Кто такие сирены в греческой мифологии. Сирены в мифах: их история, облик, легенды

Страшные мифические существа, завораживающие своим пением, сирены наверняка знакомы каждому любителю древних мифов и легенд. Сегодня существует множество хорошо известных литературных произведений, фильмов, сказок, компьютерных игр, посвященных сказочным морским обитателям. Что же скрывают эти персонажи мифов, почему они получили такую популярность?

Кто такие морские сирены, как они произошли

Сирена – это мифическое существо, соединяющее в своем образе красоту и коварность морских просторов. Они такие же непредсказуемые, как и водная гладь, которая, на первый взгляд, может казаться мелью, а на самом деле, полна подводных рифов или, наоборот, черная глубина, которая может оказаться заросшей водорослями мелью.

В мифах рассказывается о двух внешних обликах этих морских красавиц. Одни легенды о сиренах говорят, что это полу-девушки, полуптицы, а другие настаивают на том, что сирены – родственницы русалок, которые обладают такой же завораживающей девичьей красой и длинным рыбьим хвостом.

Всеми известная «Одиссея» рассказывает о существовании двух сказочных монстров, однако автор (Гомер) не называет их имена. В более поздних источниках уже упоминается и третья красавица. Эти волшебные создания, как и все смертные, носили имена. Их звали Персинойя, Аглаоа и Тескепия, соответственно старшая, средняя и младшая сестры. Каждая из них имела свой особенный дар: одна завораживала путников, играя на кефаре, средняя приманивала добычу прекрасным голосом, а младшая обладала талантом игры на флейте. Сирен в мифологии можно встретить и под другими именами. Так старшую называли Парфенопой, среднюю – Лигейей, а младшую – Левкосией.

Нет достоверных сведений, кто мог быть родителем этих страшных созданий. Если верить одним сказаниям, то их родительницей была одна из трех главных муз, по другим версиям – Богиня хаоса Кета, третьи же называли их матерью Стеропу. По поводу отца также нет конкретного ответа: одни считали, что это был Ахелой, другие же – Форкий.

Каждый из возможных родителей, которых можно встретить в мифах о сиренах, также имеет свою интересную историю и предпосылки к порождению этих водных чудовищ.

К примеру, Форкий, морской подземный царь, который правил океанскими просторами до появления Посейдона, был очень жестоким и недолюбливал людей. Ради забавы он, вместе со своей властной женой Кетой, могли поиздеваться над смертными с помощью водяных монстров. Эти ужасные божества являются создателями таких чудовищ, как Ехидна, Ладон (100-главый дракон), горгон, гесперид. Поэтому, вполне вероятно, что создание смертельных певиц – их рук дело.

Если говорить об Ахелойе (властелине рек), он был менее жестоким, чем два предыдущих «кандидата в родители». Он стал одним из героев мифа про Геркулеса. Там бог предстал в образе быка, которого поверг герой ради спасения прекрасной девушки. Если верить одним источникам, то благодаря союзу Мельпомены с речным божеством и появились поющие русалки.

Форкий, так же, как и Ахелой, умел менять внешность. Возможно, именно поэтому так разняться описания морских сирен в различных источниках, ведь оба из предполагаемых отцов были оборотнями. Легенды, появившиеся после «Одиссеи», описывают океанских чудищ, как сладкоголосых девушек, обладающих крыльями, как русалок с волшебными голосами, как существа с птичьим телом, но головой женщины. Один из отцов дал существам свой ужасный, злобный, жестокий, кровожадный характер, а мать одарила их талантом.

Можно встретить версию, что сирен прокляли и поэтому они остались наполовину в человеческом обличии, а на половину в животном. Согласно одному сказанию, морские певицы не смогли защитить Персефону от Аида, а после ее исчезновения, не предпринимали попыток найти свою покровительницу. За такую безответственность мать Персефоны Деметра «наградила» нерадивую свиту своей дочери проклятьем.

Согласно другой версии, девушки все же пытались найти свою госпожу, что было не по нраву Зевсу, который был не против кражи Персефоны. Чтобы избавиться от сирен, боги осуществили превращение красавиц в птиц.

Еще по одной версии, морские красавицы сами возжелали принять такой облик.

Мифические существа сирены в легендах

Одно из сказаний повествует о песенном турнире между морскими певицами и музами, устроенном богиней Герой в городе Аптер. Неизвестно, зачем Гере понадобился этот турнир. Ходили слухи, что Зевс влюбился в одну из океанских красавиц, и, чтобы устранить конкурентку, богиня брака придумала такой конкурс. Музы победили и оборвали перья у океанских певиц, сделав из них себе украшения на голову. Сжалившись над униженными существами, Зевс даровал им Анфемоэссу (остров в океане).

Древние сказания, которые появились после Гомеровского произведения, рассказывают о морских чудовищах, которые поют на острове, окруженном острым рифом. Эти монстры завораживают моряков звуками своих голосов, корабли разбиваются о скалы, а добычу девушки вытаскивают на берег и съедают. Счастливчику Орфею со своими спутниками удалось спастись от этих чудищ. Благодаря тому, что Орфей сам обладал чарующим голосом и волшебной игрой на лире, все время, пока корабль проплывал мимо опасного места, молодой человек играл и пел. Однако один из моряков чудесным образом все же был заворожен. Он спрыгнул с корабля в море и поплыл навстречу смерти. Ему удалось выжить только благодаря богине любви.

Первым источником, где упоминались морские чудища, была «Одиссея». Там Гомер детально описал, где находился остров, на котором обитали океанские певицы. На острове творилось ужасное: он был «застелен» остатками высохшей кожи и костьми. Одиссей, благодаря своей изобретательности, смог спасти себя и свою команду. Он придумал засунуть в уши пчелиный воск, который смог защитить моряков от чарующих звуков. Сам же, в силу любопытства, попросил приковать себя к мачте, чтобы понять, почему эти песни такие чарующие. Команда смогла удержать капитана и не отправить его на верную гибель.

Для сирен было губительно пропустить хотя бы один корабль без жертв. Им напророчили скорую гибель после такого случая. Пропустив корабль Одиссея, водные монстры сошли с ума. Одни из них бросились в воду. Сирены в море превратились в большие скалы. А другие, начали ощипывать себя и остальных, после чего утопились. Чаще всего можно встретить версию, что смерть сирена принес не Одиссей, а Ясон с Аргонавтами.

Если верить Софоклу, ему удалось не только повстречаться с живыми сиренами, но и пообщаться с ними. Согласно его повествованию, эти воздушные девы обитают в Аиде и создают истинную гармонию с помощью своих песен.

Встречается в источниках и связь водных красавиц с существом под название Дельфийский Оракул.

Картинки с изображением таинственных созданий размещали на могилах во времена Древней Греции. Создавались множество повествований и легенд об этих существах, в их честь был возведен храм и гробница.

Морские Чудовища в период Средневековья

С приходом периода Средневековья все древние мифы стали трактоваться со стороны, выгодной католичеству.

«Физиолог», средневековый труд, вещает о сиренах следующее:

Этот текст был переписан иными словами из творения Гомера. Под образом сирен средневековый автор имел в виду всех двуличных людей, в том числе, пришедших к власти.

В трактатах этих времен встречается сравнение Одиссея с Христом, которого приковали не к мачте, а к кресту. Церковь сравнили с кораблем, а сирен – с пороками. Сладким пением пороки пытались соблазнить человека, но лишь вера (представленная в образе веревок) смогла его спасти. В средневековом переводе сирены как раз и обрели рыбьи хвосты.

Сирены в современной культуре

Сегодня эти мифические существа фигурируют как одни из главных героев множества сказок, произведений и фильмов. Фото океанских красавиц встречаются на множестве сайтов в интернете. Про них даже снимают многосерийные сериалы и создают компьютерные игры.

Мистические существа сирены действительно завораживают человека и по сегодняшний день своей таинственностью и красотой. Ведь до сих пор не удалось разгадать, в чем же такое волшебное свойство их голоса.

Древний человек «населил» мир не только бессмертными богами, которые вершили судьбы, но и фантастическими существами. Одни из них хорошо относились к людям, помогали им, другие же, наоборот, таили в себе опасность. Такими существами, которые могли навредить человеку, были сирены. Мифология наделила их прекрасным голосом, удивительной внешностью и жестоким нравом. А жертвами их становились моряки, проплывающие мимо.

Исторические сведения

Сегодня сирена считается мифическим, то есть вымышленным персонажем. Раньше люди верили в их существование. Древние эллины описывали их как женщин-птиц, но уже в пятом веке некий автор утверждал, что эти существа были до пояса женщинами, а ниже пупка - птицами. В шестнадцатом столетии сирены считались полулюдьми-полурыбами. Альберт Великий утверждал, что лица их безобразны, зато голос был изумителен. Именно последний образ существ стал самым популярным, поэтому их именем назвали целый отряд млекопитающих, обитающих в море. Но был еще один образ, который ненадолго прижился в мире: деворыбоптичий.

Мифы древних греков

Итак, мы выяснили, как выглядят сирены. Мифология считала их существами, имеющими голову женщины, а тело птицы. Они приходились дочерями речному богу Ахелою и одной из муз (то ли Мельпомене, то ли Терпсихоре). Отец наградил их крутым нравом, а мать - изумительным голосом.

Но вначале были людьми все сирены. Мифология рассказывает, что это были прекрасные девушки, которые прогневили богов, за что и потеряли красивое обличье. По одной легенде, их наказала Афродита за высокомерие и гордыню, по другой - это сделали музы за то, что сирены вызвали их на певческое состязание.

Также вероятно, что эти дивные существа ранее были нимфами в свите Персефоны. Когда она вышла замуж за бога подземного царства и отправилась за ним в Аид, Деметра (мать Персефоны) превратила девушек в птиц. А может, они сами захотели превратиться, чтобы отыскать свою госпожу, ведь изначально Аид выкрал юную богиню. Люди отказались им помогать, тогда они в отчаянии удалились на остров и начали мстить.

Месть сирен

Изощренно мстили людям сирены. Мифология утверждает, что существа завлекали своими голосами моряков, а когда те приближались, то их корабли разбивались о рифы. Никто не мог устоять, поэтому они шли на верную смерть. Весь остров был усеян человеческими костями, а сирены продолжали петь, завлекая новых жертв.

Ни один корабль не мог проскочить мимо острова и остаться невредимым. которым удалось избежать злой участи, были аргонавты. Сладкая песня сирен была заглушена пением человека. Это легендарный Орфей, играя на своей кифаре, исполнял свою песню. Вторым мимо злосчастного острова сумел проплыть Одиссей. О существовании этих опасных дев царь Итаки знал, поскольку его отец Лаэрт был на борту «Арго», когда тот направлялся в Колхиду.

Одиссей хотел послушать песню сирен, но не имел права подвергать опасности свой корабль. Тогда он воспользовался хитростью: залепил друзьям уши воском, а себя велел крепко привязать к мачте. Товарищи не поддавались на просьбы Одиссея отвязать его - они не слышали ни царя, ни пения. Сами сирены, увидев, что их чары больше не действуют на людей, бросились в море и стали скалами.

Влияние на культуру

Читатель уже знает, как выглядела и что делала сирена. также рассказала о гибели этих дивных существ. В дальнейшем люди начали считать сирен музами ангелами смерти, исполняющими скорбные песни. В было модным изображать их на дворянских гербах, наделяя новыми чертами. А сегодня это красивый образ, который часто используется авторами жанра фэнтези.

Древнегреческий бестиарий насыщен интереснейшими существами, имеющими особые способности. Среди созданий женского пола одной из самых значимых является морская дева. Сирена - это демон, имеющий облик прекрасной нимфы. Она известна божественным голосом, отличающимся обворожительностью и манящими нотами.

Происхождение созданий

Вероятными родителями полуптиц-полуженщин считаются бог Ахела и муза Терпсихора. Существуют версии о других высших созданиях, породивших юных нимф, но точная информация не сохранилась. Обитали загадочные девы на скалах маленького острова недалеко от Сицилии.

Гласит, что в начале своего существования, сирены были нимфами, приглядывающими за молодой богиней Персифоной. В одну из летних прогулок, юную деву похитил Аид, мечтающий заполучить ее в жёны. Красавицы были расстроены своей невнимательностью и незамедлительно отправились на поиски Персефоны.

Найти ее не смогли ни с помощью Деметры - матери молодой богини, ни при участии влиятельных представителей из мира людей – они просто отказали в помощи. Тогда нимфы поклялись отомстить человеческому роду за невнимание и переселились на маленький остров, где стали зазывать нерадивых путников своим чарующим голосом, а после раздирать их на части и лишать крови.

Описание образа сирен

Сирен изображают как прекрасных созданий, обладающих чарующим голосом и необычной внешностью.

Согласно упоминаниям в мифологии, морские девы имели два облика:

  1. , которые лишились хвоста и обзавелись крыльями в наказание от Деметры за потерю Персефоны.
  2. Женщины с птичьим туловищем, в которых нимф превратила Афродита за нежелание выходить замуж.

Манящий голос девы получили в наследство от матери. С его помощью прекрасные создания зачаровывали моряков и завлекали их в глубины своего логова. В отдельных источниках сохранилось описание притягательного взгляда, который помогал красавицам искушать путников.

Первые предания гласят о двух морских создания, но их имена не сохранились. Позднее появились сведения о трех сиренах:

  • играющая на кифаре Пейсиноя;
  • Аглаофа, обладающая волшебным голосом;
  • флейтистка Телксиепия.

В других источниках имена нимф меняются. Всего сохранились упоминания о восьми девах, искушающих мужчин манящим голосом и чарующим обликом.

Образ мифических созданий наполнен особыми символами. Их необычайная внешность говорит об ошибочности суждений, основанных только на облике, и предупреждает, что за красотой человека могут скрываться злостные намерения. Пение полуженщин-полуптиц в мифологии символизирует коварство и опасность. Внешний вид морских созданий предупреждает о животных инстинктах и озлобленности красавиц.

Упоминание прекрасных дев в древних легендах

Греческая мифология разных эпох истолковывает суть и облик сирен соответственно духу текущего времени:

  1. Первые сведения о чарующих сохранились в «Одиссее» Гомера. Он упоминал о существовании дев, живущих на необитаемом острове. Его территория была завалена костями их жертв и остатками кораблей.
  2. Древние мифы описывали морских созданий как муз, пришедших из другого мира. Их считали ангелами смерти, оплакивающими покойников и высекали образ морских нимф на каменных надгробиях.
  3. В Средневековье сирены обрели небывалую популярность. Облик прекрасных полуптиц-полуженщин использовался в гербах знатных родов. Изображали их не только в традиционном виде: иногда девам добавляли туловище животных или детали из образов других существ.
  4. В классическую эпоху чарующих созданий принимали за духов, которые сопровождали покойных в Царство мертвых и увековечивали их на памятниках.

Одна из давних легенд опровергает несравненную красоту голоса сирен. В ней говорится о соревновании между нимфами и музами. Морские девы тогда проиграли, а коварные музы сняли с них оперение и сплели из него венки, которые носили с собой до конца дней в память о победе.

Гибель волшебных дев

Сиренам предрекалась мгновенная смерть в том случае, если кто-то из моряков сможет подавить искушение и проплыть мимо логова прекрасных дев. Ни один путник не был в состоянии оказать сопротивление магическому притяжению красавиц, пока рядом с островом не проплыл Одиссей. Цирцея предупредила его о странных нимфах, и Одиссей смог найти выход из положения. Он залепил всей команде уши воском, а себя приказал привязать, чтобы услышать волшебный зов и понять суть магии полуженщин-полуптиц.

Корабль смог проплыть мимо логова дивных существ. Тогда сирены утопились, спрыгнув со скалы, и обернулись в утесы, окружающие остров на протяжении многих веков.

История гибели красавиц опровергает мнение Девы не хотели смерти и были вынуждены заманивать на свой остров каждого моряка, избегая кары пророчества.

Влияние на современный мир

Нынешняя культура не забывает о мифических созданиях, упоминания о них можно встретить в сериалах, книгах, компьютерных играх.

Сиреной именуется тревожная сигнализация в память о главном символическом значении голоса нимф - предупреждении об опасности.

Полуженщин-полуптиц не забыли и астрономы. В их честь назван небольшой астероид. Еще один носит имя прекраснейшей нимфы - Парфенопы.

Сценаристы и писатели любят сирен, и во многих произведениях добавляют в образ дев фантастики. Сериал «Ведьмак» показал волшебных созданий в их истинном облике, но сериальных красавиц начисляется гораздо больше, чем в приданиях. Сиреной названа героиня фильма «Пираты карибского моря» – русалка, которая подверглась испытаниям и смогла по-настоящему полюбить мужчину. В 2018 году на экраны вышел сериал «Сирены», снятый в жанре фэнтези, который убеждает зрителей в существовании морских дев в реальном мире и рассказывает об их войнах и жизни.

Заключение

Легенды и мифы о женщинах-птицах прошли сквозь века и продолжают оказывать влияние на культуру и жизнь. Их образ сочетает в себе множество символов, предупреждающих о скрытой опасности и мстительности чарующих красоток. История их смерти меняет понятие о характере дев - они следовали пророчеству и не имели другого выбора.

СИРЕНА

СИРЕНА

1. преим. мн. У древних греков - мифическое морское существо, изображавшееся в виде женщины (иногда с птичьими ногами) или птицы с женской головой, пением завлекавшее моряков в опасные, гибельные для них места.

3. Хвостатое земноводное без задних ног, с глазами под кожей и наружными жабрами (зоол.).

4. Прибор для получения звуков различной высоты и измерения звуковых колебаний (физ.).

5. Сигнальный гудок, дающий сильные и резкие, далеко слышные звуки. Пароходная сирена. Фабричная сирена. Автомобиль с сиреной.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СИРЕНА" в других словарях:

    сирена - ы, ж. sirène f. <лат. Siren <гр. Seiren. 1. В греческой мифологии обитающее в море существо в виде женщины с птичьими ногами или птицы с женской головой, пением завлекавшей моряков в опасные гибельные места. БАС 1. Августа 15 <1749 >… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    1) прибор для измерения числа воздушных колебаний, производящих тон известной высоты; чем чаще колебания, тем он выше; 2) с. или ревун прибор, устанавливаемый на судах или опасных для судоходства местах и предупреждающий моряков резким звуком во… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) соблазнительная красавица. Ср. «Голосъ, пѣнье сирены». Ср. «Штучку» я тебѣ тамъ одну покажу пальчики оближешь! «Штучка» это не то ли самое, что папенька сиренами называетъ?... Салтыковъ. Круглый годъ. 1 ое сентября. Ср. Если бъ вы только … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Толковый словарь Даля

    Жен. лукавая соблазнительница, из греческой боговщины. | Сирена и сирен муж., амер. болотная, двулапая ящерица. II. СИРЕНА или сирен, см. серен. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Акустич. излучатель, действие к рого основано на периодич. прерывании потока газа (или жидкости). По принципу работы С. делятся на динамические (вращающиеся) и пульсирующие. В пульсирующих С. перекрытие потока производится заслонкой, совершающей… … Физическая энциклопедия

    Демон, гудок, ревун, хаханы, млекопитающее, ламантин, искусительница, дюгонь, нимфа, соблазнительница, обольстительница, цирцея, излучатель Словарь русских синонимов. сирена 1. см. гудок 2. см … Словарь синонимов

    Паровая, воздушная, электрическая (Siren, hooter) сигнальный звуковой прибор, могущий давать звуки очень большой силы и любого тона при помощи пара или сжатого воздуха. Современные судовые С. слышны на расстоянии 3 5 км при любых атмосферных… … Морской словарь

    - (франц. sirene от греч. seiren), излучатель звуковых волн большой интенсивности, в котором струя воздуха или пара прерывается диском с отверстиями или другим способом. Применяется на маяках, судах и др … Большой Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии: существо с женской головой и птичьим туловищем, живущее на скалистых морских островах. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

Книги

  • Сирена , М. Волконский. Сирена. Интригующий роман…

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Сирены - мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов - то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) - и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей.

Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в "Аргонавтике", написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две.

Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в "Одиссее". Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В "Библиотеке" Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана ("De natura animalium"), Овидия ("Метаморфозы"), Хигинуса ("Фабулы"), Евстафия ("По поводу "Одиссеи" Гомера") и Павсания ("Описание Эллады"). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.

Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен... и сделали себе короны из них". Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: "девушек-колдуний" в наказание за их "высокомерие" в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге "Предание о гомеровской "Одиссее" высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.

В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.

В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.

В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.

Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.

Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами - нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».

Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?