакомьтесь с одной из самых популярных и зрелищных экскурсий, которая предусматривает поездку на автомобиле в город Тиволи и посещение знаменитой Вилла д’Эсте.

Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох. Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории. И прежде всего - обожаемые туристами прекрасные виллы в античном и ренессансном стилях: Villa d’Este и Villa Adriana .

Вилла д’Эсте

Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.

Создателем виллы считается кардинал Ипполит II д‘Эсте, который был назначен губернатором Тиволи в 1550 году. Приехав из Феррары, он поручил создание уникального замка архитектору Пирро Лигорио, который всего за несколько лет реализовал кардинальский проект. По воле судьбы, виллой затем владели разные люди, а в 1918 году она стала национальным достоянием итальянского государства. Ее полностью отреставрировали, благодаря этому она вновь обрела свое былое великолепие.

Вилла д’Эсте славится своими фонтанами, ими восхищался и старался их превзойти царь Петр I при сооружении фонтанов Петергофа.

Дворец представляет собой уникальный пример архитектуры и живописи эпохи Возрождения. Мы пройдем по украшенными росписью, фресками и полотнами залам. Узнаем о легендах, которые легли в основу их создания, погрузимся в атмосферу давно минувших веков и поговорим о владельцах дворца, об их пристрастиях, любви и ненависти, а также об удивительных гостях виллы. Полюбуемся прекрасным видом на сад и спустимся по элегантной лестнице Лигорио, чтобы услышать звуки органа под струями воды, увидим необыкновенной красоты парк и, конечно, сделаем отличные фотографии. Мы узнаем также, почему фонтаны имеют своеобразные названия и что они означают, а также проведем незабываемые часы в окружении красоты.

Покажем вам некоторые фонтаны виллы д’Эсте - малую долю того колдовства и очарования, которое ждет нас при встрече с этим великолепным творением.

Фонтан дель Биккьероне (Большая рюмка - слева, кликните!). Этот фонтан был выполнен почти столетие спустя после основной постройки виллы. Его автор - знаменитый скульптор эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини.

Фонтан Рометта , его название означает “Маленький Рим”. И конечно, все остальные элементы этого фонтана имеют свой глубокий смысл.

Аллея ста фонтанов . Необыкновенный зрелищный эффект достигается чередованием веерообразных фонтанов и маленьких каскадов. Бархатная зелень покрывает разнообразные чередующиеся между ними фигурки.

Фонтан Гидравлического Органа . Знаменит этот фонтан своим уникальным звучанием: струи воды, попадая в металлические трубочки, производят удивительную мелодию.

Фонтан Драконов , или Вертящийся фонтан. Он расположен на аллее Гортензий. Его структура и оригинальный способ соединения с другими аллеями превращают всю композицию в нечто исключительное по замыслу и гармонии.

Вилла кардинала Ипполито д"Эсте в Тиволи

Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох.

Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории.

Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.

Вилла д’Эсте — одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Комплекс виллы включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Находится на окраине г. Тиволи (область Лацио), на холме. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа

В 2001 году вилла д’Эсте включена в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Расстроенный и разочарованный герцог д"Эсте возвращается в Тиволи, но вновь избранный понтифик лишает в сентябре того же года кардинала Феррары его владений и отправляет в изгнание в Ломбардию, поставив ему в вину подкуп участников конклава. Только приход на папский престол Пия IV вернет кардиналу д"Эсте Тиволи.Возвратившись в свою резиденцию, кардинал решает перестроить старый дворец и монастырь в современную для того времени виллу и разбить вокруг нее парки.

Серьезный любитель археологии, поклонник античных авторов, Ипполито II д"Эсте после бурных перипетий своей жизни все время посвящает интеллектуальному досугу: отстраивает виллу, разбивает парк и устраивает фонтаны. Именно парку-саду по старой феррарской традиции уделяет он особенно пристальное внимание, и потому впоследствии именно парк и его фонтаны станут главной особенностью резиденции в Тиволи.

Перестройка дворца, создание виллы и сада продолжались 22 года, не прерываясь и в отсутствие кардинала. Движимый честолюбивыми замыслами занять папский престол, Ипполито II д"Эсте претерпел несколько тягостных неудач, и разочарования в своих тщетных попытках в еще большей мере возобновляли его интерес к собственному владению в Тиволи.


В 1560-е годы вилла в основном была закончена: проведены необходимые земляные и декоративные работы, создана инженерная система, обеспечивающая водой фонтаны.

Автором проекта стал Пирро Лигорио - архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте.В это время стали развиваться науки, но при этом была еще жива память о древних преданиях и мифах. И в волшебных садах Тиволи архитектор Пирро Лигорио хотел воплотить легендарное прошлое, полное чудес и великолепия.

В течение четырех столетий после своего возведения Тиволи считался одним из самых знаменитых садов в странах западного мира. К сожалению, до настоящего времени мало что сохранилось, но и оставшееся дает представление о мечте архитектора — прекрасном романтичном мире.

Когда сад только был создан и деревья еще не выросли такими высокими, как сейчас, можно было во всем великолепии видеть потрясающий проект Пирро Лигорио.

Сам дворец.достаточно скромный снаружи поражал своим великолепием настенной росписи...

Потолочная и настенная роспись

Вилла в Тиволи, как и виллы других городков, была сориентирована на Рим, и это не было только особенностью их географического положения.

Главным художником внутреннего пространства виллы был назначен Ливио Агрести, позже его сменил Федерико Дзуккаро.Строительство и декорирование внутренних покоев продолжались вплоть до смерти губернатора (1572 год).

В начале XVII века потомок Ипполито II д’Эсте — кардинал Алессандро д’Эсте — решил обновить парковый ландшафт. Работы продолжались несколько десятилетий, в 1660—1670 годах в проектировании принимал участие выдающийся скульптор Бернини.


Над созданием ансамбля загородной виллы в Тиволи, проведением акведуков, над разбивкой парка, устройством механики фонтанов и оформлением интерьеров дворца трудилось большое количество мастеров. Начав свою работу с раскопок виллы Адриана, многие античные произведения они перенесли потом с виллы императора на виллу кардинала, украсив ее интерьеры и парк.

Симметричная планировка парка включала девять продольных и тринадцать поперечных осей. Через парадный въезд посетители попадали в центральную аллею, после пересечения первой поперечной оси они оказывались в той части парка, откуда начинался пока еще относительно пологий подъем холма, ведущий к самой резиденции.

На пути к ней их встречал «фонтан Дракона», получивший свое название от украшавшей его скульптурной группы. Эта группа состояла из многоглавого дракона, охраняющего сад Гесперид, и статуи Геркулеса. Существующий ныне фонтан был переделан к приезду на виллу Тиволи папы Григория XIII в сентябре 1572 года.



«Фонтан Дракона» полукружием охватывают два марша лестниц, которые завершаются террасой. Эта терраса выходит на аллею Стафонтанов, откуда путь в резиденцию кардинала по прямой был уже невозможен, и потому посетители продолжали свой путь по пологим диагональным пандусам.



Дорога Ста фонтанов. Проект Пирро Лигорио. 1565—1571

Аллея Ста фонтанов заканчивалась фонтаном Ла Рометта — «маленьким Римом», занимавшим полукруглую террасу. Основная идея фонтана — триумф Рима, поэтому в его оформлении встречаются колонны, арки и обелиски.

Обтекающий всю скульптурную композицию стремительный поток воды олицетворяет Тибр с островком в центре, откуда собственно и пошел Рим. Сам островок был оформлен в виде корабля после установления культа Эскулапа, прибывшего в Рим по воде.

Большой интерес вызывал у посетителей виллы и «фонтан Филина», украшенный в свое время механической забавой. Она действовала благодаря силе падающей воды и представляла собой группу поющих птиц, замолкавших при появлении Филина.

Парадным фасадом кардинальской резиденции являлся северо-западный, смотрящий на Рим. Он состоял из трех этажей, покоящихся на мощном цоколе. Первый этаж виллы был «утоплен» в холм, и там параллельно фасаду размещался тенистый криптопортик.

Полукруглая арка, скрывающая криптопортик, завершала овальную гладь бассейна, которая нарушалась лишь радужными брызгами водяных струй. Эти струи изливались из урн, которые держали стоящие в нишах нимфы.


Каменщик Р. да Фиренце выполнил по проекту П. Лигорио классическую аркаду из травертина, опоясывающую три стороны внутреннего двора.

Он же возвел лестницу-лоджию в центре главного фасада, которая была исполнена в подражание знаменитой лестнице Микеланджело во дворце Сенаторов на Капитолийском холме.

Фонтан дель Биккьероне

На территории виллы был устроен грот, посвященный богине Диане. Внутри его декорировали стуковыми фестонами с золотыми яблоками Гесперид, обрамляющими античные статуи, в том числе статуи богини Дианы и кардинала Ипполито II д"Эсте.


Аллея с «гротом Дианы» стала излюбленным местом уединенных прогулок кардинала. Прогулки укрепляли здоровье и врачевали его душу сознанием нравственного совершенства и успешно преодоленных трудностей.В оформлении парка и интерьеров дворца существовала единая программа, созданная архитектором П. Лигорио при помощи француза М.А. Мюре — придворного гуманиста Ипполито II.

Она включала несколько связанных между собой тем, из которых одна выделялась особенно. В ней прославление владельца виллы, использовавшее предания древнего мира, облеклось в классические формы. Рим — близкий и одновременно далекий, видимый, но недостижимый для кардинала Феррары — эхом древних чудес противостоял Тиволи — убежищу муз и уединенному приюту просвещенного владельца.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории.

Вилла д"Эсте. План
Вилла д"Эсте: 1 — дворец, 2 — верхняя терраса, 3 — Фонтан драконов, 4 — Аллея ста фонтанов, 5 — фонтан Сивилла, 6 — Торжествующий Рим, 7 — водоемы, 8 — Водяной орган, 9 — партер

Автор проекта - архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Художник Ф. Дзуккаро.

Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга.

Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы»

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику.

На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры , причем она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной.

Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

А вот основные залы самого дворца,их потолки были выше



Второй тибуртинский зал составляет пару с Первым тибуртинским залом, его цикл фресок дополняет повествование о происхождении Тиволи с особым акцентом на поклонении Сибилле Тибуртинской. Центральная тема росписи - рассказ о метаморфозах этой мифологической фигуры.

Декорация зала Благородства и следующего Зала Славы, выполненны в 1566-67 годах Федерико Дзуккари и помощниками, воспевают моральные качества кардинала Ипполито. На своде изображены аллегории Чести, Природы, Изобилия и Бессмертия в центре под балдохином фигура Благородства с Либеральностью и Щедростью.

В декорации Зала Славы используя мотив, часто повторяющийся в кабинетах пятнадцатого столетия, на фреске изображены два стенных шкафа. Этот прием используется для демонстрации предметов, связанных с деятельностью кардинала Ипполито, среди них кардинальская шапка и папская тиара. На стенах, выполненные в технике гризали, между бюстами античных философов, открываются, широкие занавеси, обрамляя четыре аллегории Добродетели: Справедливость, Сила, Осторожность и Умеренность. Аллегория Удачи на своде изображает падающую с неба кардинальскую шапку и папскую тиару - намек на амбиции Ипполит д Эсте.

Зал Охоты -единственный Зал, который был украшен фресками после смерти кардинала Ипполито. Эти фрески принадлежат кисти неизвестного художника пейзажиста начала XVII столетия. Сцены охоты на земле и на воде чередуются с изображениями трофеев охоты и гирляндами из цветов и фруктов.

Но вернемся к нашим...фонтанам

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, «Кипящую лестницу», названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов.

С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы».

Диана


Рядом находилисьГроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон».

Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня.

Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях».

Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны»

Фонтан Органа

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Мишель Монтень в «Дневнике путешествия в Италию» делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем — уже в наше время - восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).


В начале XX века виллу посещали известная художница Анна Остроумова-Лебедева и искусствовед Павел Муратов. Оба отразили свои впечатления на страницах книг. Вот какой предстала вилла перед П.П.Муратовым:


Фонтан «Рометта» имитирует остров Тиберина, «Капитолийскую волчицу» и прочие символы Вечного города. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570

Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закруглённые лестницы ведут к ним; зелёный мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозелёных дубов.

Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твёрдые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Всё это есть на вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства её вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающегося с её высоких террас.

В 1867—1882 годах на вилле гостил Ференц Лист и дал здесь один из своих заключительных концертов (1879). Лист посвятил вилле три произведения — «У кипарисов виллы д’Эсте» (№I и №II) и «Фонтаны виллы д’Эсте». В одном из писем композитор писал: «... мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре — за исключением Бетховена и Вагнера — скорбь и горести всемогущей природы!».


Одной из вершин графики XVIII века считается серия из десяти зарисовок сангиной, выполненных летом 1760 года на вилле д’Эсте Фрагонар ом (ныне — Вена, Галерея Альбертина). Кроме того, Фрагонар, как и его друг Юбер Робер, запечатлел виллу в своих живописных работах. В отечественном искусстве образ виллы д’Эсте воссоздан опять-таки в графике (Анна Остроумова-Лебедева). Фоном для картины "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" Александра Иванова выбрал парк виллы д"Эсте в Тиволи.


Вот как описал виллу Максимилиан Волошин в неоконченном стихотворении о Тиволи (1900):

Блестя в темноте, и поет и звенит
Холодная струйка фонтана.
Зацветшие мраморы старых террас,
Разросшийся плющ на пороге…
В таинственных гротах одетые мхом
Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий - гербы

Фамилии д’Эсте старинной.

А в одном из своих очерков 1901 года Волошин следующим образом характеризует свою записную книжку:

"между её страницами лежат альпийские розы, сорванные на склонах Ортлера, кипарисная ветвь с виллы Адриана, лавровая веточка с могилы Шелли, горная травка, выросшая между мраморных плит театра Диониса, веточка какого-то растения, с очень тонкими вырезанными листочками, которым был обвит старый фонтан на вилле Д"Эсте..."

Литература

Гревс И. М.,. Эсте, вилла // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тучков И.И. Genius loci: вилла д’Эсте в Тиволи // Искусство и культура Италии в эпоху Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 177-190.
Barisi I. Villa d’Este. Roma: De Luca, 2003.

Великолепная Вилла д’Эсте в Тиволи является одним из самых значимых и роскошных итальянских объектов в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы увидеть эту божественную красоту нужно всего лишь совершить непродолжительную поездку на поезде из Рима. Если говорить точнее, то проследовать нужно в Лацио, где вы должны посетить Tivoli, расположенном на Monti Tiburtini (Тибуртинские холмы).

Город Тиволи был основан в 1215 году в провинции Рима. Tivoli, также известный своими серными источниками минеральной воды, популярен у туристов всего мира благодаря двум его виллам, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Вилла Адриана (Villa Adriana) и Вилла д’Эсте (Villa d’Este).

Вилла Адриана

Эта достопримечательность Италии была создана по заказу императора Адриана, в качестве его императорской резиденции.

Император хотел повторить в своем имении те памятники, которые так очаровали его в многочисленных путешествиях. Особенно впечатлили его памятники Греции.

В имении есть много всего. Прогуливаясь по вилле, вы обнаружите огромный сад, окруженный портиком; центральный пруд, украшенный колоннами и статуями; Императорский Дворец; зал философов и греческий театр. Наконец, не забудьте посетить чудесный морской театр. Это своеобразный остров с Ионическими колоннадами, окруженный каналом.

Вилла д’Эсте история

Первоначально Villa d’Este была построена по заказу кардинала Ипполито II д’Эсте. В то время, начиная с 1550 года, Ипполит II д’Эсте был губернатором Тиволи. Кардинал был настолько разочарован, что он не был избран понтификом, что решил утешиться, окружив себя неземной красотой и роскошью.

Вилла де Эсте – это гармоничная композиция, объединившая шикарные строения, удивительные фонтаны и таинственные гроты. Такой стиль иногда встречается в некоторых садах по всей Европе, в частности тех, что выполнены в стиле маньеризма и барокко. Наиболее ценным примером такого сада является, опять же, итальянский Королевский дворец в Казерте, близ Неаполя.

Особый интерес представляют номера, оформленные большой группой римских художников поздней школы маньеризма, самыми известными из которых были Livio Agrestiи Federico Zuccari.

То, что выделяется на вилле больше всего – это, конечно, дивный сад, задуманный художником и архитектором Пирро Лигорио, и претворенный в жизнь (при помощи бесчисленных художников и ремесленников) придворным архитектором Альберто Гальвани.

После своего самого блистательного периода, вилла на рубеже 18 и 19 веков впала в некоторое запустение. Однако, благодаря виртуозно выполненной реставрации, вновь вернулась к своей первоначальной славе. Гостями знаменитой итальянской усадьбы были многие знаменитые люди, включая музыканта Ференца Листа, который провел здесь один из своих последних концертов (в 1879 г.).

Вилла д’Эсте Тиволи в наши дни

Реставрационные работы и техническое обслуживание продолжается вплоть до сегодняшнего дня. На сегодняшний день Вилла д’Эсте является одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии.

Сочетанием террас, лестниц и мест для осмотра, Villa d’Este напоминает собой висячие сады Семирамиды.

Одним из самых интересных из ста фонтанов виллы является фонтан драконов, который находится в центре сада.

Легенда гласит, что фонтан был возведен всего за одну ночь, в сентябре 1572 года. Фонтан соорудили, чтобы почтить память папы Григория (Boncompagni) XIII, который был гостем на вилле. Драконы выбраны были потому, что на фамильном гербе папы также имеются крылатые драконы.

В нижней части сада находится Ротонда dei Cipressi, округлая площадь с гигантскими вековыми кипарисами.

Наконец, самым впечатляющим и внушительным фонтаном сада является фонтан Нептуна, созданием которого занимался Джан Лоренцо Бернини (позже фонтан восстанавливался в 20-ом веке).

Не менее интересен Fontana dell»Organo, названный в честь механизма, размещенного внутри фонтана. Необычность фонтана в том, что этот механизм при помощи воды издает звуки, аналогичные органной музыке. Этот удивительный звуковой эффект до сих пор удивляет сегодняшних посетителей.

Вилла д’Эсте (итал. villa d’Este) — дворцово-парковый ансамбль, расположенный в городе Тиволи, недалеко от Рима. Вилла является шедевром итальянского Ренессанса и в 2001 году включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство виллы заказал кардинал Ипполито II д"Эсте, назначенный в 1550 году губернатором Тиволи. После прибытия в резиденцию кардинал обнаружил, что ему придется жить в старом и неудобном монастыре, построенном веками ранее. И он решил превратить монастырь в роскошную виллу.

Ипполито II д"Эсте поручил известному архитектору Пирро Лигорио разработать проект нового дворца и садов, строительство которых планировалось начать в конце 1550 года. Но из-за дипломатических миссий и разногласий с новым Папой Римским кардинал долгое время отсутствовал в Тиволи, и строительство откладывалось до июля 1560 года.

Реализация архитектурного проекта требовала сноса домов, общественных зданий и дорог, а также отвода близлежащей реки Аньене для снабжения водой сложной системы бассейнов и фонтанов.

Рыбные пруды перед Фонтаном Нептуна

Торжественное открытие виллы д"Эсте состоялось в сентябре 1572 года, незадолго до смерти кардинала (2 декабря 1572 года).

Следуя эстетическим принципам эпохи Возрождения, сад симметрично разделен на 30-метровые секции, расположенные вдоль центральной оси.

Последующие 100 лет при кардиналах д"Эсте виллу регулярно обновляли. Но начиная с XVIII века и до середины XIX века, вилла, пребывавшая в собственности Габсбургов, пережила свои худшие времена. Между 1850 и 1896 годами вилла принадлежала кардиналу Густаву фон Гогенлоэ, который восстановил ветхость виллы и разрушенные сады.

После Первой мировой войны вилла д"Эсте стала государственной собственностью Италии. В 1920-х годах и после Второй мировой войны были проведены масштабные реставрации, после которых виллу открыли для посетителей.

Центральная аллея к вилле д"Эсте

1. При оформлении Версальского парка и архитекторы изучали опыт создателей садов д’Эсте.

2. В 2007 году парковый комплекс виллы выиграл в номинации «Самый красивый парк Европы».

3. В 2014 году вилла д’Эсте входила в ТОП-10 самых посещаемых итальянских музеев.

Интерьеры виллы: описание и фото

В 1565 году начались работы по внутреннему декорированию виллы. Залы украшали лепниной, фресками, античными статуями и гобеленами. Над интерьерами виллы работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и другие.

Особенно занимательны интерьеры нижнего этажа, где расположены красивые залы, каждый из которых оформлен в особой тематике, связанной с природой, религией и мифологией:

  • Зал Ноя;
  • Зал Моисея;
  • Зал Венеры;
  • Тибуртинские залы;
  • Зал Фонтана;
  • Зал Геракла;
  • Зал Благородства;
  • Зал Славы;
  • Зал Охоты.

Фреска второго Тибуртинского зала

Эти комнаты служили кардиналу, чтобы послушать здесь музыку, пообщаться с друзьями, почитать и поразмышлять на религиозные темы.

Фонтаны в садах villa d’Este

Всемирную славу вилле д"Эсте принесла ее необычайная система фонтанов, над которой работал Томазо Чиручи из Болоньи - один из самых опытных инженеров-гидравликов 16 века.

Сложная гидротехническая система состоит из 500 разнообразных фонтанов, самыми популярными из них являются:

Фонтан Орган (итал. Fontana dell’Organo) - самый известный фонтан садов, выполненный в 1571 году французским инженером Люком Леклерком. Этот фонтан был первым в своем роде и производил большое впечатление на всех, кто слышал его звучание. Фонтан издает мелодичные звуки благодаря особой конструкции, соединенной с трубами органа.

Фонтан Орган начинает функционировать в 10:30, а далее включается через каждые 2 часа.

Фонтан Нептуна (итал. Fontana di Nettuno) - наиболее впечатляющий и зрелищный фонтан виллы. Он был построен в 1927 году, но отлично вписался в уже существующую композицию парка. От фонтана Нептуна начинаются большие рыбные пруды.

Фонтан дель Биккьероне (итал. Fontana del Bicchierone), построенный архитектором Джованни Бернини в 1661 году, имеет форму рюмки, которая стоит на дне большой ракушки.

Овальный фонтан (итал. Fontana dell"Ovato) спроектирован в 1567 году архитектором Пирро Лигорио в качестве водного театра. За задней полукруглой стенкой бассейна создан туннель, который служил местом встречи гостей в жаркие летние дни. Над фонтаном находится искусственная гора, пронизанная тремя гротами, каждый из которых украшен статуей.

Фонтан Рометта (La Rometta) иллюстрирует историю Рима: в центре композиции находится статуя Ромы, а ниже стоит волчица, кормящая основателей Рима - Рема и Ромула. Лодка с мачтой в виде обелиска символизирует остров Тиберина.

Дорога Ста фонтанов (итал. Cento Fontane), расположенная между фонтанами Рометта и Овальным, представляет собой три параллельных потока, которые сформированы на разных высотах для подачи струй из миниатюрных антропоморфных масок.

Информация для посетителей Виллы д’Эсте

Адрес: Piazza Trento, 5, 00019 Tivoli RM, Италия

Как добраться из Рима

Автобусы из Рима в Тиволи отправляются каждые 30 минут от небольшой станции, расположенной возле метро Ponte Mammolo (линия В). В Тиволи следует выйти на остановке Largo Nazioni Unite и 300 метров пройти пешком.

График работы

Открывается вилла ежедневно в 8:30, а закрывается в зависимости от длительности светового дня:

  • январь, ноябрь, декабрь - 16:45;
  • февраль - 17:15;
  • март - 18:00;
  • апрель, сентябрь - 19:00;
  • с мая по август - 19:30;
  • октябрь - 18:15.

Выходной день - понедельник.

Стоимость входного билета

  • полный - 10 €;
  • льготный - 5 €.

Для детей до 18 лет вход бесплатный (необходимо предъявить документ, подтверждающий возраст).

Цены могут варьироваться в зависимости от выставок, проходящих на территории виллы д’Эсте.

Экскурсии

Групповые экскурсии проводят по предварительной записи (минимум за 5 рабочих дней), для бронирования следует обратиться в колл-центр по номеру: 199.766.166

Цены:

  • 90 € - экскурсии на итальянском языке;
  • 110 € - экскурсии на иностранном языке (английский, французский, немецкий, испанский).

Стоимость экскурсии указана для группы до 25 человек, за каждого дополнительного человека нужно доплатить 3,5 €. Максимальное количество участников в группе - 50.

Для самостоятельного знакомства с виллой и ее парком можно приобрести в кассе аудиогид стоимостью 4 евро.

Вилла д’Эсте на карте Тиволи

Вилла д’Эсте (итал. villa d’Este) — дворцово-парковый ансамбль, расположенный в городе Тиволи, недалеко от Рима. Вилла является шедевром итальянского Ренессанса и в 2001 году включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Виллы д’Эсте: от создания до наших дней

Строительство виллы заказал кардинал Ипполито II д"Эсте, назначенны..." />