7 чудесный. Краткая стория семи древних чудес света (8 фото)

Многие, привычные для нас с Вами вещи, тем или иным образом связаны с числом 7.

Это и семь дней недели, семь нот, семь смертных грехов, семь священных церковных таинств, «цветик - семицветик», Белоснежка и семь гномов, и многие другие. Число 7 у многих народов считается символичным, счастливым. В древних цивилизациях (вавилонской, древнегреческой) оно обозначало законченность, совершенство мира, сумму основных его составляющих (4 частей света и основу жизни в лице родителей и ребенка). Город Рим был построен на 7 холмах. Чтобы описать все подобные примеры нужно потратить уйму времени, поэтому перейдем к описанию истории возникновения 7 чудес света.

Первые упоминания о чудесах света появились в Древней Греции . Так историк и философ Геродот, живший в 5 в. до н.э., перечислил 3 чуда света:

1) Храм богини Геры на острове Самос;

2) Акведук, доставляющий воду через систему тоннелей (о. Самос);

3) Дамбу, защищающую порт от морских штормов (о. Самос).

С тех пор люди все чаще стали описывать самые грандиозные и значимые архитектурные постройки, поэтому список Геродота через два столетия полность обновился и расширился.

Писатель из г. Сидона (Финикия) Антипатр, в третьем веке до н.э., стал автором нового списка 7 чудес света античного мира, который практически без изменений дошел до нашего времени. Путешествую по разным странам он оставлял отзывы о каждой из них, уделяя важнейшим архитектурным памятникам особое внимание. Он мог рассказать нам лишь о тех архитектурных шедеврах, которые не были разрушены природными катаклизмами, либо военными действиями, иначе список чудес света мог бы стать гораздо более объемным. Также в классической интерпретации списка 7 чудес света , не вошли сооружения, построенные человеком позднее 3 века до н.э.

Так не попали в список такие грандиозные рукотворные архитектурные проекты как: Вавилонская башня , стены города Вавилон , Александрийская библиотека , Дворец Кира в Персеполе, Афинский акрополь со статуей богини Афины, храм царя Соломона , римские Колизей, Капитолий и многие другие.

Перейдем к описанию чудес света в классическом варианте по хронологии.

1) Пирамида Хеопса , построенная египтянами около 2550 г. до. н.э.. Располагается в долине Гиза (Египет), и предназначенная как усыпальница для фараона Хеопса. Это одно из семи чудес света, которое практически в первозданном виде сохранилось до нашего времени и пользуется огромной популярностью у туристов со всех уголков Земли.

2) Висячие сады Семирамиды, были построены примерно в 600 г. до. н.э. в городе Вавилоне, (современный Ирак). Сады были преподнесены в качестве подарка жене царя Навуходоносора II. До наших дней этот памятник архитектуры не сохранился, так как был разрушен землетрясением спустя 200 лет после постройки.

3) Храм Артемиды в Эфесе , построенный в 550 г. до. н.э. греками, лидийцами и персами близ города Эфес (Турция). Данный храм был возведен в честь древнегреческой богини Артемиды. Храм Артемиды 2 раза подвергался разграблению и разрушению (вначале Геростратом в 370 г. до н.э., а затем племенами готов в 3 в н.э.). В результате, пожара храм полностью сгорел.

4) Статуя Зевса , созданная древнегреческим скульптором Фидием в 435 г. до н.э. первоначально была установлена в Олимпии (Греция) , где каждые 4 года проходили олимпийские игры, в храме Зевса. Бог Зевс изображен в виде восседающей на троне статуи, сос скипетром, на котором расположен посланник Зевса Орел. Впечатляющая по своим размерам, исполнению и стоимости храмовая статуя была разрушена во время пожара, произошедшего на Ипподроме города Константинополя в V в н.э.

5) Мавзолей в Галикарнасе возведен совместно карийскими, персидскими и греческими зодчими в 351 г. до н.э. под руководством архитектора Пифея. Мавзолей представлял собой гробницу правителя Карии - царя Мавсола и его супруги, Артемисии и располагался близ города Галикарнас (Турция). До наших дней сохранились лишь архитектурные фрагменты и фундамент мавзолея, разрушенного в 1494 году сильным землетрясением. Чудом уцелели 2 статуи - царя Масола и царицы Артемисии. В настоящее время они хранятся в Лондонском британском музее.

6) Колосс Родосский огромная 18 метровая статуя в бронзовом корпусе, посвященная богу Солнца Гелиосу, в честь победы жителей острова Родос (Греция) над войсками Диметрия Полиокрета в 304 г. до н.э. Работа была завершена в 280 г. до н.э. Статуя простояла чуть более 66 лет, после чего при землетрясении несколько элементов статуи отвалились. В 7 в. н.э. бронзовый корпус статуи был полностью разобран.

7) Александрийский маяк , возведенный в III в. до н.э. по указанию Александра Македонского. Маяк располагался на острове Фарос, близ вновь построенного города Александрия (Египет). Он был грандиозным архитектурным сооружением более 130 метров в высоту. Венчала его статуя бога Зевса. Маяк позволил осуществлять навигацию не только в дневное, но и в ночное время. От названия острова на котором он располагался (Фарос) в 19 в. были названы осветительные приборы для автомобилей - фары. Простоявший более тысячелетия, маяк все же пал под напором стихии. В 783 году н.э. Александрийский маяк был разрушен сильным землетрясением. А на его месте в 15 в. турками была построена крепость, сохранившаяся и поныне.

Семь чудес света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. При этом традиционным жанром эллинистической поэзии являлось прославление списка самых знаменитых деятелей культуры - поэтов, философов, царей, полководцев и пр. либо выдающихся памятников архитектуры.

Первые упоминания о Чудесах света встречаются именно в эту эпоху, когда по Европе уже прошли победоносные войска Александра Македонского. Широкое распространение греческой культуры на территориях, входящих в состав государств, которые завоевал великий полководец, обеспечило громкую известность отдельным памятникам и архитектурным сооружениям. Но следует отметить, что «отбор» чудес происходил постепенно. Одни названия сменяли другие, и на сегодняшний день в перечень самых величественных произведений искусства и архитектуры входят:

Кратко обо всем

Историки и ученые считают, что самой древней является первая достопримечательность - Египетские Пирамиды . Отличительной особенностью этого Чуда света является то, что только оно сохранилось по нынешний день в почти первозданном виде. Датируется постройка Пирамид Гизы приблизительно 1983 годом до н.э., и самым крупным строением из комплекса является гробница Хеопса.

Остальным Чудесам света не так повезло, и до наших дней дожили только развалины некоторых из них. К примеру, Висячие сады Семирамиды , которые создавались в VI веке до н.э., были разрушены наводнениями во II веке. Но даже обветшалые остатки этого величественного сооружения захватывают дух.

Статуя Зевса из Олимпии , созданная приблизительно в 435 году до н.э. известным античным скульптором Фидием, сгорела почти через тысячу лет в Константинополе. Храм Артемиды в Эфесе был возведен в 550 году до н.э., но по прошествии двух веков его так же разрушил сильнейший пожар.

Галикарнасский Мавзолей создан архитектором Пифеем в 351 году до н.э. В 1494-м на юго-западе Турции были отмечены землетрясения, после которых сохранились лишь фундаменты и архитектурные фрагменты строения. Что касается Колосса Родосского , построенного в начале III века до н.э. греками, то он пал в результате серии сильнейших подземных толчков где-то между 224 и 225 годами до н.э.

Александрийский маяк , построенный в III веке до н.э. по указанию правящей династии Птолемеев, является вершиной инженерно-технической мысли того времени. Строение продержалось до 1480 года, обеспечивая надежным освещением прибрежные воды. В XV веке маяк был частично разрушен землетрясением.

О каждом из Семи чудес света можно говорить бесконечно. О них знает любой школьник. С ними связывают античные эпосы и древние легенды. Каждое из них укрыто тенью тайны и неизвестности. Но одно можно сказать со всей уверенностью - это самые значимые памятники цивилизации из всех, которые удалось создать человечеству.

Прекрасные творения природы и человечества в разные века считались самыми удивительными. Но наступила другая эпоха и сегодня «Я и Мир» покажет вам чудеса света нашего времени.

В начале 21 века решили обновить список семи чудес света. Для этого почти 100 млн человек по всему миру голосовали за прекрасные творения планеты. И в 2007 году были оглашены результаты опроса, где были представлены современные красоты Земли.

Сколько же и какие диковинки сохранились до наших дней? Начнём по порядку.

Колизей (Италия)


Из всех строений того времени, Колизей самый грандиозный и почти сохранившийся до наших дней. Здесь на потеху граждан Рима сражались и погибали сотни рабов-гладиаторов, а также множество экзотических животных.

В высоту амфитеатр 57, а в окружности – 527 метров. Вверху крепился огромный балдахин, а внутри всё было покрыто мрамором. 36 лифтов поднимали вверх вручную рабы, каждый по 10 человек.

Через 8 лет, когда амфитеатр был достроен, в устроили праздник, продолжавшийся целых 100 дней, а на арене были убиты тысячи животных и сотни гладиаторов. Вход был бесплатный, поэтому кровавые зрелища могли посмотреть все желающие, особенно было много женщин. Бои всегда начинались на рассвете и заканчивались, когда последние лучи солнца касались горизонта. А в праздники всё продолжалось по нескольку дней.

Великая стена (Китай)


Стена тянется по северу Китая 8851,9 км. Строительство началось ещё в 3 веке до н. э., где принимало участие более 1 000 000 человек. Стройка продолжалась 10 лет, но было слишком много проблем: не было дорог, достаточного количества воды и пропитания для строителей, свирепствовали эпидемии. В результате, местное население восстало против дальнейшего строительства и правящей династии.

Следующее пришедшее к власти правительство продолжило стройку. Но это истощало народ и казну, а сама стена не давала той защиты, на которую надеялись власти. Враги могли легко проникнуть сквозь слабо укреплённые места, или просто подкупить стражников.

Древний город в Перу


Мачу-Пикчу – старый «затерянный город инков», построенный высоко в горах. Этот город – один из мировых чудес был возведён в 15 веке на высоте 2450 метров над уровнем моря. Архитектура каменных строений гармонично вписалась в красоты горных ландшафтов.

В городе были придуманы астрономические сооружения, позволяющие наблюдать за небесными светилами – это водяное зеркало 0,92 на 0,62 м, монолит-гномон и храм, напоминающий обсерваторию.

Здесь выращивали фрукты и овощи, целебные растения, кока (кокаин). А выше в горах были пастбища домашних животных и здесь же добывали полезные металлы.

За всё время существования города испанцам и другим завоевателям так и не удалось до него добраться. После крушения империи инков, жители покинули город и 400 лет он был в запустении.

Набатейский город


Развалины древней Петры находились на пересечении торговых путей Красного и Средиземного морей. В городе можно было полюбоваться на более чем 800 достопримечательностей. Строение считалось искусственным оазисом, возведённым среди скал и песка, и почти полностью состоит из каменных построек.

В своё время Петра была завоёвана Римской империей, но после падения Рима, город был забыт почти на 2 000 лет. И только в начале 19 века его обнаружил швейцарский путешественник.

Усыпальница в Индии


Одно из красивейших чудес света – . В архитектуре плавно переплетаются персидский, исламский и индийский стили. Строительство продолжалось 21 год и днём, и ночью. Храм был построен в честь умершей во время родов любимой жены императора Мумтаз-Махал.

Чтобы построить усыпальницу, в Индию везли строительный материал со всей Азии, а храм строили более 20 000 рабочих. Здание высится вверх на 74 метра. В своё время английские солдаты и чиновники разграбили Тадж-Махал, выковыривая драгоценные камни из стен храма. В конце 19 века усыпальницу реконструировали и видоизменили, а саду придали английский вид.

Прекрасный белоснежный мавзолей с пятью куполами и четырьмя минаретами словно парит над искусственным водоёмом, отражаясь на водной глади.

Статуя Христа (Бразилия)


Знаменитая 38-ми метровая статуя Христа-Искупителя. Регулярно в неё бьют молнии и поэтому рядом постоянно есть в запасе камни для восстановления.

Ежегодно почти 2 000 000 туристов посещают огромный монумент, чтобы увидеть не только его, но и живописную картину, открывающуюся у подножия статуи. Добраться наверх можно по автостраде или железной дороге с миниатюрным поездом. На постройку статуи средства собирали «всем миром» и работа продолжалась около 9 лет.

В начальном варианте пьедестал должен был иметь форму шара земли, но потом остановились на статуе Христа с раскинутыми руками в виде креста.

Священный город Майя (Мексика)


Чичен-Ица – священный город народов майя. Люди пришли в эти места в 4 веке, а в 10 веке его захватили тольтеки и превратили в самый могущественный город того времени. В 12 веке город стал приходить в упадок и постепенно разрушаться. Но до сих пор неизвестно, почему жители покинули великий город.

До наших дней дошли прекрасные сооружения: пирамида Кукулькана, посвящённая Богу ветров и дождей, «Храм времени», площадки для игр с мячом (есть мнение, что проигравшую команду обезглавливали), храм Воинов, обсерватория, Священный сенот для жертвоприношений.

Прекрасные творения человечества до сих пор восхищают своей красотой и неповторимостью. Может быть через много лет будет новый список семи чудес света, а пока мы любуемся фото и читаем описание этих прекрасных сооружений.

Смотрите также видео:

Египетские пирамиды в Эль-Гизе

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде.

Пирамиды Египта служили могилами для своих умерших королей. В центре ритуального комплекса здания - египетские пирамиды, по поверьям древних египтян обладали магической силой, в них мумифицированный фараон мог достичь вечной жизни. Первым шагом, который послужил созданию комплекса «Египетские пирамиды», была пирамида Джосера, построенная вскоре после того, как Египет стал единой землей (примерно в 3000 до н.э.). Пирамиды Египта стали известны в основном за счет пирамиды Хеопса, находящейся в Гизе, которая была открыта века спустя. Египетские пирамиды отличались уникальными технологическими особенностями, и до сих пор не до конца ясно, как именно их построили. Настоящую эволюцию, по мере которой развивались египетские пирамиды, можно проследить от самых древних доисторических могил до великолепия на плато Гиза. Пирамиды выстроены на левом - западном берегу Нила (Запад - царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых - бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. Самая большая из трех - пирамида Хеопса (зодчий Хемиун, 27 в. до н. э.). Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания - 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире). Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени - высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии. Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты - коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения. Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».

Висячие сады Семирамиды

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены - мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.

Сады в Вавилоне

Любопытно, однако, одна из самых впечатляющих достопримечательностей мира даже не упоминается Геродотом: Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес античного мира. Указывают, что висячие сады Семирамиды были построены царем Навуходоносором, который правил городом в течение 43 лет, начиная с 605 до н.э. Существует менее достоверная альтернативная история о том, что сады были построены ассирийской королевой Семирамидой в ходе ее пятилетнего правления, начиная с 810 до н.э. Это был пик власти города и его влияния, когда царь Навуходоносор построил удивительный массив храмов, улиц, дворцов и стен, к чему относились и висячие сады Семирамиды. По легенде, висячие сады Семирамиды были построены, чтобы удивить и порадовать жену Навуходоносора, Амитис. Амитис, дочь царя Мидии, вышла замуж за Навуходоносора с целью создания альянса между народами. Она пришла из зеленой, солнечной страны, и высушенная на солнце местность Месопотамии показалась ей удручающей. Король решил воссоздать свою родину путем создания искусственных гор с садами. Висячие сады Семирамиды получили свое название не потому, что свисали наподобие кабеля или веревки. Название происходит от неточного перевода греческого слова, которое означает не только "висеть", но "нависать", как в случае с террасой или балконом. Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии - ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении - Семирамида). Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии. После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время - открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.

Статуя Зевса Олимпийского

ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер ответил: «...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»: Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

Статуя Зевса в Олимпии

Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки - изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.

Мавзолей в Галикарнасе.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света. Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей). Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры - цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. - Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.

Мавзолей в Галикарнасе

В 377 до н.э., город Галикарнас был столицей небольшого царства вдоль средиземноморского побережья Малой Азии. Именно в этом году правитель этой земли умер и оставил контроль над царством сыну, Мавсолу. Мавсол продолжил начатое отцом расширение территории, дойдя до юго-западной части Малой Азии. Мавсола, со своей королевой, правил Галикарнасом и прилегающими территориями в течение 24 лет. Мавсол, хотя он был местным жителем, отлично говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством. Затем, в 353 до н.э. Мавсол умерл, оставив свою королеву одну, которая также была его сестрой (Это был местный обычай для правителей - жениться на своей собственной сестре), с разбитым сердцем. Как дань уважения к нему, она решила построить самый великолепный Галикарнасский мавзолей, ставший его могилой. Вскоре Галикарнасский мавзолей стал известным сооружением, и теперь имя Мавсола связано со всеми величественными гробницами, поскольку именно от его имени появилось слово «мавзолей». Галикарнасский мавзолей был таким красивым и уникальным, что он стал одним из семи чудес античного мира. Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море - замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.

Храм Артемиды Эфесской.

АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды Эфесской сегодня – это остатки колонн и скудные фрагменты, валяющиеся на земле, и это все, что осталось от седьмого чуда света. По словам Страбона, храм Артемиды Эфесской уничтожался по меньшей мере семь раз, и столько же раз перестраивался. Археологические находки свидетельствуют о, по меньшей мере, четырех восстановлениях этого храма, начиная с 7 века до нашей эры. Черсифон и Метаген возвели двукрылый храм в 6 веке до н.э. и его, по Герострату, сожгли – следующая величественная структура, построенная полностью из мрамора, появилась в 334 году до н.э., и была закончена в 250 г. до н.э. Храм Артемиды Эфесской вызвал восхищение даже Александра Великого, который оплачивал продолжение работы. Там работали также Скопас и Пракситель, а за дизайн отвечал Хирократ. Эллинистический храм был построен на подиуме, к которому вела 13-ступенчатая лестница. Двойная колоннада окружала внешнее и внутреннее пространство (105 х 55 м). Рельефные колонны были работой Скопаса, а Пракситель работал над оформлением алтаря. К сожалению, как мы уже говорили, храм Артемиды Эфесской не сохранился. Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм - точную копию эфесского - в городке Скиллунте в Элиде. 21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом - совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь - 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной - около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях. Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом. В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

Фаросский маяк.

ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера.

Александрийский маяк

При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж - фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас - база египетского флота).

Колосс Родосский.

КОЛОСС РОДОССКИЙ, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э.

Колосс Родосский

Путешественники в Нью-Йоркской гавани могут увидеть чудесное зрелище. Перед ними появляется стоящая на небольшом островке в гавани огромная статуя женщины в одеждах, держащая в руках книгу и факел, устремляющийся в небо. Статуя имеет почти сто двадцать футов от ног до короны. Она иногда называется "Современный Колосс", но чаще ее называют статуей Свободы. Колосс Родосский, которого так напоминает нам статуя Свободы, это старинное творение древних, находящееся на острове Родос. Колосс Родосский представлял собой статую, стоящую по берегам пролива, одна нога находилась на одном берегу, вторая – на втором. По проекту, между ног статуи должны были проплывать корабли. К сожалению, Колосс Родосский оказался «слаб в ногах», из-за землетрясения его ноги подломились, и огромная статуя рухнула в воду. Долгое время оставались остатки его ног, служившие доказательством его существования, но до наших дней не дошли и они. Колосс Родосский сегодня стал символом масштабного, но плохо продуманного в основании проекта, который может легко обрушиться. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове - он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается. Не так давно, пару лет назад, прошли очередные выборы, где определялись новые 7 чудес света.

Современные чудеса света

В новый перечень вошли следующие чудеса:

Великая китайская стена - по нашему скромному мнению, она должна входить во все подобные списки, где затрагиваются новые чудеса света. Стена является поистине невероятным объектом, на какой было затрачено множество средств, материалов, и людских жизней. Поразительная по своим размерам конструкция вызывает восхищение, когда мы только задумываемся о существовавшем тогда уровне техники.

- Петра - данный объект также по праву был включен в новые 7 чудес света, поскольку он представляет собой целый город, целиком вырубленный в скалах. Мастерство рабочих удивляет даже по современным меркам, а если опять же вспомнить, что городу несколько тысяч лет, то можно с уверенностью утверждать - это настоящее чудо.

- Статуя Христа - известная нам по бразильским сериалам, высокая конструкция, венчающая холм в Рио. Рассматривая новые 7 чудес света, мы считаем, что можно было бы выбрать и что-то другое, более достойное, но это только наше личное мнение.

- Мачу-Пикчу - индейский город, сохранившийся до наших дней, и представляющий собой памятник древней цивилизации инков. Новые чудеса света ставят его на одно место с китайской стеной и египетскими пирамидами, и мы склонны с ними соглашаться - действительно, здесь есть, на что посмотреть.

- Чичен Итца - это постройки, ставшие памятником другой великой цивилизации - майя. Здесь сохранились древние скульптуры, строения, изобретения, практически в идеальном состоянии дошедшие до наших дней. Даже некоторые предметы мебели были найдены здесь. Наш вердикт - современные чудеса света должны включать этот город.

- Римский Колизей - место, где проходили сражения гладиаторов, пропитанное кровью и страшными историями, последними вздохами людей и животных. Новые чудеса света включают Колизей не просто из-за его красоты, но из-за истории, участия в древних произведениях, рассказах и повествованиях.

- Тадж Махал - овеянный романтическим ореолом, храм, выстроенный в память, наверное, одной из самых известных историй любви в мире, он достоин включаться в современные 8 чудес света исключительно из-за своей истории.

- Пирамиды Египта - они были включены в новые 8 чудес света, поскольку египтяне обиделись из-за того, что их «чудо» не вошло в перечень лучших. Решено было уважить просьбу, поскольку и правда, конструкция заслуживает восхищения. Очередные новые 8 чудес света В настоящее время проводится новый отбор претендентов на список «современные 8 чудес света». Дело в том, что предыдущий отбор привлек много внимания, позволил значительно увеличить знания о природных чудесах, инженерных и прочих. Поэтому сегодня предлагается еще раз выбрать новые 8 чудес света - природных. Выбор будет проходить в несколько этапов, сейчас определяется 21 финалист.

Иллюстрированная интерпретация Семи Чудес Света.

Первый человек на планете Земля появился 2 миллиона лет назад, такие выводы помогают сделать археологические раскопки в Эфиопии, Кении, Танзании. За время своего существования человечество эволюционировало, оставляя за собой яркие следы своего бытия.
Что может нам так наглядно демонстрировать уровень развития, религию, власть в различные периоды проживания человека на земле, как ни дело рук человеческих? Памятники архитектуры – вот настоящий кладезь истории. Это то, что помогает нам помнить о своём величественном прошлом, о своём былом могуществе, воссоздать утерянные исторические сведения, гордиться своими предками и верить в силы современного общества.
7 чудес света – это самая яркая демонстрация величества прошлых лет. Почему именно 7? Начнём с того, что 7 чудес света были определены ещё в античные времена. Число «7» считалось святым, числом великого бога Аполлона, оно было символом законченности и безупречности.
Встречаются рассказы об этих восхитительных памятниках истории ещё в эпоху эллинизма – это период времени, который оканчивается смертью Александра Македонского, а точнее 323 годом до нашей эры. Дошедшие до нас древние папирусы говорят о том, что чудеса света были предметом изучения в школе.
Первым, кто описал известные сегодня 7 чудес света, был Геродот. Правда, древнегреческий историк в своём труде «История» отобразил, только три памятника. А в III веке нашей эры миру предстал уже полный список «7 чудес света», который сохранился до наших дней.
С прошествием времён список неоднократно менялся, убиралось старое, добавлялось новое. Тем ни менее, мы с вами сейчас рассмотрим чудеса света, которые были в самом первом античном списке, который дошёл до наших дней.
7 чудес света включают в себя: в Египте находились Пирамида Хеопса и Александрийский маяк, в материковой Греции Статуя Зевса, в Вавилоне Висячие сады Семирамиды, на территории современной Турции был расположен Храм Артемиды и Мавзолей в Галикарнасе, на острове Родосс возвышался Колосс Родосский
Из этих всех величественных исторических памятников до наших дней дошёл только один, остальные шедевры архитектуры, к огромному сожалению, были разрушены.
Пирамида Хеопса. Этот то единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней. Самая крупная пирамида в Гизе была построена примерно в 2000 году до нашей эры. Основание постройки квадратное, высота её достигает 147 метров, но из-за того, что несколько тысячелетий вокруг пирамиды происходили песчаные бури, сильные ветра, одно из 7 чудес света немного ушло под землю, значительно сократив свою высоту.
По мнению учёных, строительство этой усыпальницы продолжалось на протяжении тридцати лет. Но тело фараона внутри стен гробницы так и не было найдено – этот факт является загадкой по сегодняшний день.
Глядя на этот исторический памятник захватывает дух. Пирамида Хеопса поражает своей красотой и величием. Неужели древние египетские рабы смогли построить такой шедевр без современных приспособлений? Как они это сделали?


Висячие пирамиды Семирамиды. На самом деле висячие сады нужно было назвать «свисающими». Во время археологических раскопок историки наткнулись на дворцовый комплекс, который был выполнен в виде пирамиды. Вся пирамида была покрыта множеством растительности, которые как бы свисали с ярусов строения.
Одно из семи чудес света было возведено в VII веке до нашей эры, по приказу царя Навуходоносора II, который в те времена правил Вавилоном Великим.
Навуходоносор заключил союз с правителем Мидии Киаксаром, которой подкрепили браком вавилонского царя и дочери Киаскара Амитис. Амитис из Мидии – страны с богатой природой, наполненной зеленью и свежим воздухом была вынуждена переехать в Вавилон, город, построенный на засушливой местности, пыльный и песчаный. Наблюдая за тем, как мучается жена, заботливый муж решил сделать своей супруге подарок – создать своеобразный оазис, где Амитис будет чувствовать себя как дома. Навуходоносор так и поступил, тем самым на свет появилось одно из 7 чудес света – Висячие сады Семирамиды.
Почему сады Семирамиды? Ответ на этот вопрос очень прост: это ошибка древних историков. Они предписали сады ассирийской царице Семирамиде, которая жила двумя веками ранее.
Где именно находились Висячие сады, до сих пор остаётся загадкой. Историки имеют на этот счёт несколько гипотез.


Статуя Зевса в Олимпии. Согласно греческой мифологии Зевс – главный бог. Ему поклоняются гром и молния, небо и воздух, его боятся остальные боги.
Статуя Зевса, которая поразила умы человечества, была воздвигнута в V веке до нашей эры в храме Зевса на Олимпии. Храм был выполнен из мрамора, и поражал своей величественностью, красотой. Для изготовления статуи громовержца был приглашён один из самых известных и талантливых архитекторов Греции – Фидий.
В 435 году состоялось открытие статуи. В этот момент вся Греция застыла в изумлении. Никакие чудеса света не могли сравниться с мощью, силой, красотой статуи великого бога Зевса. Зевс был выполнен из золота и слоновой кости. Он сидела на золотом троне, в руках его был золотой скипетр, возле ног гордо сидел золотой орёл, а голову украшал венок.
Известно, что в V веке нашей эры статуя ещё существовала. Но после принятия греками христианства все храмы были закрыты. Феодосий I велел разобрать статую на части. После чего великое произведение искусства сгорело, или в Константинополе, или в самой Греции.


Храм Артемиды в Эфесе. Храм Артемиды был построен в VI веке до нашей эры. Но прежде чем это архитектурное сооружение приобрело тот вид, в котором оно стало одним из чудес света, оно было множество раз построено и множество раз разрушено.
Жители античного мира, а именно Греции поклонялись великой богини плодородия Артемиде. В определённый момент, выбрав место, где в основном делали жертвоприношения для богини, жители Эфеса начали строительство. Деревянные здания не выдерживали природных разрушений, поэтому храм строили несколько раз.
Наконец известный и талантливый скульптор Херсифон в 450 году до нашей эры построил более качественный храм, но через сто лет его сожгли. Тогда последователи скульптора приняли решение выполнить храм из мрамора. Это был величайший шедевр искусства, и именно он стал одним из 7 чудес света. Величественное сооружение было огромных масштабов: длинна – 105 метров, ширина – 51 метр.
К сожалению, уже в 263 году храм разграбили готы. В IV веке нашей эры была провозглашена единая религия христианство, которая потребовала уничтожение всех языческих памятников культуры.


Мавзолей в Галикарнасе. Когда именно началось возведение мавзолея до сих пор остаётся неизвестным. Считают началом строительства приблизительно IV век до нашей эры. Время, когда Кария был ещё колонией персидской империи.
Правитель Карии – Мавсол, начал строительство ещё при жизни. Заканчивала его, уже жена Мавсола.
Кстати, название «мавзолей» пошло именно от имени правителя – Мавсола.
Готовое сооружение восхищало, настолько оно было прекрасным. Мавзолей в Галикарнасе представлял собой крупную архитектурную постройку, внутри которой был собственный двор. Тонкие и в тоже время очень мощные резные изображения украшали отделку постройки.
Как именно был разрушен мавзолей не известно. Окончательно уничтожили исторический памятник набег мальтов в XV веке, или землетрясение.
Найдены были остатки мавзолея в 1977 году в результате археологических раскопок Кристиана Джеппеза.


Колосс Родосский. Колосс Родосский является предпоследним в античном списке 7 чудес света.
К сожалению, если вы сейчас захотите полюбоваться одним из мощнейших памятников античной архитектуры – греческим 36 метровым богом солнца – Гелиосом, то у вас это не получится. Так как величайший исторический памятник был уничтожен землятресением в 226 году до нашей эры. То произведение искусства, которое на протяжении 12 лет создавали величайшие античные скульпторы, простояло лишь 60 лет.
На решение создать такую скульптуру внушительных размеров подтолкнула благодарность жителей Родосса, за то, что якобы великий Гелиос поспособствовал тому, что Деметрий Македонский смог защитить город от завоевателей.
Сейчас одну из 7 чудес света пытаются восстановить. По плану современных архитекторов, статуя будет увеличена в размере ещё на 30 метров, и внутри неё будет развлекательный комплекс.


Александрийский маяк. Заканчивает список «Чудеса света» произведение искусства, которое находилось возле Александрии.
Александрия был портовым городом, и берег Средиземного моря был слишком мелководным, а дно каменистым. Поэтому, в 285 году на острове Фарос, что вблизи Александрии и началось грандиозное строение.
В результате длительных работ миру предстала 120 метровая статуя, состоящая из трёх отделений. В верхнем отсеке которой пылал огромный костёр. Камень и мрамор – вот главные составляющие сооружения, которое, как предполагалось, строилось на века. Но, к сожалению, великолепной башне судьбой не было уготовано столь долгое существование. Простояв практически 1000 лет, шедевр античного искусства рухнул в результате землетрясения.


Чудеса света, сколько в них загадок, и тайн? Как многого мы ещё не знаем, и уже не узнаем никогда. Становится ясным одно, необходимо тщательно оберегать наши культурные ценности, чтобы наши потомки могли воочию полюбоваться изумительными историческими памятниками.