Что произошло с самолетом ту 154. Что случилось над Черным морем 

Расследование, версии

"Закрылки!" И затем: "Командир, мы падаем!" Таковы были последние слова одного из членов экипажа Ту-154, зафиксированные бортовым самописцем самолета.

Как пишет в среду «Коммерсант» со ссылкой на мнение опрошенных газетой специалистов, неуборка закрылков на старте является неприятным, но не фатальным событием. Выход из такой ситуации подробно описан в руководстве по летной эксплуатации Ту-154, эти действия постоянно отрабатываются экипажами на тренажерах. Возникающий при подобном происшествии пикирующий момент летчики компенсируют штурвалом и с помощью стабилизатора самолета (горизонтального оперения, расположенного в хвостовой части). Это позволяет выровнять машину и вернуться на аэродром вылета. Но экипаж Ту-154 Минобороны, пишет газета, по какой-то причине не смог решить проблему отказавших закрылков, а напротив - «своими действиями лишь мог усугубить аварийную, но еще не критическую ситуацию, возникшую на борту» - начав, по-видимому, слишком активно тянуть штурвалы на себя и одновременно увеличивая режим работы двигателей. В результате самолет мог выйти на закритические углы атаки, потерять скорость и упасть в море.

Ранее ТАСС сообщал со ссылкой на источник в силовых структурах, что к атастрофа Ту-154 над морем произошла, когда пилоты, как и положено, убирали механизацию, увеличивающую на взлете подъемную силу крыла. "При этом по пока непонятным причинам самолет шел с большим углом тангажа, - сказал источник агентства. - По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". Самолет вдобавок болтало из стороны в сторону". При большом положительном угле тангажа у самолета оказывается чрезмерно задран нос и он теряет подъемную силу. Источники агентства не исключают сочетания нескольких причин катастрофы одновременно, включая и технический, и человеческий факторы.

Самописцы были найдены во вторник рано утром. "В 5 часов 42 минуты по московскому времени на удаленности 1600 метров от берега на глубине 17 метров телеуправляемым аппаратом "Фалкон" обнаружен основной бортовой самописец. В ближайшие часы самолетом военно-транспортной авиации он будет доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковные Люберцы, специалисты которого займутся его расшифровкой", - говорилось в сообщении Минобороны, которое цитировал ТАСС.

Водолазы судна "Эпрон", которое ведет поиски погибших, подняли, по данным на 9.00 среды, 15 тел.

РИА Новости цитировало свой источник, который сказал агентству о сроках расшифровки полетных данных, зафиксированных бортовыми самописцами: «По опыту могу сообщить, что это занимает от одного дня до нескольких лет. Всё зависит от степени повреждения плёнки. В условиях катастрофы Ту-154 есть основания полагать, что всё сохранилось».

Также приводились данные о том, что ночью на удалении 1700 метров от берега на глубине около 30 метров обнаружены пять фрагментов самолета в дополнение к поднятым ранее. "Это несколько частей фюзеляжа, фрагменты двигателей, различные механизмы и агрегаты", сообщает ТАСС.

Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на ФСБ, основными рабочими версиями крушения Ту-154 в Черном море, которое произошло 25 декабря, являются "попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета".

Во вторник утром на первый план выдвинулась версия попадания посторонних предметов в двигатель. Как сообщил «Коммерсант», сотрудник береговой охраны погранвойск ФСБ, находившийся в момент авиакатастрофы на катере в акватории Сочи, рассказал, самолет вместо набора высоты быстро снижался к поверхности моря с неестественно задранным вверх носом, после чего коснулся хвостом воды.

В то же время агентство НСН приводит слова бывшего замминистра гражданской авиации СССР, заслуженного пилота Олега Смирнова, который высказал свои сомнения: «Информации свидетеля вряд ли можно на сто процентов доверять, потому что все это происходило ночью. Представьте себе, ночь, ничего не видно, и вы вдруг видите, что самолет летит с задранным носом. Как это возможно? Да, у него были включены фары, виден был их свет. Где находился свидетель? Если в море, то что-то можно было разглядеть, если с берега, то он видел только удаляющийся самолет. Конфигурацию удаляющегося самолета ночью разглядеть невозможно», - заявил НСН Смирнов.

"Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено", - сообщили в понедельник агентству "Интерфакс" в ЦОС ФСБ России. Там отметили также, что имеется запись видеорегистратора, с которой работают члены следственной группы. Кроме того, установлены очевидцы падения авиалайнера.

Важным свидетельством являются уже поднятые из воды фрагменты самолета и тела погибших в авиакатастрофе. Следов взрывчатки на них не найдено. Также не обнаруживается характерных для взрыва или попадания ракеты повреждений. На основе этого источник агентства "Интерфакс", знакомый с ситуацией делает вывод о том, что "версия теракта на данный момент не находит подтверждения".

В качестве аргумента в пользу этой версии наблюдателями приводится то обстоятельство, что о пилотов не поступило никакого тревожного сигнала. В случае теракта они действительно могли не успеть его подать. Но источник агентства объясняет это обстоятельство иначе: "Факт, что пилот не подал сигнал SOS, объясняется тем, что пилоты находились в стрессовом состоянии: в критическом состоянии они пытались спастись, речь шла о секундах. И понятно, что им было не до того, чтобы подать сигнал".

Ранее, также со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, "Интерфакс" сообщал, что согласно свидетельским показаниям и другим объективным данным, полученным в ходе расследования, "самолет не мог набрать высоту и по какой-то причине - возможно, перегруза и технической неисправности - рухнул в море". Самолет летел низко, не набирая высоту, необычно долго, - подчеркнул источник со слов свидетелей происшедшего. "Речь идет, скорее всего, о возможной поломке агрегатов, отвечающих за набор высоты, либо недостаточной тяге двигателей. При этом не исключен и человеческий фактор, который мог способствовать возникновению критической ситуации", - сказал он агентству.

Некачественное топливо маловероятно, как причина крушения самолета. По словам источника "Интерфакса", другие воздушные суда, заправленные в Сочинском аэропорту одновременно с рухнувшим самолетом, совершили свои полеты безаварийно.

Он также отметил: "На данном этапе версия теракта практически исключена", - ее опровергают имеющиеся материалы объективного характера, в том числе и показания очевидцев.

Ранее российские информагентства со ссылкой на источник в спецслужбах сообщали: «Ту-154 вылетел с аэродрома Чкаловский, где пассажиры и багаж тщательно досматривались и проверялись». «Планировалась его дозаправка в Моздоке, но из-за погодных условий она была перенесена в Адлер, и таким образом, сведений о том, что самолет будет дозаправляться в аэропорту Сочи, заранее не было». Сообщалось также, что в аэропорту Адлера самолет был взят под охрану, на борт поднимались только два пограничника и таможенник, питание на борт не подавалось. Покидал самолет лишь штурман для контроля дозаправки, а сама она осуществлялась штатным персоналом. Эти обстоятельства в понедельник дали основание говорить, что «на данный момент нет никаких данных, свидетельствующих в пользу теракта, и органы безопасности и следствие не рассматривают эту версию как основную».

Крушение произошло почти в идеальную для полетов погоду. Пилотировал борт опытный летчик первого класса Роман Волков. Выпущенный в 1983 году, Ту-154 году был отремонтирован 2 года назад, а осенью этого года прошел плановое обслуживание.

Министр транспорта России Максим Соколов, возглавивший правительственную комиссию, объяснил большой разброс обломков самолета Минобороны Ту-154 (на который некоторые наблюдатели указывают как на признак теракта) большим течением в этом районе. Правительственную комиссию по выяснению причин катастрофы поручил образовать президент Владимир Путин. Президент поручил также оказывать всю необходимую помощь родственникам погибших.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, версия теракта «полностью исключена»: «Самолет Минобороны, воздушное пространство России, здесь не может быть такой версии», – заявил он РИА «Новости». Озеров предположил, что Ту-154 не удалось выйти на нужную траекторию разворота над морем после взлета.

При этом источники петербургского издания "Фонтанка" сообщили, что ФСБ отрабатывает версию теракта и проверяет всех, кто имел доступ к лайнеру Ту-154.

Расследование уголовного дела о крушении самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем по поручению председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина передано в Центральный аппарат СК. Об этом сообщила в воскресенье и. о. руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светлана Петренко."По поручению председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия"), по факту крушения самолета Ту-154 в Краснодарском крае передано в Центральный аппарат СК России для проведения наиболее полного и объективного расследования".

В понедельник "Интерфакс" сообщил, что военно-следственным отделом СК России по Сочинскому гарнизону по факту крушения воздушного судна возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

Трагедия

В воскресенье утром летевший в Сирию из сочинского аэропорта самолет Ту-154 Министерства обороны РФ упал в воду примерно через 2 минуты после взлета. В самолете находились 92 человека, из них восемь членов экипажа, двое госсслужащих, восемь военнослужащих, почти в полном составе хор ансамбля имени Александрова, балерины, девять тележурналистов, а также Елизавета Глика, известная как доктор Лиза.

Часть состава Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова летел в Сирию на базу Хмеймим поздравлять российских военнослужащих с Новым Годом. Вместе с ним летел и его начальник и художественный руководитель, генерал Валерий Халилов.

Исполнительный директор МОО "Справедливая помощь" Елизавета Глинка сопровождала гуманитарный груз для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.

Люди несут цветы к зданию в Москве, где располагается Ансамбль песни и пляски им. Александрова, это Земледельческий пер., 20, стр. 1, к зданию на ул. Пятницкой, 17/4 стр. 1 , в котором находится Фонд "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки, а также к телецентру "Останкино".

В день крушения начались активные поисково-спасательные работы, на которые брошены все силы МЧС Юга России и подкрепление из Москвы В спасательной операции задействованы суда, вертолеты и беспилотные аппараты МЧС и Вооруженных сил РФ. Фрагменты корпуса Ту-154 были обнаружены в 1,5 километрах от берега на глубине 50-70 метров. Происходит также обнаружение тел погибших. По данным Минобороны на середину дня 26 декабря, поиски на месте падения Ту-154 ведут 45 кораблей и судов (в полтора раза больше, чем накануне днем), 12 самолётов, 10 вертолётов. Вечером удалось поднять большой фрагмент фюзеляжа.

В связи с крушением самолета Минобороны РФ организована горячая линия, телефон: 8-800-100-1886. Более 3 тыс. человек принимают участие в поисково-спасательной операции в Черном море .

Президент объявил понедельник днем траура по погибшим в крушении Ту-154.

Погибшие

Состав экипажа Ту-154 85572:

1. м-р Волков Р.В.

2. к-н Ровенский А.С.

3. п/п-к Петухов А.Н.

4. к-н Мамонов А.В.

5. ст. л-т Парикмахеров В.Н.

6. м-р Трегубов В.А.

7. ст. л-т Сушков B.C.

8. ст. л-т Суханов А.О.

Список лиц, перевозимых на воздушном судне:

Военнослужащие:

1. г/л-т Халилов В.М.

2. п-к Хасанов А.Б.

3. п-к Ваганов А.И.

4. п-к Иванов А.Ю.

5. п/п-к Колосовский А.В.

6. м-р Долинский А.И.

7. п-к Негруб А.Н.

8. к-н Абросимов С.С.

Федеральные государственные гражданские служащие:

1. Губанков А.Н.

2. Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация «Справедливая помощь»:

1. Глинка Е.П.

Средства массовой информации:

1.Рунков Д.А.

2.Денисов В.В.

3.Сойдов А.А.

4.Лужецкий М.В.

5.Обухов П.К.

6.Пестов О.М.

7.Ржевский В.В.

8.Суранов А.А.

9.Толстов Е.В.

ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»:

1. Сонников А.В.

2. Гужова Л.А.

3. Ивашко А.Н.

4. Бродский В.А.

5. Булочников Е.В.

6. Голиков В.В.

7. Осипов Г.Л.

8. Санин В.В.

10. Буряченко Б.Б.

11. Бобовников Д.В.

12. Баздырев А.К.

13. Белоножко Д.М.

14. Бесчасинов Д.А.

15. Васин М.А.

16. Георгиян А.Т.

17.Давиденко К.А.

18.Денискин С.И.

19.Журавлев П.В.

20.Закиров P.P.

21.Иванов М.А.

22.Иванов А.В.

23.Котляр С.А.

24.Кочемасов А.С.

25.Кривцов А.А.

26.Литвяков Д.Н.

27.Мокриков А.О.

28.Моргунов А.А.

29.Насибулин Ж.А.

30.Новокшанов Ю.М.

31.Поляков В.В.

32.Савельев А.В.

33.Соколовский А.В.

34.Тарасенко А.Н.

35.Трофимов А.С.

36.Узловский А.А.

37.Халимон B.JI.

38.Штуко А.А.

39.Крючков И.А.

40.Ермолин В.И.

41.Быков C.JI.

42.Колобродов К.А.

43.Корзанов О.В.

44.Ларионов И.Ф.

45.Ляшенко К.И.

46.Михалин В.К.

47.ст.с-т Попов В.А.

48.Разумов А.А.

49.Серов А.С.

50.Шахов И.В.

51.Арчукова А.А.

52.Гильманова P.P.

53.Игнатьева Н.В.

54.Клокотова М.А.

55.Корзанова Е.И.

56.Пырьева Л.А.

57.Сатарова В.И.

58.Трофимова Д.С.

59.Хорошова Л.Н.

60.Цвиринько А.И.

61.Шагун О.Ю.

62.Гурар Л.И.

63.Сулейманов Б.Р.

64. Столяр И.В.

Несинхронная уборка механизации крыла

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что при выяснении причин крушения Ту-154 стоит рассматривать именно технические проблемы. Эксперт рассказал, что обсуждал катастрофу с коллегами.

Все они в качестве приоритетной версии отмечают, что к гибели самолета могла привести «несинхронная уборка закрылков». «В целом это называется „несинхронной уборкой механизации крыла“, - отметил Толбоев.

Собеседник пояснил, что в этом случае с одной стороны крыла закрылки и предкрылки убираются, а с другой стороны не убираются. „Получается, что самолет мгновенно разворачивается вокруг своей оси. Ни командир, никто не успеет и слова сказать, их там бросает, как селедку в бочке“, - резюмировал Магомед Толбоев.

Параллелей с катастрофой Ту-104 1981 года нет

Отметим, что ранее в СМИ появились предположения о том, что причина гибели Ту-154 - та же, что и у катастрофы Ту-104, имевшей место в 1981 году в Ленинградской области. Тогда самолет разбился из-за перегрузки в хвостовой части: командование Тихоокеанского флота, летевшее этим бортом, складировало тяжелые чемоданы и прочий груз в хвосте лайнера. При взлете „подарки“ сместились назад, из-за чего самолет рухнул. Однако, как поясняет Магомед Толбоев, параллели между катастрофой Ту-104 в 1981 году и нынешним крушением Ту-154 проводить нельзя. Такой ситуации, при которой груз резко сместился в хвост, на Ту-154 быть не может, отметил Толбоев. „В Ту-154 есть центральный отсек под крылом около центроплана и хвостовой части, кроме того, имеется автомат центровки, который сам определяет перекачку топлива, нахождение угрозы на борту“, - пояснил собеседник.

»Самолет выставляет свои органы управления так, чтобы центровка была в одном положении, - отметил эксперт. - В Ту-104 не было системы автоматического отслеживания, и генералы и адмиралы могли погрузить в хвост все, что хотели».

Малый налет

Эксперт по гражданской авиации, директор программ МКАА «Безопасность полетов» Виктор Галенко полагает, что наиболее правдоподобная версия произошедшего - человеческий фактор, а не техническая неисправность. В комментарии газете ВЗГЛЯД Галенко отметил, что «статистика авиакатастроф говорит о соотношении 8 к 2: из десяти подобных происшествий в восьми случаях причиной является человеческий фактор, в двух - все остальное».

Самолет Ту-154 после ремонта был практически как новый - ресурс данного борта составлял 11%, подчеркнул эксперт. «Ту-154 является одним из самых надежных самолетов в мире. У него огромная энерговооруженность и очень высокая степень механизации крыла, - отметил собеседник. - Это позволяет самолету выполнять взлет и посадку в любых условиях - в частности, в условиях высокогорья, разряженного воздуха и жары, которые намного тяжелее для летчиков, чем те погодные условия, которые были в Адлере».

«Но есть одна деталь: это очень строгий в управлении самолет», - подчеркивает эксперт. «Самолет требует полной подготовки летчиков по курсу летного училища. В СССР на „тушку“ сначала принимали экзамен на Ан-24 или Як-40 у летчика, как второго пилота, потом делали командиром экипажа у Ан-24 или Як-40, потом снова после короткой переподготовки „сажали на правое кресло“ (вторым пилотом - прим. ВЗГЛЯД) Ту-154, и только потом, годам к 40, летчик мог возглавить экипаж Ту-154».

Командир экипажа разбившегося самолета, летчик первого класса майор Роман Волков - опытный авиатор, его общий налет составлял более 300 часов, указывает Галенко. «Но вот годовой налет экипажа данного борта составлял 200 часов, а это уже мало, - продолжает собеседник. - При этом на нем летали разные экипажи, поэтому гипотеза о малом налете экипажа на данном борте подтверждается».

Главная проблема летчиков «парадных бортов» практически во всех странах - это очень маленький налет экипажа, полагает Галенко. «Парадные самолеты с большим расходом топлива и комфортабельными салонами летают крайне редко, у военных летчиков, управляющих ими, небольшой годовой налет. А это очень влияет на уровень подготовки экипажа», - считает собеседник. Еще во времена СССР летчиков заставляли проходить тренажерную переподготовку даже после отпуска, но у военных летчиков на данных бортах («парадных бортах» аэродрома Чкаловский) перерывы в полетах составляют более одного месяца, отмечает Галенко. Пилотирование данного самолета является неадекватной задачей для летчиков с малым налетом, резюмирует эксперт.

«Нет полной автоматики»

«Плюс это самолет предыдущего поколения, у него нет полной автоматики. У него обычный автопилот, стандартная инерциальная система навигации, пилотирование выполняется вручную», - подчеркивает Виктор Галенко.

Он поясняет, что автоматика Ту-154 лишь поддерживает положение самолета на высоте и заданной скорости и позволяет зайти на посадку в полуавтоматическом режиме или, если оборудование аэродрома позволяет, на автомате. «Оборудование еще советское, а „иномарки“ заходят на посадку в полностью автоматическом режиме», - добавляет собеседник.

Впрочем, считает он, нельзя исключить и версию технической неисправности. Но техническую версию крушения данного борта собеседник бы стал рассматривать в последнюю очередь, «так как самолет потрясающе надежен».

«Встречного на взлете, попутного на эшелоне»

Эксперт полагает, что неблагоприятные погодные условия не могли быть причиной катастрофы. «Опасные метеоявления во время происшествия отсутствовали, ветер во время взлета был попутный. При угле подъема 20 градусов он составлял пять метров в секунду», - подчеркивает Галенко.

Особенность аэропорта Адлер заключается в том, что взлет и посадка осуществляются в сторону моря. В сторону гор взлетать нельзя при любых обстоятельствах, там туман, добавляет эксперт. «Неблагоприятными условиями стали бы попутный ветер (взлет всегда осуществляется против ветра, летчики даже желают друг другу «встречного на взлете, попутного на эшелоне»), а также жара - самолет на холоде взлетает куда лучше, чем в жаркую погоду. Однако даже в случае попутного ветра и жары у двигателя Ту-154 огромный запас тяги. Обледенения и грозы там не было, о высокой турбулентности другие борта не докладывали», - добавляет Галенко.

Погодные условия в районе аэропорта в Адлере в момент крушения Ту-154 оцениваются как простые для пилотирования воздушного судна, сообщил Росгидромет , которого цитировал «Интерфакс». «Около пяти утра по московскому времени температура у земли +5, ветер - 5 м/с, видимость - 10 км. Вполне нормальные погодные условия», - подчеркнуло ведомство. Сочинский аэропорт, откуда вылетел Ту-154, продолжил работу в штатном режиме, сообщили СМИ.

При этом, по данным онлайн-табло, утром в воскресенье в Адлере были отменены четыре рейса.

Погодные условия не раз становились причиной гибели самолетов во всем мире. 19 марта уходящего года потерпел крушение при посадке в Ростове-на-Дону летевший из Дубая Boeing 737-800. Из-за плохой погоды авиалайнер не смог приземлиться после двух попыток, и после ухода на очередной круг упал вблизи взлетно-посадочной полосы, погибли 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Расследование причин катастрофы продолжается.

22 августа 2006 года под Донецком после столкновения с сильной грозой разбился авиалайнер Ту-154М, летевший рейсом Анапа - Санкт-Петербург. На борту находилось 170 человек. Причиной катастрофы назвали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт. 12 февраля 2002 года вблизи иранского города Хорремабада потерпел крушение Ту-154 иранской авиакомпании, на борту которого было 119 человек. Авиакатастрофа произошла после осложнения погодных условий.

Параметрический бортовой самописец потерпевшего крушение возле Сочи Ту-154 сохранился в отличном состоянии, а специалисты готовятся к выкладке собранных на дне Черного моря фрагментов воздушного судна. В СМИ, со ссылкой на расшифровку речевого самописца, выдвигаются различные версии причин падения лайнера. Опрошенные «Газетой.Ru» опытные летчики склоняются к версии с нарушением центровки самолета, возможно, из-за неправильного распределения пассажиров в салоне.

Второй бортовой самописец потерпевшего крушение самолета Ту-154 сохранился в отличном состоянии. По крайней мере, так его состояние оценили при первичном осмотре. Об этом сообщил в среду в эфире телеканала «Россия 24» старший инженер комиссии по расследованию катастрофы Дмитрий Попов.

«Состояние по внешнему виду отличное - немножечко повреждена теплоизоляционная и бронезащита. Даже то, что ручки на месте, это первый признак того, что, наверное, если не было воздействия соленой воды, то магнитная лента должна быть в отличном состоянии», - сказал специалист.

Он уточнил, что речь идет о параметрическом самописце, который был установлен в хвостовой части самолета. Этот прибор, как и первый обнаруженный «черный ящик», будет доставлен в ВВС в подмосковных Люберцах.

Кроме того, в ближайшие часы в Сочи планируется начать выкладку фрагментов разбившегося самолета. Для выяснения обстоятельств катастрофы на земле будет очерчен реальный контур Ту-154, для чего уже готовится площадка, - сообщили ТАСС источники в силовых структурах.

Ранее источник агентства сообщил, что всего за время поисковой операции обнаружено более 1,5 тыс. фрагментов и обломков самолета, примерно треть из которых - около 570, уже поднята на поверхность.

- …Скорость 300… (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, с…а, чё за *****!

Высотометр!

Нам… (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

В подлинности этого диалога сомневается руководитель летно-испытательного центра научно-исследовательского Института гражданской авиации, испытатель Ту-154, герой России Рубен Есаян.

«На самолете Ту-154 никто не говорит «забрал шасси» или «забрал стойки».

После взлета на высоте не ниже 10 метров командир дает команду «убрать шасси». Кран шасси находится ближе всех ко второму пилоту. Второй пилот берет этот кран, понимает, тут же срабатывает сигнализация, гаснут табло, что шасси выпущены, а потом загорается надпись, что шасси убраны. Все. Так что все эти диалоги - выдумки каких-то сочинителей», - настаивает Есаян.

По его словам, закрылки на самолете Ту-154 входят в систему управления, а все системы управления самолета имеют двойное, а иногда и тройное резервирование. Если произошел какой-то отказ, то сработают запасные системы. «Отказ - и все выключилось и отрубилось… В авиации так не происходит.

И если пилот якобы крикнул „Командир, закрылки!“ - это не значит, что причина именно в них», - заключил летчик-испытатель.

Опытный пилот Ту-154, пожелавший не называть своего имени, рассказал «Газете.Ru» свою версию того, что могло произойти с самолетом.

По словам специалиста, шасси убираются при взлете самолета на высоте 15-20 метров. В этот момент происходит небольшая перецентровка самолета, которая убирается триммером - компенсирующим устройством. В Ту-154 - это механизм эффекта триммирования (МЭТ), который корректируют затяжку в системе пружин, удерживая штурвальную колонку от отклонений. Для управления МЭТ используются переключатели на рукоятках штурвалов, при включении которых, штурвальная колонка плавно перемещается в заданное пилотом положение.

На высоте 100 м и на скорости приблизительно 400 км/час происходит уборка закрылок, выпускаемых при взлете на 25 градусов. Эту операцию осуществляет бортинженер. Он может прекратить ее в любой момент, особенно в тех случаях, когда уборка закрылок идет не синхронно.

При уборке закрылок пилот ощущает тянущие усилия на штурвале, поскольку уменьшается подъемная сила самолета. Эти усилия тоже парируется триммированием, чтобы самолет «не висел на руках». С увеличением скорости и нарастанием подъемной силы, наоборот, возникают давящие усилия на штурвале, которые снимаются «отдачей триммера от себя».

«Если командир закричал «Закрылки!», то вполне возможно, что на штурвале возникли такие давящие усилия, парировать которые триммированием командир корабля уже не смог», - объясняет летчик.

Как предположил собеседник «Газеты.Ru», возможно в самолете все-таки была нарушена центровка. «Почему это не сказалось при взлете в Чкаловском и посадке в Адлере? Тогда, вполне возможно, всех пассажиров разместили ближе к носу самолета, а уже в Адлере они расселись по своему желанию.

Борттехник просто не стал их будить и пересаживать ближе к носу. Возможно, что этого вполне хватило для создания задней центровки самолета и катастрофических последствий», - объяснил пилот.

Он напомнил, что таким образом разбился Ту-104 с командованием Тихоокеанского флота в 1981 году в Ленинграде.

Тогда, по версии генерал-лейтенанта, заслуженного военного летчика и бывшего командующего ВВС и ПВО Балтийского флота Виктора Сокерина, которую он рассказал в «Независимом военном обозрении», приехавший «очень не в духе» командующий ТОФ пожелал лететь в своем салоне в передней части самолета в одиночку. С десяток человек выставили «в хвост», хотя требовалось сделать все точно наоборот, а потом обратно по местам только после взлета.

Командир экипажа рассчитывал, что сможет с небольшим углом оторвать машину от взлетно-посадочной полосы на скорости больше расчетной с максимальным предельно допустимым отклонением, но покатившиеся по проходу после начала разбега рулоны бумаги привели к выходу центровки за критические пределы, и машина потеряла управление.

«Самолет - это «аптекарские весы», коромысло которых лежит на некоем условном, весьма небольшом по ширине бруске.

И оно (коромысло) параллельно земле (и не падает) только в случае, если на обеих чашах весов примерно равные массы. Ширина бруска в данном примере и есть разрешенный «зазор» между предельно-передней и предельно-задней центровками», - писал Сокерин.

Собеседник «Газеты.Ru» знакомый с предварительными результатами расследования отказался говорить о версиях катастрофы, но уточнил, что никакой перегрузки Ту-154, как и тяжелых грузов на его борту в принципе, не было. По его словам, кроме музыкальных инструментов и небольшого количества коробок с гуманитарным грузом, который брала с собой филантроп Елизавета Глинка, в самолете ничего не было.

«Как это всегда было, туда отбирались и попадали лучшие, и я думаю, что так и будет», - сказал министр.

В среду стало известно, что президент России Владимир Путин изменил формат традиционного новогоднего приема в Кремле после крушения Ту-154. «Вы знаете, что произошло у нас, какая трагедия недавно. Поэтому я хочу изменить традиционный прием в честь Нового года, чтобы он носил рабочий характер», - цитирует слова Путина РИА «Новости».

На военно-транспортном самолете Ту-154, который направлялся в Сирию с подмосковного аэродрома Чкаловский и потерпел крушение в Черном море после дозаправки в Адлере утром 25 декабря, на борту находились 92 человека - восемь членов экипажа, восемь пассажиров-военнослужащих, двое федеральных госслужащих Минобороны, 64 артиста Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, девять журналистов федеральных телеканалов и глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.

Первые две версии вполне могли бы быть оправданы погодными условиями. Если бы не одно "но". Дело в том, что метеорологическая обстановка в Сочи и его окрестностях на момент взлета лайнера в 5:20 по московскому времени были вполне приемлемой. Сообщается, что видимость была пределах 10 километров, ветер восточный не более пяти метров в секунду и давление 763 миллиметра ртутного столба. Такие условия вряд ли могут представлять угрозу для самолета.

Не было особых нареканий и по состоянию самого авиалайнера. Несмотря на то, что на момент катастрофы самолет находился в эксплуатации уже 33 года, а его общий налет составлял 6689 часов, в 2014 году он был отремонтирован. Более того, в сентябре этого года машина прошла плановое обслуживание.

При этом стоит отметить, что подобный возраст и количество летных часов вполне нормальны для таких самолетов, как Ту-154. К примеру, американский C-135 Stratolifter, введенный в эксплуатацию более 50 лет назад, до сих пор вполне неплохо чувствует себя в небе и отправляться "на пенсию" явно не собирается. Тем не менее, версия технической неполадки является основной на данный момент.

Также рассматривается версия человеческого фактора, то есть ошибки пилота, повлекшей за собой катастрофу. Однако стоит отметить, что разбившимся самолетом управлял очень опытный экипаж. Прежде всего, это летчик первого класса Роман Волков, за спиной которого более трех тысяч часов в небе. Кроме того, несомненным профессионалом своего дела считался штурман потерпевшего крушение лайнера – подполковник Александр Петухов, показавший в 2011 году чудеса пилотирования при посадке "танцующего самолета" той же модели.

Впрочем, как утверждают специалисты, Ту-154 – достаточно сложная для управления машина, и предъявляет к своим пилотам весьма жесткие требования. И стаж в три тысячи часов налета может быть недостаточен для такого "капризного" самолета. Посему версию человеческого фактора отбрасывать нельзя.

Наконец, нельзя исключать версию террористического акта, особенно в нынешней крайне неспокойной политической обстановке. Катастрофа российского лайнера на Синае в прошлом году была следствием активности тамошних террористических групп, объявивших России "священную войну" из-за ее вмешательство в борьбу с радикалами в Сирии.

При этом ранее эксперты неоднократно сетовали на то, что уровень безопасности на военных пассажирских перевозках гораздо ниже, чем в коммерческом секторе. К примеру, предполетный досмотр сводится к пустой формальности в виде проверки списка пассажиров.

В таких условиях можно допустить, что на борт вполне могло быть помещено взрывное устройство, к примеру,во время погрузки. Именно поэтому спецслужбы после катастрофы начали проверять всех тех, кто мог иметь доступ к самолету в аэропорту Сочи.

Однако помимо всего прочего, спустя несколько часов после крушения лайнера в сети появилась любопытная видеозапись, которая обратила на себя внимание многих пользователей интернета и социальных сетей. На ней демонстрируется запись с камеры видеонаблюдения одного из сочинских аэропортов. Где-то на четвертой-пятой секунде отчетливо видно, как в темном небе внезапно вспыхивает огонек, после чего также быстро гаснет. Предполагается, что запись сделана этим утром, а вспышка на записи – это ни что иное, как катастрофа Ту-154.

При этом специалисты утверждают, что такая вспышка могла бы произойти лишь в том случае, если бы на самолете произошел взрыв или он был бы атакован переносными зенитно-ракетными комплексами с земли. Впрочем, достоверность пленки еще предстоит выяснить компетентным специалистам.

Также появилась версия о том, что российский самолет мог быть захвачен. Эту версию, в частности, озвучил телеканал "Россия-1", который ссылается на точку зрения бывшего начальника смены центра единой организации воздушного движения России Виталия Андреева. “После взлёта и короткого полёта – две минуты – самолёт пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках, что может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация: или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было", – заявил эксперт.

В любом случае, впереди у специалистов огромный массив тяжелой и кропотливой работы по выяснению истинных причин произошедшего. На данный момент нельзя быть более-менее уверенными ни по одной представленной версии. Так или иначе, пролить свет правды на произошедшее поможет только тщательное расследование с привлечением компетентных специалистов.

В то же время необходимо отметить, что следователям стоит со всем вниманием подойти к версии о теракте. На ум вновь приходит катастрофа с российским самолетом на Синае в прошлом году. Тогда первое время расследования версия теракта не была основной, однако вскоре нашла свое подтверждение.

Напомним, катастрофа самолета ТУ-154 произошла в воскресенье утром над акваторией Черного моря. Лайнер держал курс на сирийскую Латакию.

По поступающим сообщениям, на борту самолета были 92 или 93 человека. Среди них Академический ансамбль песни и пляски имени Александрова, журналисты российских телеканалов, известный врач Елизавета Глинка и члены экипажа. Все они погибли.

Что случилось с самолетом ТУ-154 из Сочи: теракт или катастрофа? Последние новости о расследовании трагедии над Черное море – что же скрывается за падением лайнера Минобороны? Опубликованные последние слова второго пилота «Закрылки! Командир, падаем! » натолкнули общественность, а также многих экспертов на то, что причина падения самолета – ошибка экипажа. Однако, профессиональные летчики в эту версию верят с трудом. Что же случилось на борту рокового RA-85572? Был ли он сбит из наземного ПЗРК, могли ли туда поместить взрывчатку?


Из-за того, что в новостях за последние годы появилось огромное количество фейков, многие россияне совершенно справедливо не верят в официальные версии. И на то есть справедливые основания. Ведь из-за операции РФ в Сирии уже был сбит Боинг над Синаем, вполне логично, что властям, не очень бы хотелось, чтобы в очередной раз пострадали люди.

Пусть и не совсем гражданские, но все-таки, не имеющие прямого отношения к военным действиям.

Результаты расследования пока не афишируются, что еще больше сгущает краски.

Версия №1: ТУ-154 был сбит или взорван

В пользу этой версии говорит то, что экипаж не доложил на землю о происшествии. В момент катастрофы он находился приблизительно на высоте приблизительно 250 метров, что вполне достаточно для поражения из ручного переносного зенитно-ракетного комплекса.

Кроме того, эксперты отмечают большой разлет обломков. При падении в воду скорость фрагментов фюзеляжа быстро теряется, поэтому крупный радиус разлета может быть только при взрыве в воздухе. Официальные источники говорят о течении, но какое течение может передвинуть крупные части весом в несколько тонн? Да и откуда течение у курортного города?

Также есть записи с камер видеонаблюдения, на которых зафиксирована вспышка в небе в момент крушения ТУ-154. Возможно, конечно, это свет фар переворачивающегося лайнера, но тогда где стробовые и крыльевые огни? А еще фары на Ту-154 выключаются и убираются на 100 метрах, самолет взлетал в сторону моря. Так что – очень сомнительно, что это были фары.

Местное время катастрофы: 5 часов 27 минут. На побережье темно – террористы вполне могли выпустить ракету, а потом скрыться.

Не исключается и версия взрыва, пусть аэропорт и хорошо проверяется, но случаи подрыва самолетов в российском небе уже были.


Версия №2: ошибка пилота

То, что опытный пилот мог перепутать рычаг шасси и закрылков – полный бред. Да, они расположены в Ту-154 рядом, но они обладают разным ходом. Шасси убираются сразу же после отрыва от полосы, при наличии уверенного набора. Закрылки – после, по достижению определенной скорости. Сомнительно, что на высоте 250 метров командир вдруг вспомнил про неубранное шасси, а второй пилот дернул за закрылки. Это надо не только быть в стельку пьяным, но еще и обкуриться спайсов.

Если же перепутаны были закрылки с шасси сразу после взлета, то самолет (который еще якобы был перегружен) никак не набрал бы 250 метров, а сразу бы просел на землю.

Уборка закрылков сопровождается репликой «убираются синхронно», также, как и команда по уборке шасси. То есть, все действия пилотов в кабине контролируются друг другом и дублируются голосом, перепутать что-то крайне сложно.

Еще один довод – ну просто не мог второй пилот так глупо ошибиться . При подготовке летчиков натаскивают до рефлексов на потерю скорости, отказы и так далее. Взаимодействия в экипаже Ту-154 настолько отточены за десятки лет работы, что просто невозможно допустить столь явный фейл.

Самолет, конечно, очень сложный, но на взлете катастроф ТУ-154 по ошибке экипажа не было вообще.

Версия №3: отказ техники

Падение ТУ-154 в Сочи из-за отказа техники вполне вероятно, так как эти машины никогда не отличались большой надежностью. Асинхронная уборка закрылков, например, могла привести к перевороту. Хотя, опять же, экипаж это отслеживает, если закрылки убираются неравномерно, то они сразу же выпускаются обратно, самолет прекращает набор, и возвращается на аэродром вылета.

Могла отказать система АБСУ или другая электроника, как это было с «танцующим» ТУ-154 Минобороны в Чкаловском. Тогда был день, хорошая погода, посадка прошла успешно. Сейчас – ночь, усталость, могли растеряться. Но тогда где доклад на землю?

Более вероятной версией является отказ двигателей при сильной загрузке. Но тут опять же, отказать должны сразу три, например, из-за плохого топлива. И при этом есть шанс посадить самолет на воду, опять же, был бы доклад.

Возможен также теракт ТУ-154 в декабре в Сочи, но не подрывом, а диверсией. Сама по себе машина 1983 года выпуска, но с не таким уж большим налетом.

Все ждут когда будет опубликован полный отчет МАК с причиной катастрофы, но факт в том, что реальных факторов общество может так никогда и не узнать. И что действительно случилось с самолетом ТУ-154 из Сочи навсегда останется в архиве ФСБ.