Где в тибете находится храм золотого дракона. Монастырь джоканг

Буддийский храм Джоканг был возведен приблизительно в 646 году первым правителем Тибетской империи Сронцзангамбо в центре исторической части города Лхаса. В те времена и сейчас это место входит в число наиболее величественных храмов Тибета, интересных с точки зрения паломничества и эзотерического туризма, а также отнесено к перечню всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Джоканг на карте

История

История построения храма в Лхасе довольно необычна и связана с помолвкой правителя и непальской принцессы Вэньчэн. Осматривая свои новые владения, ставшая царицей Вэньчэн испугалась небольшого озера, которое напомнило ей сердце дьявола. Дабы ублажить царицу был принят указ, согласно которому водоем должен быть полностью засыпан землей, а на месте бывшего озера возведен величественный храм, знаменующий собой победу над злыми силами. К проектированию и строительству храма были привлечены лучшие мастера Тибета, Китая и Непала, о чем говорит уникальное сочетание древних стилей зодчества.

Со временем храм и монастырь Джоканг (Дом Будды) стал священным не только для всех буддистов из Тибета, но и для паломников, странствующих в поисках просветления и ответов на извечные философские вопросы.

Достопримечательности и особенности

Центральный зал храма Джоканг украшает статуя Шакьямуни – изображение 8-летней девочки в натуральную величину, привезенное в страну самой царицей Вэньчен в качестве приданного. Собственно, ради сбережения этой статуи и возводился Джоканг. Статуя полностью отлита из золота и украшена бесчисленной россыпью драгоценных камней, что делает ее не только чрезвычайно величественной и ценной, но и вызывает духовный трепет у паломников. Поклонения статуе Шакьямуни проходят практические ежедневно.

Не менее уникальной достопримечательностью монастыря Джоканг в городе Лхаса является ива, растущая перед входом в храм . Монахи считают, что дерево было посажено самой царицей. Рядом с ивой установлен каменный монумент высотой три метра, на котором в 823 году были высечены условия сотрудничества между Китаем и Тибетской империей.

Необыкновенно зрелищное событие можно наблюдать в Джоканге и его окрестностях в дни празднования тибетского нового года. К стенам храма стекаются тысячи последователей буддизма, совершая красочные ритуалы и обряды во славу памяти предков. Сие действо носит название Праздник тысячи молитв .

Дадим несколько ценных советов туристам, которые решили посетить храм Джоканг в Лхасе (Тибет):

  1. Спланируйте распорядок дня таким образом, чтобы попасть в Джоканг ближе к вечеру. В это время ламы занимаются чтением сутр. Их смысл вы не поймете, но ритмичное песнопение завораживает и гипнотизирует.
  2. Храм принимает посетителей весь день. Если вы желаете попасть на экскурсию с гидом, то приходить стоит пораньше, так как экскурсоводов не так много.
  3. Соблюдайте правила приличия. Не смейтесь, громко не разговаривайте, не тыкайте пальцами и уж тем более не трогайте священные для буддистов реликвии.

Напоследок — подборка фото монастыря и храма Джоканг:

храм-Джоканг

8242bfbe9f4a1c3234888f0eef9

000097404_prevstill

Лхаса (тиб. ལྷ་ས་, кит. 拉萨) - столица Тибетского автономного района в Китае. Город расположен на высоте 3 650 м (12 000 футов) над уровнем моря на северных склонах Гималаев.

Общая информация

История города Лхаса, название которого означает «Земля Богов», насчитывает более 1 300 лет, а сам город расположен в долине реки Лхаса. В восточной части города, вблизи храма Джоканг и района Баркхор, влияние Тибета по-прежнему сильно и заметно, и довольно часто можно встретить традиционно одетых тибетцев, совершающих кору (обход по часовой стрелке или прогулку по храму Джоканг), вращающих молитвенные колеса. Западная часть Лхасы по своему характеру этнически китайская. Это занятая и современная часть города, похожая на многие китайские города. Большую часть инфраструктуры, включая банки или правительственные учреждения, можно найти именно здесь. Гостиницу забронировать можно на , а проверить, нет ли где более привлекательной цены, можно . Поискать предложения аренды частных апартаментов или комнат можно .

Как добраться

Для посещения Тибета некитайским национальностям требуется получение специального разрешения, а также сопровождение гидом.

Самолетом

Аэропорт Лхаса Гонггар (贡嘎机场) (IATA: LXA) расположен в 61 км южнее Лхасы. Сориентироваться по ценам на авиабилеты можно .

Все приезжающие некитайцы должны быть встречены в аэропорту гидом. Такси можно нанять, выйдя из аэропорта. Кроме того, курсирует рейсовый автобус (25 юаней). Путешествующие некитайцы передвигаются на транспорте, предоставляемом туристическим агентством.

Поездом

Цинхай - Тибетская (Цинзан) железная дорога соединяет Лхасу и Голмуд, с сообщением до Синина, Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и Чунцина.

  • Т27/28 из/до Пекина-Западного (ежедневно, 44 часа).
  • Т22/23/24/21 из/до (через день, 44 часа).
  • T222/223/224/221 из/до Чунцина (через день, 45 часов).
  • T164/165/166/163 из/до Шанхая (ежедневно, 48 часов).
  • T264/265/266/263 из/до Гуанчжоу (через день, 55 часов) - самое длинное железнодорожное сообщение в Китае (4980 км).
  • K917/918 из/до Ланьчжоу (ежедневно, 27 часов).
  • K9801/9802 из/до Синин Западный (ежедневно, 24 часа).

Туристы некитайской национальности не имеют возможности покупать билеты самостоятельно. Иностранцы должны приобретать билеты через туристическое агентство. Достать билет тяжелее всего во время китайского Нового года (в январе и феврале), а также во время летних каникул (в июле и августе).

Переезд с железнодорожной станции

Поездка на такси между городом и железнодорожной станцией обойдется ровно в 30 юаней, водители не используют счетчики. Заранее уточните стоимость поездки, так как многие водители попытаются взять 100 юаней. В качестве альтернативы воспользуйтесь автобусом (1 юань), чтобы добраться на другую сторону реки, и там поймайте такси со счетчиком.

Подсказка:

Лхаса — время сейчас

Разница в часах:

Москва − 3

Казань − 3

Самара − 2

Екатеринбург − 1

Новосибирск + 1

Владивосток + 4

Когда сезон. Когда лучше поехать

Лхаса — погода по месяцам

Подсказка:

Лхаса — погода по месяцам

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Дворец Потала (Пходранг)

Вероятно, цитадель существовала на Красном холме еще до VII века, когда король Сонгцэн Гьялпо построил крепость для своих двух жен. дворец перестраивался при V Далай Ламе в течение трех лет, затем XIII Далай Лама расширил и перестроил его. Таким мы видим дворец на сегодняшний день. В 1775 году, при VII Далай Ламе, Норбулинка стала летней резиденцией, а Потала - зимним дворцом. В Потале можно обнаружить комнаты, в которых жили Далай Ламы, а также их роскошные золотые гробницы. В качестве религиозного и политического центра старого Тибета, а также зимней резиденции Далай Лам дворец засвидетельствовал не только жизнь Далай Лам, но и главные политические и религиозные события последних веков. Во дворце Потала хранится огромное количество редких культурных реликвий, включая написанное от руки золотое буддийское Священное Писание, ценные подарки от императоров Китая и множество бесценных антикварных вещей. Попасть во дворец можно за ¥100. В течение часа вы совершите экскурсию по дворцу в сопровождении гида; по крайней мере вам дадут необходимое количество времени на то, чтобы подняться и спуститься по многочисленным ступенькам, ведущим к резиденции высотой в 14 этажей. Перед посещением убедитесь, что вы акклиматизировались. Дворец Потала был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году, храм Джоканг - в 2000-м, а летняя резиденция Норбулинка - в 2001-м.

Летний дворец (летняя резиденция) Норбулинка

Расположен примерно в 1 км западнее дворца Поталы, был построен в 1775 году VII Далай Ламой и расширялся при каждом последующем правителе. В настоящее время в резиденции ведутся реставрационные работы, а на территории комплекса находятся небольшой зоопарк, ботанические сады и особняк. Плата за вход составит 60 юаней (2015 год).

Церкви и храмы. Какие стоит посетить

Храм Джоканг (Цуглахан)

Построен в VII веке для статуи Будды, которую принцессы Бхрикути из Непала и Вэнь Чэн из китайской династии Тан привезли в качестве подарка для их будущего мужа, короля Сонгцэна Гамбо. На протяжении веков храм много раз достраивался и теперь служит пристанищем для статуй короля Сонгцэна Гамбо и его двух знаменитых невест. Однако статуя Будды Джово Шакьямуни, привезенная принцессой Вэнь Чэн из Чанъаня около 1 300 лет назад, является самой священной и известной достопримечательностью и, возможно, самой почитаемой религиозной святыней во всем Тибете. Великолепный четырехэтажный храм под позолоченной крышей обращен на запад и расположен на площади Баркхор в центре старой части Лхасы.


Монастырь Дрепунг

Основанный в 1416 году последователем Цонга Капы, стал самым большим и роскошным монастырем Тибета, где Ламы участвовали в подготовке новых Далай Лам. Дрепунг стал обителью Нечунга, государственного оракула Тибета. За всю историю в Дрепунге было около 10 000 монахов, а в его подчинении находилось 700 «второстепенных» монастырей и обширных владений. Дрепунг принадлежит секте Гелугпа.

Монастырь расположен в 10 километрах западнее старой части Лхасы, добраться до него можно на автобусах № 17, 24 и других за 1юань. Автобус № 24 курсирует между Дрепунгом и Серой. Плата за вход в монастырь составит 50 юаней (2015 год), а на его осмотр потребуется полдня. Рекомендуется запастись водой и закусками. Перед монастырем (в офисе по продаже билетов) находятся несколько небольших ресторанчиков.

Монастырь Сера

Был основан в 1419 году одним из восьми учеников Цонга Капы (основателя секты Гелупы). Монастырь стал известен благодаря своему тантрическому обучению, в то время как Дрепунг прославился политическим участием. Сера был меньше Дрепунга, братия Серы насчитывала 7 000 монахов, однако монастырь не уступал в богатстве и был подобен Дрепунгу в могуществе. Монахи Серы считались умными и опасными.

Монастырь расположен в 5 километрах к северу от центра города, куда можно добраться на автобусах № 6,16, 24 и других за 1юань. Автобус № 24 курсирует между Дрепунгом и Серой. Плата за вход в Серу составит 50 юаней (2015), а на обход вокруг монастыря потребуется 3 часа. В 10 метрах от офиса по продаже билетов по правой стороне пролегает тропинка, которая приведет к входу в монастырь, попасть в который можно без билета.

Музеи. Какие стоит посетить

Музей Тибета

Плата за вход составит 25 юаней. Это музей тщательно отобранных артефактов, отражающих многовековую историю Тибета. На входе можно взять бесплатный аудиогид на вашем языке. Как и следовало ожидать, музей представляет китайскую точку зрения на “мирное освобождение” Тибета, однако это место стоит посетить.


Туристические улицы

Уличный рынок Баркхор

Расположен на старейшей типично тибетской улице, окружающей храм Джоканг со всех сторон, в центре старой части Лхасы, где вы сможете поторговаться с местными тибетскими продавцами изделий ручной работы, которые редко можно встретить где-то еще во всем мире. Улица Баркхор на протяжении многих веков является одним из важнейших религиозных путей, по которым паломники совершают обход вокруг храма Джоканг, вращая молитвенные колеса. Буддийские пилигримы совершают прогулку по улице по часовой стрелке каждый день до самой ночи. При первом визите в Баркхор посетите площадь Баркхор, построенную в 1985 году. Неоднократно площадь становилась местом политических протестов и столкновений между китайцами и тибетцами.

Что посмотреть в окрестностях

  • С улицы на восточной стороне отеля «Yak Hotel» рано утром отправляются автобусы в Шигадзе, Цетанг, Самье, Накчу, Danzhung. С междугородной автобусной станции можно уехать в Голмуд, (через Синин и Ланьчжоу), Накчу, Чамдо, Байи, Цетанг, Шигадзе и Драм. В зависимости от ваших документов вам будет позволено (или не позволено) приобрести билет на то или иное направление.
  • Улететь из Лхасы довольно просто: ежедневные рейсы связывают столицу Тибета и крупные города Китая, кроме того, несколько дней в неделю из Лхасы совершаются полеты в , :
  • 7-дневная поездка в включает проживание в отеле, завтрак, 4-колесный джип для переездов. Туристов сопровождает гид, который берет на себя ответственность за их регистрацию в полиции при въезде в город и при выезде из города (это является стандартной процедурой).
  • Монастырь Самье был построен в 779 году под патронажем Короля Трисона Децуна и под наблюдением Шантаракшиты и Падмасамбхавы, двух выдающихся буддийских учителей из Индии. Самье стал первым буддийским монастырем в Тибете и по сей день остается одним из важнейших святынь для паломников в регионе. Самье находится недалеко от Дрананга, в 150 км юго-восточнее Лхасы. Добраться до монастыря можно на автобусе или минивэне. Поездка рассчитана на 2 дня. Если вы располагаете временем, посетите скиты в Чимпу, расположенные неподалеку, где вы сможете ощутить больше духовных вибраций, чем в Самье. Необходимо разрешение, чтобы избежать хлопот с полицией и штрафов.

  • Монастырь Ганден расположен на южном берегу реки Кьичу в 45 километрах восточнее Лхасы. Ганден - главный монастырь ордена Гелугпа («Желтые шляпы») в тибетском буддизме. Из недавно реконструированного монастыря, построенного в 1409 году Цонгкхапой, основавшим Гелугпу, открывается головокружительный вид на гористую местность.
  • Можно совершить пешеходный поход между монастырями Ганден и Сомье, который в среднем займет 4 - 5 дней (быстрым шагом - 3 дня).

Множество симпатичных и удобных ресторанов расположено вблизи храма Джоканг и исторического центра Баркхора. В последнее время в Лхасе все чаще открываются индийские и непальские рестораны, а также тибетские рестораны с западной кухней. Обед на одного человека обойдется в 30 юаней, в стоимость включены напитки. В небольших тибетских ресторанчиках, особенно чайных, во всем Баркхоре значительно дешевле и вкуснее, чем в ресторанах для туристов (от 5 юаней). Тибетские рестораны в Баркхоре привержены традициям, для путешественника с запада китайская еда может показаться куда разнообразнее и привлекательнее, чем скользкое вареное мясо яка, которое подается в Тибете в китайских ресторанах, расположенных вокруг Баркхора и в новой части Лхасы. В наши дни во всех тибетских заведениях при заказе чая с молоком вам принесут сладкий чай на сухом молоке, импортируемом из Китая. Во всех ресторанах предусмотрена бесплатная горячая вода. Тибетские рестораны также можно найти по дороге в монастыри Сера и Дрепунг.

«Tsham khung nunnery"s restaurant» (Tsham khung monastery: མཚམས་ཁུང་དགོན་པ་) расположен на Ling khor South road. Ресторан внутри женского монастыря с отдельным входом. В меню (на английском языке) можно найти вермишель «thugpa», клецки «momo» (с мясом или овощами) и чай с молоком. Недорогая, но вкусная еда.

Западная кухня:

  • «Tibet Steak Restaurant». Таких ресторана два: один - напротив ресторана «Mandala» рядом с храмом Джоканг, второй - западнее дворца Потала. Меню обоих ресторанов включает тибетскую, непальскую, индийскую, китайскую и западную кухню.
  • «Snowland Restaurant» по адресу: 4 Tenjieling Road , рядом с площадью Джоканг (☎ 0891-6337323). Разнообразное меню, включающее западную, непальскую, индийскую и тибетскую кухню. Славится высоким уровнем обслуживания, вкусной едой, оттого очень популярен.
  • «New Mandala Restaurant», с садом на крыше, расположен напротив храма Джоканг (☎ 86-0891-6342235). Индийская, непальская, тибетская и западная кухня. С крыши открывается красивый вид на город. Попробуйте («щипящее») мясо яка.
  • «Tengyelink Cafe». Славится отменным мясом яка, приятная атмосфера. Здесь предлагают лучшую еду во всей Лхасе. Предоставляются недорогие завтраки.

Безопасность. Чего стоит остерегаться

Туристу на заметку

  1. Снимайте головной убор во время визита в храмы Джоканг, Потала или другие священные места. Избегайте коротких шорт и маек. При посещении святынь принято оставлять небольшое пожертвование, особенно в том случае, если вход бесплатный.
  2. Обходите ступы и другие священные места только по часовой стрелке.
  3. Не забирайтесь на статуи, памятники и другие священные объекты.
  4. Перед посещением храма воздержитесь от чеснока. Тибетцы считают его запах признаком неуважения.
  5. Фотосъемка во дворце Потала запрещена, но разрешено делать фотографии в храме Джоканг. В некоторых монастырях возможно фотографировать за символическую плату. Монахи позволят делать фотографии после небольшого пожертвования. Если вы сомневаетесь, спросите, прежде чем доставать камеру.

Высотная болезнь

Перед поездкой в Лхасу прочитайте статью о высотной болезни, чтобы знать ее симптомы, меры предосторожности, которые следует принять, и способы лечения. Высотная болезнь запросто может испортить ваш отдых, а в некоторых случаях - даже фатальна. Лхаса находится на высоте 3 750 м над уровнем моря, поэтому есть значительный риск возникновения высотной болезни, особенно в том случае, если ваши родные места находятся на меньшей высоте, а тело не успело акклиматизироваться. Если вы вынужденно летите в Лхасу, не будет лишним совершить остановку в промежуточном пункте, таком, например, как Куньмин, который находится на высоте 1 950 м над уровнем моря, и пробыть там несколько дней для акклиматизации.

Религиозные законы

Ни при каких обстоятельствах не давайте и не показывайте монахам или местным жителям фотографии Далай Ламы, так как это может навлечь на вас неприятности. Запомните: некоторые монахи сотрудничают с властями, другие же ими вовсе не являются.

Воровство

Следуйте мерам предосторожности, отправляясь за покупками в Баркхор или к храму Джоканг. Чтобы избежать проблем, оставляйте большие рюкзаки в отеле и следите за своим бумажником.

Попрошайки

Не подавайте милостыню детям и будьте осторожны, прежде чем дать: дав одному нищему, можно привлечь целую толпу.

Чем заняться

  • Кора - медитативный обход вокруг святыни, такой как храм, практикуемый многими тибетцами.
  • Опера «Langma (буквально «королевская музыка») - традиционное тибетское песенное и танцевальное шоу.
  • «Слепой массаж» в медицинской массажной клинике по адресу: Лхаса, 59 Beijing Middle Road, 3-й этаж (напротив отеля «Kichu»). ☎ 6320870. Стоимость - ¥80/час. Персонал говорит на английском языке. При поддержке проекта «Брейльбез границ» («Braille Without Borders»). Отличный способ приспособиться к высоте или просто расслабиться.
  • Парк развлечений, который расположен по адресу: No.30-32 Sela Road.

Шопинг и магазины

Возьмите на заметку: многие банкоматы не принимают иностранные банковские карты, в отличие от «Банка Китая» («Bank of China»), который также предоставляет обмен валюты.

  • Киоски на улице Баркхор очаровывают своими удивительными вещицами, однако в большинстве случаев это «хлам» из Непала и Китая. Примером могут служить поддельные бронзовые статуэтки или картины, не имеющие ничего общего с Буддой. Несмотря на это здесь можно найти множество подлинных вещей. Обратите внимание на предметы для быта и изделия из дерева, такие как шары, марки пилигримов, серебряные вещицы, гау (вариант амулета), серебряные и латунные печати, старые тибетские купюры, вязаные ранцы и тканые сумки. Приобретение тибетского антиквариата - довольно привлекательная идея, однако это разрушительно влияет на культуру Тибета.
  • В поисках буддийской тхангки отправляйтесь в мастерскую, которую вы найдете в закоулках. В мастерской вы сможете понаблюдать за процессом ее создания. В этом отношении прогулка по «задворкам» Баркхора весьма полезна: здесь вы сможете встретить ремесленников в процессе создания картин, мебели, глиняных скульптур, масок, церемониальных символов и аппликаций. Не все произведения искусства возможно увезти с собой, но это стоит того, чтобы посмотреть.
  • Тибет считается родоначальником производителей традиционных ковров, хотя многие якобы тибетские ковры, вывешенные в магазинах в Баркхоре и перед Поталой, сделаны на фабриках в Непале под руководством тибетских эмигрантов, а значительное количество узоров - туркменские и афганские и не имеют ничего общего с традициями Тибета. Некоторые магазины кладут ковры на ткацкие станки, чтобы заверить в их подлинности, однако в демонстрационном зале в большинстве случаев - импортные образцы. Чтобы найти подлинный тибетский ковер, посетите фабрику или выставку от фабрики. Внимательно разглядите изделие и убедитесь, что вы покупаете ковер, идентичный тому, что увидели на станке. Понюхайте ковер: настоящая тибетская шерсть содержит ланолин и имеет характерный запах. Дешевая шерсть из Цинхая и Монголии сравнительно суше. Изредка в Баркхоре и магазинах поблизости можно встретить более старые образцы, хотя за хорошими, старинными коврами охотятся коллекционеры, поэтому цены на них могут быть значительно выше, даже в Лхасе.
  • Ночной рынок «Tianhai», расположенный в западном пригороде, славится большим количеством разнообразных товаров и низкими ценами по сравнению с улицей Баркхор.
  • Тибетские пледы (адрес: Snow Leopard Industries, 2 East Zang Yi Yuan Road, рядом с отелем «Snowland» и площадью Баркхор). ☎ 0891-6321481. Небольшой магазин с широким ассортиментом традиционных и современных моделей, изготовленных на собственной фабрике. Фиксированные приемлемые цены. Владелец говорит на английском языке и может рассказать о различиях тибетских узоров и объяснить процесс изготовления пледов. Кроме того, в магазине есть лавка сувениров с установленными низкими ценами. Возможна доставка пледов за рубеж. Принимаются кредитные карты.
  • Тибетские пледы - «The Tanva Carpet Workshop», в деревне Нам, по дороге между Лхасой и аэропортом Гонгкар, новая мастерская по производству тибетских ковров, в которой применяется только ручное прядение из тибетской высокогорной шерсти для создания как традиционных, так и современных ковров. Вы сможете собственными глазами увидеть процесс изготовления ковров и приобрести их (на подержанные ковры снижены цены) в демонстрационном зале на месте. Задать вопросы и договориться о визите вы сможете, позвонив управляющему фабрики Норбу (☎ 1398 990 8681). Ковры, созданные в мастерской, продаются в магазинах «Torana» в Пекине и Шанхае. Фотографии и подробности вы найдете на сайте магазина.
  • Масляная живопись в «Kharma Gallery», на 2-м этаже напротив отеля «Snowland» (☎ 86-891-6338013). В галерее представлены качественные масляные картины, выполненные художниками Тибета на тибетские темы (пейзажи, люди, религиозные места, животные и т. д.).
  • Галерея «Gedun Choephel» на углу Баркхор, попросту говоря - на самой крайней точке от храма Джоканг. В ней собраны работы большинства художников Лхасы, принадлежащих к стилю авангард, немногие из которых выставляются в Пекине и Лондоне. В галерее проходят вращающиеся выставки, и на это стоит посмотреть.
  • Изделия ручной работы в «Dropenling Handicraft Development Center» по адресу: 11 Chak Tsal Gang Road (☎ 0891-6360558). Позвоните, чтобы узнать, как добраться, или идите прямо от площади Баркхор к мечети Лхасы, затем поверните налево. Высокие цены оправдывают качество продаваемых в магазине вещей, сделанных в Тибете. Прибыль идет на развитие ремесленничества. Принимаются кредитные карты.

Бары. Куда сходить

  • «Travelers Bar». Находится на East Beijing Road. Излюбленное место путешественников.
  • «Low House Music Bar» с традиционными индийскими, непальскими и тибетскими мотивами. Расположен в семейном доме XI Далай Ламы.
  • «Dunya Restaurant, Bar and Balcony» - заведение с приятной атмосферой под началом двух иностранок.
  • «Gang La Mei Duo». Стены этого заведения украшены полотнами и акварельными картинами на тибетскую тематику, которые вы можете приобрести здесь же.
  • «Guge Tavern and Bar». Обстановка состоит из каменных табуреток и простых столов.
  • «Gu Xiu Na Book Bar». Здесь вам предложат почитать книги на религиозную тематику.
  • «7 Square-meter Bar», расположенный на 83 Beijing Road West.
  • «Shambhala» (по адресу: 7 Jiri 2 Lane) декор выполнен в стиле тибетского дома.

Как передвигаться по городу

  • Центральную площадь с главными туристическими достопримечательностями (Потала, Джоканг, Баркхор, Рамоче) удобнее всего «исследовать» пешком.
  • Велосипедные рикши вам встретятся на каждом шагу, впрочем, будьте готовы поторговаться.

  • Поездка на такси обойдется в 10 юаней в любом направлении в черте города. Просто остановите такси на обочине. Будьте готовы потесниться: шофер будет часто подъезжать к тротуару в поисках других пассажиров, направляющихся в то же место. Каждый пассажир заплатит 10 юаней, и это увеличит доход таксиста, несмотря на установленную стоимость проезда.
  • Поездка на городском автобусе обойдется вам в 1 юань. Туристам некитайской национальности разрешено путешествовать на автобусах в черте города. Вы даже получите удовольствие, так как эти поездки нечасты. Номер автобуса легко узнать, однако направления указаны на китайском языке, поэтому заранее уточните, какой автобус вам нужен.
  • Микроавтобусы курсируют в Норбулинку, монастырь Сера, монастырь Дрепунг и в другие близлежащие места. Многие ходят по маршруту городского транспорта.
  • «Автобусы-пилигримы» можно найти перед храмом Джоканг или на стоянке возле храма. Они отправляются в 6 - 7 часов утра в направлении Цурпха Гомпа, Ганден Гомпа, Ньемо (Дази), Пхенпо Лхундруб (Линжоу), Мелдро Гунгкар (кит. Mozhugongka), Чушул (кит. Qushui), Тактз (Дази), Гонгкар (кит. Gongga) и в другие районы. Билеты можно приобрести в кассе на стоянке или при посадке в автобус. Могут ли туристы некитайской национальности путешествовать на таких автобусах - неизвестно. Если вы не китаец, то путешествуете с гидом и можете спросить об этом у него. Ведь куда интереснее путешествовать так, чем на частном «Land Cruiser». Однако организация туров предполагает соблюдение заранее спланированных маршрутов, и, вероятнее всего, вам не удастся воспользоваться подобным сервисом.
  • Некоторые отели и магазины предоставляют велосипеды, так что если в вашем расписании есть несколько свободных часов, вам подойдет прогулка на велосипеде - прекрасный способ «исследовать» город. Воздух здесь не такой грязный, как в большинстве городов Китая, однако на дорогах есть свои обычаи: наилучшим способом считается прижаться к велосипеду или велорикше, чтобы поболтать.

Долгое время европейцы называли Тибет «страной снегов и тайн», для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей, которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти труднодоступные районы Центральной Азии.

Опасности были не мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам - «несшим на священную землю скверну». Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь, вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.

В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае. Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с запретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было конфисковано.

Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан Гампо стал достойным продолжателем дела отца.

Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии. Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новую столицу - город Лхаса.

Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озером, в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гампо, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм. Вместе с ней он пошел к озеру и бросил в него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Кольцо попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный чортен. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса. В память о священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка, рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита эта служит преградой, замыкающей ключи озера: во второй месяц каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами, при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды, которые проглотят город.

Джуконг («Дом господина») - самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни, привезенные в Лхасу двумя его женами - из Китая и Непала. Как бесценную реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.

Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев. Бесконечные преклонения они совершали и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов. Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на кисти деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и с маленькой подковкой.

Во время больших праздников огромная масса паломников змеей обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом в IX веке в память о победе над войском китайского императора.

На площади перед храмом стоят большие медные котлы для чая - 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам сотни тонн чая в качестве субсидии.

Джуконг - это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи. Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.

Главная святыня Джуконга - это статуя Будды Сакьямуни, изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным царевичем у себя в доме в Капилаватсу.

Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека. Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые светильники с топленым маслом.

Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма, которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти «драгоценных веществ» (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти «драгоценностей неба» (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индронила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.

Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.

Здесь же установлен и трон Цзонхавы - возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию, которая принадлежала Маудгалье - главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в него.

В Джуконге хранится и священная золотая ваза, упакованная в специально сшитые для нее парчовые чехлы. Ее прислал в храм около 200 лет назад китайский император Цянь Лун, и используется она только в качестве урны для голосования при избрании нового далай-ламы. В вазу опускают пять пластинок из слоновой кости с написанными на них именами мальчиков, которые родились в день смерти старого далай-ламы. Из этих мальчиков выбирают нового духовного правителя Тибета, так как именно в одного из них перевоплощается дух умершего далай-ламы. Особо избранные ламы после семидневного поста вытаскивают одну из пластинок, и один из мальчиков получает высокое назначение.

В храме хранится и чудесная «громовая стрела» Дордже, нечто вроде немого колокольчика, который своим беззвучным заклинанием касается головы пилигримов. Раз в год Дордже по случаю новогодних праздников на несколько дней присылают в монастырь Сэра - «Обиталище Великой колесницы».

Монастыри в Тибете - это целые города, спускающиеся со склонов гор каскадом белых каменных зданий. Сэра был основан в 1417—1419 годы в пяти километрах к северо-востоку от Лхасы - на ровной каменистой пустоши у подножия горы Гжябри, которая почему-то называлась «Местностью диких роз». В давние времена, как гласит старинная легенда, монастырь, как оградой, был окружен зарослями диких роз - сэра, отсюда и его название.

Главная святыня Сэры - статуя одиннадцатиликого бодисатвы Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия. Авалокитешвара никогда не умирает, хотя иногда, огорченный беззакониями мира, удаляется в далекий Западный рай - Сукавати.

Авалокитешвара сходит в мир со священного лотоса, чтобы уничтожить людские страдания. Он отказывается превращаться в Будду до тех пор, пока все люди на Земле не станут на путь высшего познания, избавляющий их от страданий.

Священные книги говорят, что великий бодисатва, «обладая могущественным знанием, замечает создания, осажденные многими сотнями бед и огорченные многими печалями. Потому он и является спасителем мира, людей и богов». Недаром на ступнях и ладонях Авалокитешвары изображены глаза, открытые к страданиям мира.

Авалокитешвара изображен с одиннадцатью головами, в напоминание о том, что он, потрясенный жестокими страданиями людей, так горько плакал от жалости к ним, что голова его раскололась на десять частей. Тогда бодисатва собрал осколки и сделал из них новые головы, присоединив к ним и собственную.

Легенда рассказывает, что одиннадцатиликая скульптура божества была получена йогиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере в окрестностях Сэры. Много времени спустя в этом месте пас стада коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла, пастух бросил ей вслед камень, который, влетев в отверстие пещеры, звонко ударился обо что-то.

Этим «что-то» и оказалась блистающая золотом статуя, которая заговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов, где уже находилась еще одна счастливо обретенная реликвия: жезл-пурбу индийского волшебника Дарчарвы.

Эти святыни привлекали в монастырь много паломников, но жезл можно было видеть лишь один раз в году. В сопровождении торжественной свиты настоятель Сэры вез его в Лхасу в драгоценной шкатулке, установленной на спине лошади. Там он прикладывал священную реликвию сначала к голове далай-ламы, а потом к головам избранных знатных людей. Только после возвращения из Лхасы жезл-пурбу могли видеть все желающие. В этот день его держал в руках настоятель храма, сидящий на высоком драгоценном троне, облаченный в одежды далай-ламы. Лишь в этот день, всего раз в году, настоятель получал право надеть такие одежды.

Славу монастыря Сэра составляют и ритоды - уединенные кельи отшельников, высеченные в скалах близ монастыря. В этих ритодах они проходили три степени святости, которые определялись лишь временем добровольного затворничества. С того момента, как закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в течение всего избранного срока испытания. В силу данного обета он не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет. Даже передаваемую ему пищу отшельник принимал в перчатке, чтобы лучи солнца даже случайно не коснулись его тела. На время испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.

Позднее почитатели, ученики и последователи аскетов-отшельников превратили некоторые бывшие уединенные ритоды в роскошные дворцы и загородные поместья. Наиболее известным в конце XIX века был ритод «Пабон-ха», принадлежавший далай-ламе. Над пещерой, в которой когда-то жил один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет, был выстроен двухэтажный дворец. «Пабон-ха» пользовался у паломников особым почитанием и уважением. Сюда приходили, чтобы 3333 раза совершить обход вокруг ритода, на что требовалось от 10 до 15 дней.

Рядом с монастырем находится и еще одна древняя святыня - большая каменная глыба, по преданию, сама прилетевшая из Индии. На этом камне, согласно обычаю, расчленяли трупы умерших, а потом оставляли их на съедение грифам. Камень считался священным, и потому каждый тибетец желал, чтобы его похоронили именно таким способом.

Монастырь Гумбун, чье полное название Гумбун Чжамба-дин («Мир Майтреи со ста тысячами изображений»), находится в провинции Амдэ - на северо-востоке Тибета. Он стоит на склонах глубокого оврага, по дну которого когда-то струились чистые воды небольшой речушки. Теперь дно поросло диким луком, и овраг этот так и зовут - «Падь дикого лука». Здесь в 1357 году родился выдающийся деятель тибетского буддизма Цзонхава, основатель нового направления - «пути добродетели», известного также под названием «учение желтошапочников».

Там, где из перерезанной пуповины на землю упали капли крови Цзонхавы, стал расти чудесный цан-дан - ароматическое сандаловое дерево. На коре его появлялись тибетские буквы-символы, а на листьях - изображения буддийских божеств (Львиноголосого, Ямантаки, Махакалы и др.).

Над этим деревом впоследствии был воздвигнут чортен - ритуальное куполообразное сооружение. Согласно легенде, родители Цзонхавы на склоне лет сильно тосковали о сыне, посвятившем себя монашеству. Наконец мать его, которую звали Шиндза, не выдержала и написала сыну письмо с просьбой о встрече. Цзонхава ответил отказом, предложив матери построить чортен над чудесным деревом цан-дан, поместив туда 100 000 изображений Будды Майтреи.

Мать так и сделала: выстроила чортен, от которого «была большая польза для всех живущих существ». По буддийским понятиям, тысячи Будд, имеющих особую кармическую связь с нашим миром, приняли решение поочередно воплощаться на Земле, чтобы нести всем живым существам Свет Учения. Человечество существует миллионы лет и будет существовать еще миллионы. Каждый раз, когда Свет Учения будет гаснуть, а люди погружаться во тьму неведения, в мир будет являться новый Будда, чтобы вновь осветить им путь. Будда Сакьямуни является четвертым в этой цепи, пятым будет Майтрея - Будда грядущего мирового периода, имя которого означает «Связанный с любовью». Появление Майтреи принесет всем истинно верующим буддистам долгие, счастливые годы жизни, не омраченные страданием и печалью. Таким образом будет развеяна и печаль матери.

Со временем возле этого чортена поселились монахи, число которых быстро увеличивалось - по мере распространения славы о чудесном дереве и воздвигнутом над ним чортене. Впоследствии чортен облицевали плитами кованого серебра и возвели над ним обширное здание с позолоченной крышей. В нише чортена покоится золотое изображение Цзонхавы, под которым на мраморной ступеньке установлены маленькие чортены с прахом лам и постоянно горящие светильники.

У самого входа в храм растет высокое сандаловое дерево: рассказывают, что у него один корень с тем священным деревом, которое находится теперь внутри чортена. От семян священного цан-дана, занесенных на дно оврага, уже выросла целая роща. Листья с этих деревьев, растущих среди дикого лука, монахи собирают и тщательно высушивают. Они обладают целебными свойствами, поэтому их охотно покупают многочисленные паломники, заваривают их и пьют настой - верное средство от многих болезней (особенно незаменимы листья при трудных родах).

В монастыре Гумбун есть четыре дацана - богословский, медицинский и два мистических (дийнхор и джюд). Здание мистического факультета джюд, основанного в 1649 году, расположилось у самого обрыва. Здесь хранится много чудесных реликвий, о которых паломники вслух не говорят, а только почтительно шепчутся.

С именем Цзонхавы связан и монастырь Галдан, полное название которого - Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин («Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца»). Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и неба, и основал монастырь Галдан. Соборный храм с престолом Цзонхавы находился как раз рядом с домом, где жил и скончался этот выдающийся буддийский деятель. Древнее предание повествует, что собравшиеся вокруг усопшего ученики горько плакали и в отчаянии восклицали: «Учитель, где ты?». И вдруг на стене комнаты появился образ Цзонхавы и раздался голос: «Я - здесь». Рассказывают, что многочисленные паломники видели эту святыню еще в конце XIX века.

Преданность и любовь учеников к своему учителю были столь велики, что они решили не сжигать его тело. В сидячем положении оно было заключено в ковчег из сандалового дерева и помещено в реликварий чортена, сделанного из серебра и украшенного различными драгоценными камнями. Позже реликварий облицевали листами кованого золота, а над ним воздвигли величественное здание.

Многих паломников привлекает в монастырь Галдан и еще одна реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы. Подобные сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша, по преданию, обладала чудесными свойствами. Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней.

Храм Джокханг – один из самых известных и почитаемых буддийских храмов в Тибете. Это место посещают паломники и туристы из разных концов света.

Храм построили по приказу царя Сонгцен Гампо в 639 году. Инициатором была императорская жена принцесса Бхрикути, которая считала, что под землей на месте будущего храма сидит тибетская демоница. Чтобы она не смогла восстать, на этой земле и заложили храм.

Изначально храм назывался Раса Труланг – «Магическое проявление Расы», но его переименовали после помещения в здание фигур Будды Акшобья и Джово Ринпоче. Сейчас эти статуи находятся в храме, но неизвестно, являются ли они подлинными.

Храм украшен различными скульптурами и статуями, фресками с божествами, правителями Тибета и ламаистскими святыми. У входа в храм расположена плита с надписью-договором между правителями Китая и Тибета.

Сейчас в храме каждый день проводятся службы. Традиционно с рассвета и до заката паломники обходят весь храмовый комплекс по ритуальному пути (кора), читая мантру.

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

Монастырь Джоканг - массивное четырехэтажное здание с открытой крышей, на которой возвышаются две золотые лани и колесо дхармы - ранние символы буддизма. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления пятого Далай-ламы. Большинство росписей и статуй относятся к XVIII и XIX векам.

Монастырь пострадал во время монгольского вторжения, но наихудшие разрушения постигли Джоканг после оккупации Тибета в 1959 году. Во время китайской культурной революции (1966-1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.

Что посмотреть

Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.

В центральном зале находится главное сокровище монастыря - Будда Шакьямуни (также называемый "исполняющий желания") - самая почитаемая статуя в тибетском буддизме. Статуя, изображающая в натуральную величину (1.5м) Будду в возрасте 12 лет, вероятно, была доставлена из Индии, как часть приданого китайской принцессы Вэньчэн в 641 году. Самая красивая статуя Тибета, вылитая из драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, стоит в окружении царя Сонгцен Гампо и его двух жен: китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших распространению буддизма в Тибете.

На третьем этаже находится статуя Палден Лхамо - единственное женское божество среди группы Восьми Защитников Дхармы и основная защитница Лхасы и Далай-ламы. По легенде, она убила собственного ребенка, чтобы положить конец бесконечной военной кампании своего мужа.

А в пригороде Лхасы находятся , утопающие в изумительно прекрасных садах, и , один из самых крупных буддийских монастырей мира.

Монастырь Джоканг (Jokhang monastery) открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).
Стоимость: 70 юаней (около 8 €), разрешение для фотографирования - 90 юаней.
Время посещения для групп ограниченно одним часом (20 минут отводится на осмотр галереи тысячи Будд, 10 минут на центральный зал и 20 минут на съемки золотой крыши храма, снаружи).