Вранье не бывает турбулентности в ясном небе. «Стихия при ясном небе»: почему опытные пилоты не всегда могут предугадать турбулентность 

Очередная страшилка от СМИ потрясла страну.
"Свалился самолет" "Жуткая воздушная яма" "В шаге от смерти"
Подобные заголовки, в течении последних трех дней, не сходят с главных печатных страниц, ТВ экранов и новостных лент интернета.
"Чем хуже и страшнее - тем лучше!" Этот лозунг, видимо, встал во главу угла всех рейтинговых каналов и изданий. Только ленивый не обсосал эту новость с ужасающими подробностями.
Бороться с подобным - бесполезно.

Есть очень классная песенка из детского кинофильма Буратино, которой "сто лет - в обед", но она очень точно отражает сегодняшнюю действительность:
"...Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь -
И делай с ним, что хошь!"

Я никогда не даю никаких комментариев СМИ по поводу авиационных происшествий и событий по одной простой причине, они практически всегда извращают смысл сказанного и перекраивают на свой лад, в угоду своих, либо чьих-то еще интересов, полученную информацию.(проверено) Поэтому я лучше здесь попытаюсь объяснить, что такое "Турбулентность ясного неба", опасно ли это и как себя вести в самолете.
Наболело.
Итак
Воздушный транспорт, как и любой другой (железнодорожный, морской, автодорожный, конный, телепортационный...), является субъектом повышенной опасности, повышенного риска, как для своих пассажиров и водителей, так и для сторонних участников движения. Не буду сейчас касаться всего остального, кроме неба (разговор идет о полетах).
Об атмосфере планеты известно очень многое. Конечно далеко не все, но все же достаточно для того, чтобы по возможности, максимально безопасно в ней передвигаться. (не абсолютно безопасно, а максимально возможно!)
Известно, что атмосфера состоит из газа (кислород там всякий, азот, углекислый газ и прочие газы) За состав отвечает химия, за свойства физика. В данный момент нас интересуют именно свойства атмосферы.
Многие годы, умные люди наблюдали за атмосферой, делали статистические записи, придумывали и проводили опыты, пытались предсказать погоду и разобраться, почему летом идет дождь, а зимой снег. Все это привело к появлению отдельной науки - МЕТЕОРОЛОГИИ.(научно-прикладной области знаний о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.) Нужно сказать, что наука эта шагнула довольно далеко и многие вещи, и процессы происходящие в планетарной газовой оболочке, стали очень хорошо понятны и предсказуемы.
Для авиации, знание о небе самое главное из знаний! Невозможно создать самолет (воздушный шар, дирижабль, экраноплан, атмосферолет...) не понимая того, что с ним происходит в воздухе и какое влияние этот самый воздух оказывает на инородный предмет, оказавшийся в его среде. А поэтому, все небесные колесницы, рассчитывают и строят так, чтобы обеспечить их совместимость и интегрированность в небо, согласно задач, целей и функций, предстоящих выполнять этим летательным аппаратам в полете. Именно из-за этого пассажирский лайнер не похож на боевой истребитель, а воздушный шар на воздушного змея. Так как же и что влияет на полет?
Основными параметрами неба являются: Температура, давление, влажность. Это те самые три кита, на которых держится вся остальная кухня атмосферы. Все эти параметры постоянно меняются, что приводит к различным процессам в воздухе, которые напрямую оказывают влияние на воздухоплавание. (ветер, давление, циклоны и анти циклоны. Ураганы, Тайфуны, дожди, снегопады, морозы, засухи и т.п.)
Я вам открою страшную тайну, принцип полета самолета держится на разности давления воздуха под крылом и над крылом. В принцип полета воздушного шара заложена разница температуры воздуха внутри шара и снаружи.(воздух внутри шара нагревают горелкой, плотность воздуха падает и он становится легче, чем холодный снаружи). Дирижабль держится в воздухе потому, что газ внутри баллона отличается от атмосферного и он легче, чем воздух вокруг. Змей летает, потому, что дует ветер и его держит веревка! Как только вы уберете эти принципы из уравнения полета вашего небесного агрегата, он тут же брякнется на землю! (силу тяготения еще никто не отменял! С телепортацией и антигравитацией немного сложнее, но тоже все объяснимо, но об этом в следующий раз)

Вы прослушали (прочитали) размытую вводную часть о "Турбулентности ясного неба". Перейдем к конкретике.

Атмосфера неоднородна и поэтому, любое воздушное судно находящееся в ней подвержено её влиянию. Болтать (трясти) может всегда и везде, вне зависимости от высоты полета, местности над которой пролетаем, наличия облаков, ветра, времени суток. Есть явные зоны и признаки неба, когда с вероятностью в 146% самолет будет трясти.
Первое. Это прежде всего облака.
Облака это тот же самый воздух, но чрезвычайно насыщенный водой. Это значит, что плотность облака значительно выше, чем плотность окружающего его газа.Там другая температура и давление. Это в свою очередь приводит к нестабильности воздушных масс вблизи и внутри самих облаков. Чем мощнее облако, тем мощнее и разнообразнее процессы происходящие внутри и рядом.
Прежде всего это направление и сила воздушных потоков. Вверх. вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. )
Опасность в больших, грозовых облаках совсем с другой стороны исходит. Там, внутри, не все так гладко и ровно. Там воздух превращается в воду и лед, а лед это уже серьезно. Кроме опасности повреждения корпуса самолета градом,(расколотит в дребезги, как здрасьте!) есть опасность сильного обледенения. Скорость нарастания льда на несущих поверхностях воздушного судна - космическая! Обледенение для самолета, это все равно, что к маленькому рыболовному поплавку привязать кирпич! Если говорить проще, то это превратит летательный аппарат в кусок льда. Не нужно наступать на хвост спящей змее и если есть возможность, то лучше её обойти, чем наступить. Мы всегда обходим грозовые облака и никогда не испытываем судьбу. (но если все же попал туда, а так иногда случается, то это вовсе не значит, что все, пипец, приплыли! Просто нужно как можно быстрее покинуть недружелюбную область. Этому учат, и мы знаем как это делать. И еще раз: Болтанка, это самое невинное, чем грозит гроза!)
Следующее место, где всегда трясет это горы.
При полетах над горной местностью, турбулентность (нестабильность) атмосферы всегда повышена. Связано это с вертикальным и горизонтальным изменением направления ветра. Ну тут все просто. Ветер дул себе прямо и дул. Бац! Гора на пути! Ветер стал загибаться вверх и в бок. Воздушный поток закручивается и завихряется, и поднимается вверх, возмущая спокойную атмосферу.
Знаете в чем разница между цунами и просто здоровенной волной? Высота волны цунами может быть и не очень большой, но масса воды, которую несет в себе цунами и которая следует за этой невысокой волной такова, что имеет астронамический размер. Волна в 2 метра высотой оказывается чуть ли не бесконечной! Она идет и идет, и сносит все на своем пути. В то же время, просто огромная волна, даже в 10 метров, не наносит никакого особого ущерба, так, как нахлынула и закончилась. Так и с воздушными потоками в горах. Ветер дует и дует, загибается и загибается, и устремляется ввысь. Весь этот газовый микс поднимается высоко над горами и трясет самолет. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Далее.
Береговая черта.
Там, где море заканчивается и начинается материк, вероятность болтанки очень велика. Дело в том, что прогрев земли и воды не одинаков, (помним, что одним из основных показателей атмосферы есть температура) воздух тоже прогревается не одинаково и вот на этом стыке холодного и горячего возникают "депрессии" (есть такое понятие в метеорологии, об этом вы сами можете почитать подробнее, если заинтересуетесь. Материала в сети много.), что приводит в свою очередь к возникновению вертикальных и горизонтальных потоков. Нужно понимать, что потоки эти не просто потоки похожие на ручейки или даже реки, но невообразимых размеров массы воздуха! Миллионы, миллиарды тон возмущенного газа! (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Где еще может тряхануть?
Наверное многие из вас испытывали на себе, весь полет проходил спокойно, а при снижении и заходе на посадку, почти у самой земли, начинает кидать? Все верно! Это называется термические потоки (или "термики"). С этим явлением очень хорошо знакомы планеристы. Природа этой турбулентности, та же самая, неравномерный прогрев...
Ну а теперь самое сладкое: "Турбулентность этого самого, ясного неба"
Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая. Сам видел!) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать пол тысячи километров в час! (Как-то видел и испытывал на себе ветер скорость которого была 400 км в час над морем Баффина (это между Гренландией и Канадой)) И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!
Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с "Турбулентностью ясного неба". Сие явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.
Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе - даже очень. Если с облаками и осадками все просто, то с направлением и силой ветра-проблема. Существуют метеокарты, которые выпускаются специальными бюро постоянно, с определенной периодичностью. В них указывается направление и скорость ветра по высотам, указываются зоны с повышенной вероятностью турбулентности, но все это очень и очень приблизительно, так, как атмосфера слишком не стабильна и указать точную точку с координатами на карте, где возникнет сильная болтанка и в какое время - просто не реально. Примерная область и период времени - да, конкретное место и время - нет! Статистика говорит о том, что наиболее часто, самолеты попадают в подобный переплет над океанами и при полетах вблизи экваториальной областью земли. Попадают там, где зарождаются циклоны и где температурные изменения очень скоротечны и значительны. Можно ли как-то спрогнозировать и избежать попадания в эти области? Практически нет. (ну или перестать летать) Нужно понимать, что никаких "Воздушных ям" не существует на самом деле. Воздушный поток неразрывен! Есть области в небе (возникают и исчезают) где несколько фаз физического состояния атмосферы сходятся в одно время и в одном месте. Например мощный восходящий или нисходящий поток вдруг пересекается с границей воздушного течения и тут возникает "жопа с ручкой". Но она скоротечна и изменчива эта бяка, так, как поток через десять секунд сместится, а восходящий порыв исчезнет.
Можно долго перечислять места и причины возникновения болтанки, но обычному пассажиру это как-то не очень интересно, потому, что он платит деньги за то, что хочет переместиться из пункта "А" в пункт "Я" быстро, безопасно и комфортно. И он имеет на это право! Но все же нужно знать, что может его, моего любимого пассажира, ожидать. "Предупрежден, значит вооружен!"
Так. А, что же самолет? Как он переносит эти потрясения?
А самолет для того и сделан, чтобы жить в этой небесной карусели. Самолету значительно легче и безопаснее в небе, чем на земле! Не верите? Смотрите:
В-777 весит 350 тонн! (ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ ТОНН КАРЛ!) Из этого веса 140 тонн жидкого топлива, которое заполняет баки и колышется там внутри баков - буль-буль. Тяжеленные двигатели, которые могут сдвинуть своей струей танк весом в 50 тонн!(каждый двигатель!) висят под крылом и крепятся всего тремя болтами. Сам фюзеляж с креслами, чемоданами, пассажирами, курицей и пивом. Крылья, залитые под самые гланды топливом. Все это хозяйство стоит на земле, всего на трех худеньких опорах - шасси и земля -матушка все это к себе притягивает с силой 350 тысяч килограмм! (возьмите стеклянный шар и поставьте его на острие иглы и надавите на него сверху. Каково?) А,что происходит, когда самолет летит? А происходит то, что всю эту тяжеленную хрень, начинает держать воздух! Каждый миллиметр, каждый атом железного монстра, воздух с нежностью обтекает и поддерживает! Крылья, стабилизатор, фюзеляж, все это мягко лежит на воздушном потоке! Так где самолету легче?
А? Что? Крылья машут? Ха! Так они и должны махать!
Вот ради интереса, возьмите хороший, качественный, графитовый, современный спиннинг и попробуйте, не привязывая к нему приманки, им махать, что есть дури. Сломаете? Думаю вряд ли, запаритесь махать! (сам рыбак, знаю о чем говорю)
Самолет сродни стеклянному шару, который бросили в бурный весенний поток. (я не зря упомянул про острие иглы и стеклянный шар) Что будет с таким шаром, если на его пути не будет всяких камней и других шаров? Ну ровным счетом ничего! Шар будет весело скакать по волнам повизгивая от удовольствия.
А вот теперь самое СТРАШНОЕ!
Посадите в этот скачущий, по волнам безмятежного счастья, стеклянный шар мышей... Представляете что будут испытывать бедные мыши?
Эпилог
(Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Дорогие мои пассажиры, мир сложен и не всегда дружелюбен, но мир справедлив и благосклонен к тому, кто играет по его правилам.
Не переходите дорогу на красный свет. Обходите трамвай спереди, не ходите под карнизом, где капают сосульки, надевайте спасательный жилет находясь в лодке, не пейте настойку боярышника за три рубля, не хватайтесь за оголенные провода, пристегивайтесь сидя в самолете...
НЕ СТОЙ ПОД СТРЕЛОЙ!
Удачи вам и хорошего весеннего настроения...
Ваш Летчик Леха.

В ночь на 1 мая самолет рейса Москва — Бангкок авиакомпании «Аэрофлот» попал в «воздушную яму». Из-за «турбулентности ясного неба» непристегнутых пассажиров неожиданно выбросило из кресел, около 20 человек получили травмы. сайт разобрался, почему возникает непредсказуемая турбулентность и чем она опасна.

27 пострадавших

В самолете «Аэрофлота» инцидент случился поздно ночью за 20 минут до начала снижения. Табло «пристегните ремни» было выключено. Самолет сначала резко набрал высоту, а после опустился. Тех, кто не был пристегнут, выбросило из кресел.

«В результате сильного толчка самолет подбросило на 100−200 метров вверх, часть непристегнутых пассажиров по инерции оказались выброшены в проход и получили травмы» , — сообщил Интерфакс со ссылкой на информированный источник в столице Таиланда.

По данным сервиса Flight Radar , за считанные минуты лайнер сначала поднялся на 210 м, а потом так же резко вернулся на прежний курс — с 10,6 километра до 10,8 и обратно. При этом его скорость сначала резко упала, а потом восстановилась.


Травмы различной степени тяжести получили 27 пассажиров. Судя по видео из салона, вещи заметно разбросало. Сильнее всего пострадали те, кто сидел в хвосте самолета, люди с серьезными травмами лежали прямо в проходах.

Откуда в небе ямы?

Причиной инцидента признали «турбулентность ясного неба» — опасное явление, которое особенно сложно предсказать. Чтобы понять, откуда она берется, нужно разобраться, как появляются обычные «воздушные ямы».

Пассажиры чувствуют тряску, когда самолет переходит из восходящего потока воздуха в нисходящий или наоборот. Также причиной «болтанки», как называют ее пилоты, может быть смена ветра.

«Первое, что нужно понять, — в разных точках земли разные температуры поверхности, — объясняет Том Банн, отставной пилот, терапевт и основатель программы по борьбе со страхом полетов. — К примеру, поверхность озера холоднее, чем берега вокруг, а вспаханные поля отличаются по температуре от невспаханных. Теплый воздух легче, чем холодный. Теплый воздух поднимается, а холодный — опускается. Когда самолет встречает изменяющийся поток воздуха, мы чувствуем то, что называют «воздушной ямой».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Воздушными ямами» называют проявления турбулентности в полете. Турбулентность встречается часто и в большинстве случаев не представляет опасности. Пилот сравнивает это явление с проездом автомобиля по ухабам или лодкой, плывущей по волнам. Самые сильные «провалы», как правило, происходят в районе гроз.

Струйное течение и «сдвиг ветра»

Турбулентность ясного неба — это «болтанка», которая случается при визуальном отсутствии облаков. Это явление намного сложнее предсказать, так как оно происходит на большой высоте — в тропосфере (7 — 12 километров).

Турбулентность ясного неба обычно возникает на границах высотного струйного течения под влиянием других атмосферных факторов.

Струйное течение — это узкая зона сильного ветра в верхних слоях тропосферы. Скорость ветра на оси может превышать 25 м/с. Это течение может достигать сотни километров в ширину и тысячи километров в длину, по вертикали его «толщина» — 2−4 км. Струи в течениях перемещаются в виде извивающихся «воздушных рек» и в основном направлены к востоку.

Также появлению турбулентности ясного неба способствуют температурный градиент (перепад температур в определенном направлении), «сдвиг ветра » (резкое изменение скорости или направления ветра на относительно небольшом участке) и «подветренные волны » (появляются при преодолении ветром горного хребта и вызывают турбулентный горизонтальный вихрь).


«В нашем случае последствия оказались минимальные»

Стандартные радары самолета не могут обнаружить турбулентность ясного неба. «„Турбулентность ясного неба“ возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение , — объяснили представители „Аэрофлота“. — Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места».

Однако существуют способы предсказать это явление заранее. Российские ученые умеют определять при помощи особых лидаров — аналога радара, который работает на основе данных о рассеянии света.

Как отмечают в «Аэрофлоте», турбулентность ясного неба — нередкое явление. Каждый год фиксируется около 750 подобных случаев. Самолет российской авиакомпании был готов к таким нагрузкам. «В нашем случае последствия оказались минимальные, так как парк самолетов „Аэрофлота“ самый новый и самый хороший» , — рассказал пилот лайнера.

Однако последствия таких инцидентов зависят от типа самолета. Известен случай гибели "Боинга 707" на горе Фудзи в Японии в 1966 году. В результате расследования официальной причиной катастрофы признали аномально сильную турбулентность при абсолютно ясной погоде . Нагрузки на конструкции оказались намного выше допустимых, из-за чего самолет разрушился в воздухе.

Мгновения, которые пришлось пережить пассажирам авиарейса Москва-Бангкок, можно назвать без преувеличения жуткими. Самолет попал в ловушку - то, что летчики называют «турбулентность ясного неба». Переломы, ранения - у людей было ощущение, что самолет начал падать. 27 человек травмированы, 15 из них остаются в больницах Бангкока.

Первые минуты после тряски. В салоне самолета - жуткая картина. Окровавленные пассажиры лежат в проходах, сидят у аварийных выходов. Многих просят не вставать - неизвестно, насколько серьезны травмы. Как выяснится потом, переломы, сильные ушибы.

«С одной стороны лежала женщина, стонала, ей было очень больно. И мужчина стонал. Ему было, видимо, вдвойне больнее. Девушка, когда уже все закончилось, ходила по салону, у нее был глаз подбит, щека вся разодрана. Таких людей было много, которые очень сильно пострадали. Почти никто не был пристегнут и не успел пристегнуться», - рассказывает пассажирка Елена Трегубец.

Самолет еще не начал снижение, поэтому табло «Пристегните ремни» не горело. Люди спокойно гуляли по салону - разминались в проходах после девятичасового перелета. Рейс Москва-Бангкок подходил к концу. За 40 минут до посадки - резкие толчки. 300-тонный "Боинг-777" провалился в воздушную яму почти на 250 метров.

«Сильно нас качнуло раза два-три. И как-то я сразу интуитивно начала пристегиваться. И буквально пара секунд, и как будто начали мы падать. И пассажиры вверх полетели до потолка, и с грохотом все упали вниз», - рассказывает Елена Трегубец.

В аэропорту самолет встречали медики. Всего на борту было 313 человек. 27 - среди них и россияне, и иностранцы - сразу отправили в местный госпиталь. Там некоторым пострадавшим пришлось делать операции. Для помощи россиянам в больницу отправили сотрудников посольства и переводчика.

Погода в небе над Таиландом не сулила ничего плохого. По словам специалистов, лайнер попал в так называемую турбулентность ясного неба.

«Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью. И ее не фиксируют приборы. Основная опасность в том, что у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости пристегнуться. Эта ситуация крайне опасна для пассажиров, которые остаются не пристегнутыми ремнями безопасности», - пояснили в авиакомпании «Аэрофлот».

Такая болтанка случается и в небе над Россией, но куда слабее, чем в тропических широтах.

«В тропических широтах оно более развито и характеризуется очень большими градиентами, то есть, мощностью и непредсказуемостью. Избежать этого было невозможно. Хотя надо держать ухо востро», - комментирует ситуацию командир авиационной эскадрильи, пилот Сергей Матросов.

В идеале, нужно быть пристегнутыми весь полет, как экипаж этого рейса. Должностная инструкция. За штурвалом был опытный летчик Александр Рузов, налет свыше 23 тысяч часов. Второй пилот Артем Унанов - налет больше 10 тысяч. Они вывели машину из зоны турбулентности, посадили в штатном режиме. По их словам, тряска усилилась из-за действий автопилота.

«Автопилот не смог вовремя правильно среагировать, поэтому и получились такие броски самолета. Поэтому после попадания в воздушную яму мы отключили автопилот и плавненько самолет вывели в горизонтальный ровный полет», - рассказал Александр Рузов.

Путешественники отметили работу бортпроводников. Они оказывали помощь и делали все, чтобы избежать паники. Хотя им самим изрядно досталось.

«По ним видно было, что они с травмами, они тоже поцарапанные, они тоже были не готовы к этому. Они давали обезболивающие таблетки тем, кто очень сильно пострадал, накладывали жгуты», - рассказывает Елена Трегубец.

Подобные случаи в гражданской авиации - не редкость. Каждый год в мире фиксируют почти 750 таких происшествий. На рейсе компании Etihad Airways из Абу-Даби в Джакарту травмы получили 30 человек. А это кадры с перелета из Лимы в Буэнос-Айрес - досталось даже членам экипажа. Но, пожалуй, самый громкий случай - в небе над Гонконгом. В августе 2013 года в зону турбулентности попали сразу два авиалайнера. Один из пассажиров тогда пробил головой пластиковую обшивку салона. Больше пятидесяти человек увезли в больницы.

Пассажирам рейса Москва-Бангкок продолжают оказывать помощь в тайских клиниках. Их жизни ничто не угрожает. Для родственников открыли горячую линию - по телефону +66904033645 можно узнать всю последнюю информацию о состоянии пострадавших. Тем временем, стало известно, что все пострадавшие получат компенсации. Кроме того, им оплатят лечение, переоформление билетов и гостиниц.

При этом после посадки службы аэропорта проверили сам «Боинг», попавший в воздушную яму. Никаких повреждений не обнаружено. Самолет сразу же отправился обратно в Москву.

Несколько десятков пассажиров получили травмы и переломы, когда 1 мая 2017 года самолет, летевший из Москвы в Таиланд, попал в зону турбулентности. C этим явлением хотя бы раз в жизни сталкивался почти каждый, кто летает самолетами. сайт рассказывает, что такое турбулентность, в чем состоит особенность турбулентности ясного неба и при чем тут изменение климата.

Что такое турбулентность?

Под понятием «турбулентность» обычно понимается ситуация, в которой самолет начинает очень сильно трясти. С точки зрения физиков, турбулентность - это образование линейных и нелинейных волн при возрастании скорости течения жидкости или газа в среде. Обычно это явление характерно для пристеночных слоев слабовязких жидкостей и газов, а также для случая, когда плохообтекаемые тела находятся на некотором расстоянии друг от друга. В природе турбулентность проявляется не только в воздухе, но и в мировом океане. Так, животные научились извлекать из потока энергию: движением плавников и крыльев они разрушают поверхностные волны и создают особую структуру турбулентности.

Атмосферная турбулентность, при которой массы воздуха постоянно перемещаются как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной, характеризуется образованием воздушных ям из-за резких перепадов температур и скорости ветра. Ирина Горлач, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, рассказала, что на возникновение турбулентности влияет несколько факторов, преимущественно орография и воздушные потоки. В свою очередь, от высоты горного рельефа, скорости, направлений и интенсивности потоков зависят условия турбулентности.

Чем чревата турбулентность ясного неба

На высоте выше пяти километров может наблюдаться такое явление, как турбулентность ясного неба (ТЯН). В отличие от других видов атмосферной турбулентности, она возникает при ясной погоде или при наличии облаков верхнего яруса, и ее достаточно сложно заметить заранее. Ученые установили, что гораздо чаще это явление происходит над гористой местностью, в особенности с подветренной стороны склона.

Вместе с тем турбулентность ясного неба трудно прогнозировать из-за резкой локализации в окружающем потоке, динамики размеров и длительности явления. Более того, турбулентность ясного неба невозможно зафиксировать с помощью радаров. На сегодняшний день ее предсказывают через косвенные признаки, указывающие на вероятность явления, и строят прогностические модели, основанные на ряде факторов.

Основные работы по разработке методики прогнозирования турбулентности ясного неба пришлись на 90-е годы ХХ века, и с тех пор практически ничего не изменилось. Так, согласно методу , составленному Гидрометцентром России, основными разновидностями механизма гидродинамической неустойчивости являются гидродинамическая неустойчивость основного потока, стратифицированного по ветру и температуре, неустойчивость внутренних волн в устойчивом потоке и неустойчивость критического уровня.

Успешность прогноза также обусловлена тем, что повторяемость ТЯН во многом зависит от региона. Рассчитывают индексы турбулентности ясного неба и за рубежом, в частности в Великобритании, США и Канаде.

За последние 50 лет произошло пять авиакатастроф, причиной которых стала турбулентность ясного неба. Так, в 1966 году самолет, летевший из Токио в Гонконг, разрушился в воздухе при полном отсутствии облачности. В результате погибли все находившиеся на борту пассажиры. Как показало расследование, причиной аварии стала аномально сильная турбулентность вблизи склонов Фудзи, которая превышала допустимые нагрузки на конструкцию. В том же году похожая авиакатастрофа произошла в США, в штате Небраска: самолет обходил мощную грозу, попал в турбулентность и также разрушился в воздухе.

Спустя два года, в декабре 1968 года, авиалайнер, заходивший на посадку в аэропорт Илиамна (Аляска), внезапно развалился. Пилоты, летавшие неподалеку от места крушения, рассказали, что столкнулись с сильной турбулентностью. Это противоречило официальному прогнозу погоды, поэтому к расследованию привлекли независимого эксперта, который сделал вывод, что из-за оттока арктических воздушных масс в регионе образовалась воздушная волна, в которой и образовалась зона турбулентности.

Одна из крупнейших аварий произошла в 2001 году в Нью-Йорке. Когда авиалайнер вылетал из аэропорта, он попал в воздушное течение, которое создал другой самолет. Оставшееся от авиалайнера воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолета (в авиации это явление называют спутным следом или спутной струей), послужило причиной турбулентности. Вызванная перегрузка привела к тому, что вертикальный хвостовой стабилизатор оторвался, и самолет рухнул на жилой район.

Число прецедентов попадания в турбулентность ясного неба по разным источникам колеблется от до 1500 случаев в год. К счастью, большая их часть не наносит никакого вреда пассажирам и экипажу, однако задержки рейсов и перебои из-за турбулентности наносят вред авиакомпаниям. Так, только в Соединенных Штатах ущерб

Тем не менее с этим исследованием согласны не все климатологи. Ирина Горлач прокомментировала: «Между изменениями климата и турбулентностью весьма далекая связь, так как турбулентность в первую очередь связана с распределением потоков. Химический состав, конечно, может влиять, но весьма опосредованно».

05.07.2018, 12:50

Турбулентность при ясном небе - самая неприятная и нежелательная разновидность вихревых заносов, которые возникают неожиданно в безоблачном пространстве с отличной видимостью. Самолет попадает между воздушными потоками, которые очень сильно различаются по направлению и скорости движения, температуре и плотности. В этот момент он как будто проваливается в яму, его начинает трясти. Последствия такой могут быть разными от травм пассажиров до крушения воздушного судна.

Данный вид турбулентности очень сложно обнаружить заранее - как визуально, так и с помощью радара, лидара, потому как область низкого давления среди ясного неба увидеть невозможно. Однако в мае 2018 года российские ученые заявили, что научились предсказывать турбулентность при ясном небе, используя специальное устройство, следящее за изменением Мюонов.

Когда заряженные частицы попадают в атмосферу, они взаимодействуют с атомами азота и кислорода, в результате чего получаются мюоны. Каждую минуту на квадратный метр земли их падает в среднем 120. Мюоны, проходя через атмосферу, теряют свою энергию, и потери эти зависят от плотности атмосферы. Если на пути встречается пустота или область низкого давления, мюоны теряют меньшее количество энергии, что сразу же будет зафиксировано. Таким образом, по характеру изменений мюонного потока можно отслеживать, описывать и предсказывать атмосферные процессы.

Чтобы засечь эти частицы, ученые построили специальный прибор гигантских размеров, который называется «Мюонный годоскоп» или «Ураган». Установка представляет собой детекторы большой площади (порядка 11 квадратных метров), которые каждую секунду регистрируют примерно две тысячи мюонов. Таких модулей восемь, находятся они друг над другом, от чего установка немного напоминает слоеный пирог.

Восемь регистрирующих плоскостей установки формируют картинку, подобно рентгеновскому снимку, который позволяют сказать, с какой стороны прилетела частица в режиме реального времени. Поэтому одного комплекса хватает, чтобы видеть небо в радиусе сотен километров и прогнозировать не только зоны, где может возникнуть турбулентность ясного неба, но и такие стихийные бедствия, как снегопады, бури, торнадо и ураганы, причем за несколько часов до их проявления, когда все остальные методы ещё бессильны.

Сегодня ученые тесно сотрудничают с метеослужбами, сопоставляют свои прогнозы, включая те, что получены традиционными способами. Это нужно, чтобы подтвердить точность метода, после чего мюонная диагностика может официально поступить на службу метеорологам. От ураганов, торнадо и турбулентности мы не избавимся, по крайней мере «предупрежден, значит вооружен». Благодаря точным прогнозам можно перестроить траекторию полета самолета и подготовиться к стихийным бедствиям, а это значит, избежать плачевных последствий.