Безопасное положение при аварийной посадке самолета. «Правила поведения при аварии на авиа-, водном и железнодорожном транспорте

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение , так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета.

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку , облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации.

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемыхматериалов ;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску , даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолете помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно , приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

§ 14. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле.

Автобус один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.


Эвакуация из автобуса через аварийный выход


Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40 % троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров. Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.


Эвакуация из троллейбуса (трамвая)


Метро транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.



Четвёртая зона опасности вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;

Не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;

Не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;

Не подходить к краю платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда; рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;

Не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;

Не паниковать, если поезд остановился в тоннеле; ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;

Не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;

Помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

Многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;

Автомобили обладают высокой скоростью движения;

В потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

Во время движения нельзя открывать двери;

Нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;

В машине надо иметь аптечку и огнетушитель;

Во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;

Нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками – в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство – блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

Вопросы и задания

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.

2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.

3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.

4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?

5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.

6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?

7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.


ЗАДАЧА 18.

Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.

2. Открыть коробку и посмотреть, что там.

3. Сообщить машинисту.

4. Выкинуть коробку в окно.


ЗАДАЧА 19.

Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.

2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.

3. Поехать в поликлинику.

4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.


ЗАДАЧА 20.

Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °C. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.

2. Пойти через лес.

3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.

4. Вернуться домой.

5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).


ЗАДАЧА 21.

Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.

2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.

4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.


ЗАДАЧА 22.

Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.

2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.

3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.

4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.

5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.


ЗАДАЧА 23.

Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.

2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.

4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.

5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.

6. При остановке покинуть машину.

§ 15. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт на сегодняшний день остаётся одним из самых распространённых, так как он сравнительно дёшев и относительно безопасен. Но опасность аварий на нём всё-таки существует, так как для остановки поезда, несущегося на большой скорости, требуется не менее километра. Спасателям бывает сложно быстро прийти на помощь его пассажирам в случае аварии, так как железнодорожные магистрали часто проходят вдали от населённых пунктов и автомобильных дорог.

Опасность подстерегает не только в поезде. Опасными зонами являются также железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Здесь существует реальная угроза не только для работников железной дороги и пассажиров, но и для людей, проживающих вблизи от железнодорожных путей, станций, вокзалов и депо.

Опасные зоны железнодорожного транспорта

Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на пристанционных территориях (посадочных платформах, железнодорожных путях и переездах, на вокзалах и в поездах). Эти наиболее опасные зоны железнодорожного транспорта приведены на схеме. Хотя скорость движения поезда при маневрировании, подходе к платформе невелика, видимость для машиниста и пассажиров очень ограничена. На подъездных путях много различных технических устройств (семафоры, стрелки перевода путей), поэтому существует опасность повредить ноги. Пересекать железнодорожные пути лучше всего по подземным, надземным или обозначенным переходам. Если всё-таки приходится выходить на пути (например, на небольших станциях в сельской местности), надо быть особенно внимательными и осторожными, не пересекать пути, не осмотревшись, и никогда не торопиться. Помнить, что железная дорога зона повышенной опасности!


Как не пострадать от железнодорожного транспорта:

Не ходить по железнодорожным путям, особенно там, где есть стрелки, не играть на путях;

Не подлезать под вагоны, при переходе через пути пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и переходами;

Не бегать по платформе в ожидании поезда;

Не стоять у края платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда;

Не высовываться из окон во время движения поезда;

Не открывать наружные двери тамбуров и не выпрыгивать при движении поезда.


Разместившись в вагоне на своём месте, надо безопасно расположить багаж. Тяжёлый и громоздкий багаж лучше не класть наверх, а разместить его внизу под нижними полками. Подумать о своей безопасности во время сна (особенно на верхней полке). Изучить правила поведения пассажиров, которые вывешены в вагоне.

Что делать в случае крушения поезда:

Попробовать выбраться через окно;

Не думать о багаже: жизнь дороже;

Не уходить далеко от места аварии, выбравшись из опасной зоны, постарайтесь не отходить от взрослых;

Выпрыгивать из движущегося поезда только в случае прямой опасности для жизни; при этом надеть на себя как можно больше одежды, защитить голову прыгать по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединённые вместе ноги, а затем перекатами и кувырками гасить скорость падения.


При возникновении в вагоне пожара следует немедленно сообщить об этом проводнику, а в пригородной электричке – по переговорному устройству машинисту поезда. После этого по указанию должностных лиц поездной бригады необходимо быстро уходить в передние или задние вагоны поезда, плотно закрывая за собой двери.

Вопросы и задания

1. Назовите опасные зоны железнодорожного транспорта.

2. Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете к своему вагону. Как вы поступите?

3. Составьте список необходимых в поезде вещей.

4. Что должен знать пассажир? Какие правила он должен соблюдать?

5. Что необходимо делать в случае аварии?

6. Что делать, если в вагоне электрички возник пожар?


ЗАДАЧА 24.

Вы с родителями спешите на электричку. Опаздываете на поезд. На путях перед вами стоит товарный поезд. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия.

1. Бежать через пути к платформе, обегая товарный поезд.

2. Пройти до перехода и выйти на платформу.

3. Пролезть к платформе под товарным вагоном.

§ 16. Авиационный транспорт

Современные самолёты надёжны, и полёт на них почти всегда безопасен. Однако пока нет совсем безопасных механизмов, машин. Самолёт очень сложная машина, да и погода во время полёта бывает не всегда тихая и солнечная. К сожалению, каждый год в авиакатастрофах в мире погибает в среднем 3000 человек.

В полёте самолёт всегда автономен, его безопасность обеспечивается работой десятков людей на Земле: техников, связистов, диспетчеров. Но как бы он ни был совершенен, любой полёт на нём всегда зависит от внешних условий. Сильный ветер, плохая видимость, снег и дождь влияют на безопасность полёта, создавая иногда ситуации, для преодоления которых от экипажа и наземных служб требуется много умения, упорства, а иногда и мужества.

Пассажир также должен соблюдать правила, от выполнения которых зависит безопасность полёта.

Как вести себя в салоне самолёта:

Перед взлётом и посадкой занять своё место и не ходить по салону;

На полке, расположенной над креслами, размещать только негромоздкие вещи (пальто, плащ, куртку);

Внимательно выслушивать информацию стюардессы о правилах поведения и средствах безопасности на борту судна;

Во время полёта изучить правила применения средств безопасности;

Следить, чтобы при взлёте и посадке ремень безопасности был плотно натянут у бёдер;

При опасных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять все указания экипажа.

В катастрофических ситуациях на самолётах обычно проявляются два опасных типа поведения пассажиров паника и апатия. Второе, как ни странно, встречается чаще.

Следует учитывать это и никогда не прекращать борьбу за свою жизнь.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, возможные во время полёта, и вместе подумаем, как из них выйти.

При аварии на самолёте запас времени для действий очень мал, поэтому страх, паника только увеличат опасность, сократят это время. Необходимо действовать разумно: от этого зависит ваше спасение.

Если авария происходит при взлёте, посадке или на большой высоте, пилоты постараются прервать полёт и посадить самолёт, однако аварийная посадка в этом случае не будет мягкой.

При аварийной посадке надо принять безопасное положение: тело согнуто, голова наклонена как можно ниже, руки прикрывают голову, ноги упираются в спинку переднего сиденья.

Убрать от себя громоздкие, тяжёлые и другие опасные предметы, способные нанести ранения. Постараться надеть на себя верхнюю одежду.

После аварийной посадки необходимо не паниковать, выполнять все команды экипажа самолёта, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покинуть самолёт можно только через аварийные выходы. После выхода из самолёта нужно отойти от него на безопасное расстояние, так как возможен его взрыв. Действия должны быть чёткими, осознанными, быстрыми, ведь от этого зависит здоровье и жизнь.


Безопасное положение при аварийной посадке


При разгерметизации самолёта во время полёта у пассажира есть только несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

При пожаре в самолёте надо выполнять все команды экипажа. После приземления самое главное как можно быстрее покинуть самолёт, а для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к выходу следует на четвереньках, пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше (опасен не столько огонь, сколько дым). Закрыть рот шарфом или платком (если возможно, мокрым). Не брать с собой ручную кладь, проявлять решительность и дисциплинированность.

При аварийной посадке самолёта на воду нужно надеть спасательный жилет, но надуть его лишь слегка, чтобы он не мешал при выходе.

Вопросы и задания

1. Если вам приходилось летать на самолётах, расскажите о своих впечатлениях.

2. Расскажите о правилах безопасности на авиационном транспорте.

3. Вспомните и расскажите о каком-либо фильме или книге, где показана (описана) аварийная ситуация на воздушном транспорте.


ЗАДАЧА 25.

Во время полёта в самолёте возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Не паниковать, выслушать информацию экипажа.

2. Сгруппироваться перед посадкой, закрыть голову руками и наклониться вперёд.

3. Одеться.

4. Отправиться к экипажу выяснять ситуацию.

5. Пристегнуться ремнём безопасности.

6. Подготовить свои вещи к эвакуации.


36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

Действия пассажиров при аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине лю­дей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следую­щих случаях:

Имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

Судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затопле­нию, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

Происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением гру­за или обледенением;

По судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализа­ции и ликвидации;

Под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно мо­жет быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возмож­ности управляться и не может противодействовать силе природы и т.п.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлю­почную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующе­го спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все кол­лективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а эки­паж готовится к оставлению судна (схема 62).

Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их рас­поряжении запасную одежду - хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одеж­ду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в крайнем случае, полотен­цем или рукавом разорванного свитера, оторванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапоч­ки, накинуть и затянуть капюшон, на руки - варежки или перчатки. Следует стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям, - грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.

Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивиду­альным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на воде.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллектив­ное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослаблен­ные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спас-средство может спуститься один взрослый мужчина.

Капитан покидает судно последним, предварительно лично удосто­верившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы ава­рийного снаряжения находятся в спасательном средстве.

Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необ­ходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви - подковы, пряжки, выступающие гвозди, которые могут повредить резиновую об­шивку. При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы - бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на на­дувную конструкцию. Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки или плота.

Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны стра­ховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от суд­на, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасатель­ных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего суд­на-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Особенности оставления судна прыжком в воду (схема 63). Пе­ред оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и дальнейшего поведения на воде. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна тече­нием. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спа­сательный жилет необходимо оберегать от повреждений.

При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок на­прячь. Одной рукой прижать одежду, другой - закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка со­гнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повернуться лицом к надви­гающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.

При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавай­те сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно мень­ше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколь­ко раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха (рис. 26). Этот способ увеличит расчет­ный срок выживания в холодной воде почти на 50 % (табл. 5). Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плаваю­щий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на пла­ву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

Таблица 5

Сроки выживания человека в воде в зависимости от ее температуры

Температура


Время до наступления

(без спецодежды

и снаряжения)

Способ нахождения

Прогнозируемое

время выживания,

ч, при температуре


потери

сознания


вероятной

смерти


10

15-30 мин

15 мин- 1,5ч

Плавание без

спасательного жилета


До 1,5

11-12

30-60 мин

1-2 ч

Плавание в

Спасательном жилете


2

Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете

Около 3


Нахождение в спасательном жилете

(в положении сгруппировавшись)


19-21

3-7 ч

8-10 ч

Нахождение в воде

группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу

Безопасно

жизни


При нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь бе­рега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и дви­гайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохра­няйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для умень­шения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения темпера­туры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная воз­можность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Не применяйте шаш­ки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

41. На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасе­нием, сводятся к быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому выполнению команд экипажа судна. Укажите правильные действия пассажиров при объявле­нии шлюпочной тревоги:

а) надеть как можно больше одежды, взять документы и спасательный жилет, бы­стро пройти на шлюпочную палубу, подготовиться к посадке в спасательные средства;

б) надеть спасательный жилет, пройти на шлюпочную палубу, сесть в спасатель­ную шлюпку и ждать когда ее спустят на воду;

в) спуститься в свою каюту, надеть спасательный жилет и ждать прихода аварий­ной команды судна.

а) чтобы не нанести повреждения себе;

б) чтобы не нанести повреждения другому пассажиру;

в) чтобы не повредить резиновую обшивку спасательного средства.

43. Из приведенных ответов выберите тот, который по вашему мнению отражает правильные действия пассажира при оставлении гибнущего судна прыжком в воду:

а) закрыть лицо обеими руками, прыгнуть в воду ногами вниз прижатыми друг к другу, быстро отплыть от судна;

б) вдохнуть и задержать дыхание, зажать рот рукой, прыгнуть в воду слегка согнув ноги, приводнившись, отплыть от судна;

в) осмотреть место приводнения, вдохнуть и задержать дыхание, зажать рукой рот и нос, другой рукой оттянуть вниз спасательный жилет, прыгнуть в воду ногами вниз, слегка согнув их, приводнившись, быстро отплыть от судна.

44. Какие места тела человека особенно подвержены теплопотерям при нахождении в воде:

а) грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шея и голова;

б) руки и ноги;

в) пальцы рук и ног, стопы ног, волосяная часть головы.

45. При нахождении в спасательном плавательном средстве употреблять воды в день не более:

а) 200-300 мл;

б) 500-600 мл;

в) 800-1000 мл.

4.7. Гидродинамические аварии и их последствия. Защита и действия населения

Гидродинамические аварии - аварии на гидродинамически опас­ных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления.

Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний бьеф) них (рис. 27). К ним относятся гидротехнические сооружения напорного фронта: плотины, запруды, дамбы, водоприемники и водозаборные сооружения, напорные бассей­ны и уравнительные резервуары, гидроузлы, малые гидроэлектростан­ции и сооружения.

При авариях на гидродинамически опасных объектах в нижнем бье­фе в результате стремительного падения воды из верхнего бьефа (см. рис. 27) образуется волна прорыва. Поражающее ее действие проявля­ется в виде непосредственного обрушения на людей и сооружения мас­сы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков зданий и сооружений, других предметов.

При катастрофическом затоплении угрозу жизни и здоровью лю­дей, помимо воздействия волны прорыва, представляют пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затоп­ление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность на­селения.

Последствия аварий на гидродинамически опасных объек­тах могут быть трудно предсказуемы. Располагаясь, как правило, в чер­те крупных населенных пунктов или выше их по течению и являясь объектами повышенного риска, они при разрушении могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа городов и сел, объектов экономики, массовой гибели людей, дли­тельному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопро­мыслового производств.

В зонах катастрофического затопления возможно разрушение (раз­мыв) систем водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, мест сбора мусора и прочих отбросов. В результате загрязнения зоны затоп­ления возрастает опасность возникновения и распространения инфек­ционных заболеваний. Этому способствует также скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материаль­но-бытовых условий жизни.

С целью защиты населения при катастрофических затоплениях, пре­дотвращения или максимального уменьшения степени его поражения осуществляется комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий.

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ
ЭКИПАЖУ САМОЛЕТА Ан-26 ПО ЭВАКУАЦИИ
ПАССАЖИРОВ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ
НА СУШУ И НА ВОДУ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Основной задачей экипажа в случае аварийной обстановки на борту самолета является обеспечение безопасности пассажиров при аварийной посадке и последующей эвакуации пассажиров из самолета, а в безлюдной местности создание условий для дальнейшего существования до получения внешней помощи.
1.2. Аварийная обстановка, угрожающая безопасности пассажиров и членов экипажа, может создаться внезапно на любом этапе полета, в том числе на рулении, взлете, посадке, а также и на стоянке.

2. ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРОВ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ НА СУШУ И НА ВОДУ

Дополнительно к действиям, указанным в РЛЭ самолета Ан-26, выполните следующее:
2.1. Командир воздушного судна.
2.1.1. После принятия решения об аварийной посадке на сушу (на воду) дайте указание бортоператору подготовить пассажиров к аварийной посадке.
2.1.2. Перед посадкой дайте команду бортоператору: "Внимание, посадка!"
2.2. Бортоператор.
2.2.1. Получив указание командира воздушного судна, сообщите пассажирам о предстоящей аварийной посадке и порядке эвакуации из самолета через дверь (люки). Примите меры к недопущению паники среди пассажиров.
2.2.2. Текст информации для пассажиров бортоператора:
"Внимание! Самолет должен произвести аварийную посадку. Вы должны выполнить следующие требования по безопасности:
- снять очки, зубные протезы, вынуть из карманов авторучки, зажигалки и другие острые предметы;
- снять обувь на высоких каблуках;
- расстегнуть воротник, ослабить галстук, а также тесную и стягивающую одежду;
- надеть спасательный жилет и не надувать его в самолете (при посадке на воду);
- приготовить мягкие вещи для защиты головы от ударов при аварийной посадке;
- проверить застегнуты и затянуты ли привязные ремни.
По моей команде: "Внимание, посадка!" - вы должны:
- наклониться вперед, голову защитить мягкими вещами, положить голову на руки, которыми накрест обхватить колени;
- оставаться в этом положении до полной остановки самолета;
- после остановки самолета расстегнуть привязные ремни и эвакуироваться, следуя указаниям членов экипажа.
При эвакуации из самолета необходимо:
- сохранять спокойствие и выполнять все подаваемые команды;
- пользоваться только тем выходом, который будет указан".
2.2.3. Отберите необходимое количество физически крепких пассажиров из расчета по два человека на каждый аварийный выход в распоряжение членов экипажа и проинструктируйте их по правилам открытия аварийных выходов.
2.2.4. По команде командира воздушного судна: "Внимание, посадка!" - продублируйте команду пассажирам и проверьте выполнение ими требований по безопасности (п. 2.2.2.).
2.2.5. Не допускайте попыток открывания аварийных выходов в полете пассажирами.
2.2.6. Перед посадкой на воду подготовьте у входной двери к спуску на воду спасательные плоты, аварийные запасы и аварийную радиостанцию.
2.3. Бортмеханик.
По команде командира воздушного судна закрепите в открытом положении дверь из кабины экипажа для предотвращения ее заклинивания в закрытом положении при аварийной посадке

3. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ АВАРИИ НА СУШЕ

3.1. В случае возникновения аварийной обстановки во время взлета, посадки, руления, стоянки, когда нет времени для выполнения всех подготовительных операций, экипаж обязан немедленно принять все меры для эвакуации пассажиров из самолета.
3.2. Как только установлено, что обстановка на самолете аварийная, командир воздушного судна должен немедленно дать команду экипажу действовать по аварийному расписанию после аварийной посадки на сушу.

4. ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ

4.1. Вся предварительная подготовка пассажиров, их инструктаж и проверка принятых мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту аварийной посадки на сушу (на воду).
4.2. Действия всех членов экипажа после остановки самолета на суше (на воде) основываются на аварийном расписании. Начало действий по аварийному расписанию - остановка самолета. Специальной команды для выполнения аварийных действий не ожидать.
4.3. Каждый член экипажа должен знать наизусть свои обязанности при действиях по аварийному расписанию.
4.4. Срочная эвакуация пассажиров в порядке, обусловленном аварийным расписанием, должна быть начата немедленно после аварийной посадки, независимо от последствий посадки (на воде после открытия аварийных выходов и подготовки плотов, при их наличии на борту, к приему людей).

5. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА СУШУ

5.1. Командир воздушного судна:
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа через аварийные выходы;
- покидает самолет последним, убедившись в эвакуации всех пассажиров и членов экипажа;
- отводит всех пассажиров и членов экипажа от самолета на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора.
5.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь, расположенную на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться через входную дверь, после чего сам покидает самолет.
5.3. Второй пилот:
- помогает бортоператору в эвакуации пассажиров через дверь. В случае заклинивания входной двери эвакуирует пассажиров через аварийные люки по указанию командира воздушного судна;
- при эвакуации из самолета берет с собой аварийную радиостанцию и аварийный запас;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.
5.4. Штурман:
- открывает аварийный люк на левом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через этот аварийный люк, после чего сам покидает самолет.
5.5. Бортмеханик:
- открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа и затем аварийный люк на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через аварийный люк на правом борту;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.

Примечание. После открытия рампы члены экипажа используют грузовой люк для эвакуации пассажиров

6. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА ВОДУ

6.1. Командир воздушного судна:
- с помощью членов экипажа оценивает положение самолета на воде и возможность открытия входной двери и аварийных люков с тем, чтобы исключить проникновение воды в самолет;
- подает команду: "Открыть аварийные выходы и привести в рабочее положение на воде плоты!";
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа в жилетах на воду (на плоты);
- после эвакуации всех пассажиров и членов экипажа сам покидает самолет в жилете на воду (на плот) и подает команду отвести плот (плоты) на 50--100 м от самолета. В случае невозможности открытия входной двери командир воздушного судна подает команду пустить плоты на воду и эвакуировать из самолета пассажиров и членов экипажа через аварийные люки, нижняя кромка которых будет расположена выше ватерлинии. В этом случае бортоператор, второй пилот, штурман, бортмеханик действуют у аварийных люков, указанных командиром воздушного судна, и осуществляют через эти выходы пуск на воду спасательных плотов и эвакуацию пассажиров.
6.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь и приводит совместно со вторым пилотом и бортмехаником в рабочее положение надувные спасательные плоты;
- помогает пассажирам при эвакуации на воду (на плоты).
6.3. Второй пилот:
- через верхний аварийный люк в кабине экипажа оценивает положение за бортом самолета;
- совместно с бортоператором и бортмехаником спускает на воду спасательные плоты и приводит их в рабочее положение;
- помогает пассажирам и экипажу при посадке на плоты;
- оставляет на плоту место для себя и членов экипажа и после посадки всех пассажиров, эвакуируется на плот сам и отводит его на 60-100 м от самолета.
6.4. Штурман и бортмеханик:
- бортмеханик открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа;
- помогает второму пилоту и бортоператору привести плоты в рабочее положение на воде и эвакуировать пассажиров на плоты через входную дверь на правом борту или через аварийные люки (штурман на левом борту, бортмеханик на правом борту);
- после посадки всех пассажиров на плоты эвакуируются на плоты сами и отводят их на 50-100 м от самолета.
При внезапной аварийной посадке на воду командир воздушного судна сообщает членам экипажа и пассажирам о необходимости взять спасательные жилеты, надеть их, но не надувать в самолете. После посадки и остановки самолета на воде командир воздушного судна организует немедленный спуск плотов на воду, приводнение в рабочее положение и эвакуацию на плоты пассажиров и членов экипажа.
При отсутствии полетов пассажиры и члены экипажа эвакуируются из самолета на воду в спасательных жилетах, которые необходимо привести в рабочее положение (надуть) при выходе из самолета на воду в момент прохода проема входной двери.
В надутом жилете в самолете затруднен проход к аварийным выходам, невозможен проход через бортовые аварийные люки, возможно повреждение жилета до спуска человека на воду.

Техника выполнения посадки при исправно работающих двигателях и системах вертолета не отличается от выполнения посадки на исправном вертолете.

В зависимости от условий и места посадки (аэродром или площадка) выбирается вид посадки (с пробегом или по-вертолетному).

Техника выполнения посадки с одним или двумя отказавшими (выключенными) двигателями изложена в п.п.6.6. и 6.7. настоящего раздела.

ЭВАКУАЦИЯ ПЕРЕВОЗИМЫХ ЛЮДЕЙ И ПОКИДАНИЕ ВЕРТОЛЕТА ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА.

Действия КВС:

Дать команду Б/М выключить двигатели кранами останова, закрыть пожарные краны, извлечь аварийную радиостанцию и аварийный радиомаяк (при его наличии);

Оценить обстановку и положение вертолета, руководить эвакуацией

перевозимых людей, членов экипажа;

Покинуть вертолет после завершения эвакуации людей и других членов

Оказать первую помощь пострадавшим;

Принять.меры по установлению связи с ближайшим аэродромом при посадке вне аэродрома и доложить о последствиях посадки, координаты посадки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ВЕРТОЛЕТ ВСЕМ ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ УВЕРЕННОСТИ В НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРА ИЛИ ВЗРЫВА.

Действия второго пилота:

Если двери в грузовую кабину не открыты, покинуть вертолет через свой блистер;

Принять участие в эвакуации перевозимых людей;

Оказать первую помощь пострадавшим.

Действия бортмеханика:

По команде КВС установить краны останова в закрытое положение

(выключить двигатели), закрыть пожарные краны;

Обесточить вертолет, выключить аккумуляторы;

Приступить к эвакуации перевозимых людей через дверь грузовой кабины или через аварийные люки;

После полной эвакуации перевозимых людей покинуть вертолет;

Оказать помощь пострадавшим.

АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.

Перед полетом над водной поверхностью люди, находящиеся на борту,

должны изучить правила пользования спасательным оборудованием, имеющимся на вертолете, на случай аварийного приводнения.

Каждый член экипажа обязан знать в совершенстве свои обязанности при

покидании вертолета на воде.

Основной задачей экипажа, в случае аварийного приводнения, является

обеспечение безопасности эвакуации людей и экипажа.

Командир вертолета, выполняющий полеты над водной поверхностью, должен быть оттренирован к аварийному покиданию кабины пилотов при погружении вертолета в воду.

Все члены экипажа вертолета должны быть оттренированы к применению

индивидуальных и групповых спасательных плавсредств, а также к эвакуации людей.

Перед аварийным приводнением экипаж обязан:

Немедленно доложить службе УВД о предстоящем приводнении;

При работающих двигателях выполнить аварийное снижение до зависания на высоте 0,5-1 м, а при наличии системы аварийного приводнения - посадку на воду;

После зависания (посадки) обеспечить быструю эвакуацию из вертолета людей, используя имеющиеся спасательные средства.

При полетах над водной поверхностью на борту вертолета должны быть:

Спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей;

- спасательные плоты;

Аварийный запас воды и продовольствия, аварийные средства радиосвязи и сигнализации.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. При полетах на расстоянии от берега не более 25 км на борту вертолета могут находиться только спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей, Спасательные жилеты должны быть надеты перед полетом. Доклад службе УВД должен последовать сразу поеле возникновения аварийной ситуации на борту, так как в дальнейшем для этого может не хватить времени.

2. При отсутствии в составе экипажа вертолета Б/П, его функции

возлагаются на Б/М.

3. При наличии на вертолете СГУ, в зависимости от распомлмалгаемого времени, КВС следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

К Вам обращается командир воздушного судна. По техническим причинам нам предстоит вынужденное приводнение примерно через_____ минут. На борту имеется спасательное оборудованте; наземные поисково-спасательные службы проинформированы. Оставайтесь на своих местах, сохраняйте спокойствие и точно выполняйте указания бортпроводника и других членов экипажа.

За 5-10 секунд до приводнения последует команда: «внимание, приводнение».

4. В зависимости от располагаемого времени после получения информации о предстоящем аварийном приводнении от КВС, Б/П следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

Говорит бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее:

Немедленно освободите проходы и займите свои места в креслах;

Ослабьте галстуки и расстегните воротники;

Положите вставные челюсти, очки, острые.предметы в карманы одежды;

Мягкие вещи уложите так, чтобы обеспечивалась защита головы;

Застегните и затяните туго привязные ремни, плотно придвинувшись к спинке кресла;

По команде "Внимание, приводнение" сгруппируйте Ваше тело;

После полной остановки или зависания вертолета расстегните привязные ремни и эвакуируйтесь из вертолета, следуя указаниям членов экипажа.


ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА.

6.10.2.1. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением при отсутствии системы аварийного

приводнения" .

*(1) сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(2) Службе УВД об аварийной ситуации и принимаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом) .

ПРИЧИНА ПОСАДКИ __________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) __________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _________________

НА БОРТУ _______ ЧЕЛОВЕК.

*(3) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты.

*(4) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон.

Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(5) Снижение и зависание - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить зависание над водой на высоте 0,5-1 м.

По возможности зависание выполнить ближе к береговой черте.

*(6) Групповые спасательные средства - привести в действие - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), сбросить групповые спасательные плавсредства (плоты), предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(7) Эвакуацию людей - выполнить - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами. КВС выполнять устойчивое висение.

*(8) об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось

людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(9) Команду Б/М, 2/П, Б/П о покидании вертолета - подать - КВС.

КВС, приняв доклад от Б/М, 2/П об окончании эвакуации людей, дать им команду покинуть вертолет.

*(10) О завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС через свой блистер визуально убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(11) Вертолет на безопасное расстояние от плавсредств – переместить - КВС.

КВС переместить вертолет по-возможности на расстояние 50-100 м в сторону от людей, находящихся на воде.

Примечание. При ветре свыше 3 м/с перемещение вертолета от людей, находящихся на воде, рекомендуется выполнять против ветра (в наветренную сторону).

*(12) Вертолет - приводнить - КВС.

КВС приводнить вертолет вертикально с переводом в правый крен при касании фюзеляжем о воду.

*(13) Двигатели - выключить - КВС.

КВС выключить оба двигателя кранами останова при касании фюзеляжем о воду.

КВС покинуть вертолет после останова НВ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В случае приводнения вертолета с одним неработающим двигателем необходимо действовать в соответствии с рекомендациями раздела 6.7,удерживать вертолет на плаву, используя мощность работающего двигателя вплоть до чрезвычайной.

2. В случае приводнения с двумя неработающими двигателями посадка на воду выполняется на режиме самовращения НВ в соответствии с рекомендациями раздела 6.6, с минимально возможной поступательной скоростью приводнения. При этом безопасное покидание вертолета людьми, находящимися на борту НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ.

6.10.2.2. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением вертолета, оборудованного системой

аварийного приводнения".

*(1) В наличии скорости полета менее 150 км/ч - убедиться – КВС.

КВС и 2/П должны убедиться, что скорость полета по указателю

не превышает 150 км/ч.

*(2) Выключатель НАДУВ ПОПЛАВКОВ – включить – КВС.

КВС при полете над водной поверхностью включить выключатель

НАДУВ ПОПЛАВКОВ на левом рычаге шаг-газ и проконтролировать наполнение поплавков по загоранию табло НАДУВ ПОПЛАВКОВ, визуально и по докладу 2/П. 2/П визуально убедиться в наполнении поплавков правого борта и доложить КВС об их наполнении.

*(3) Сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(4) Службе УВД об аварийной ситуации и прининаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

КВС или по его команде 2/П сообщить службе УВД об аварийной ситуации в соответствии с типовым текстом:

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

Я (тип вертолета, позывной или бортовой номер),

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом),

ПРИЧИНА ПОСАДКИ ______________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) _________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _______________

НА БОРТУ ______ ЧЕЛОВЕК.

*(5) Стеклоочистители - включить - КВС, 2/П.

КВС и 2/П, или по команде КВС Б/М, включить стеклоочистители.

*(6) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты, все ли перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты привязными ремнями.

*(7) Снижение и посадку на воду - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить снижение и посадку на воду по возможности против

ветра, с минимально возможными поступательной и вертикальной

скоростями (предпочтительно вертикальным снижением) вдоль фронта волн, ближе к береговой черте.

*(8) Двигатели - выключить – КВС, Б/М.

КВС или по его команде Б/М краны останова установить в закрытое положение, закрыть пожарные краны и выключить все топливные насосы.

*(9) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон. Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(10) Групповые спасательные средства –

привести в действие - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), групповые спасательные плавсредства (плоты) привести в действие, предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(11) Эвакуацию людей - выполнить - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами.

*(12) Об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(13) В завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(14) Вертолет - покинуть - КВС.

КВС покинуть вертолет, по возможности обесточив его выключением аккумуляторов,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В СЛУЧАЯХ, КОГДА АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ

В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ БЕРЕГОВОЙ ЧЕРТЫ, ИЛИ ПОСТОРОННИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (СУДОВ, МБУ И Т.П.) ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ РУЛЕНИЯ ПО ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ЕСЛИ ЭТО ПРИВЕДЕТ К БОЛЕЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОКИДАНИЮ ВЕРТОЛЕТА ПАССАЖИРАМИ. СКОРОСТЬ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПОДБИРАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (БАЛЬНОСТИ) И ПОВЕДЕНИЯ ПОПЛАВКОВ, СКЛОННЫХ К ПОТЕРЕ ФОРМЫ И ПОДВОРАЧИВАНИЮ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ СКОРОСТИ 15 КМ/Ч.

В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ.

2. НАДУТЫЕ ПЕРЕДНИЕ ПОПЛАВКИ ИСКАЖАЮТ ПОКАЗАНИЯ УКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТИ, ПО ЭТОМУ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ВЕРТОЛЕТА ПЕРЕД ПРИВОДНЕНИЕМ ПРОХОЖДЕНИЕ СКОРОСТИ 4О-30 КМ/Ч СЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ РЕЖИМА ""ТРЯСКИ".

3. ПРИ АВАРИЙНОМ ПРИВОДНЕНИИ НОЧЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ НАЧИНАЕТ ПРОСМАТРИВАТЬСЯ С ВЫСОТЫ ОКОЛО 30 М, А НА ВЫСОТАХ МЕНЕЕ 20 М ИЗ-ЗА ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА ПЕЛЕНОЙ БРЫЗГ, ПОДНЯТЫХ ПОТОКОМ ВОЗДУХА ОТ НВ, ВОЗНИКАЕТ СВЕТОВОЙ ЭКРАН, КОТОРЫЙ УХУДШАЕТ ВИДИМОСТЬ ИЗ КАБИНЫ ПИЛОТОВ.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ УДЕРЖИВАТЬ

ВНУТРИ СВЕТОВОГО ЭКРАНА (БЛИЖЕ К ВЕРТОЛЕТУ) НА УЧАСТКЕ, ГДЕ ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ.


Похожая информация.