Парусное Судостроение XIX Века. Аццкая сотона - рангоут и такелаж Вооружение парусного судна

Под рангоутом и такелажем судна понимают всю движущуюся или находящуюся в состоянии покоя оснастку - мачты, грузовые полумачты, реи, гафели, грузовые стрелы, ванты, штаги со всеми относящимися к ним деталями. Это название сохранилось со времен парусных судов, правда, его значение за это время существенно изменилось. Так, первоначально рангоут и такелаж парусного судна обеспечивали продвижение судна вперед, а в настоящее время их главной задачей на современных грузовых судах является размещение грузового устройства, а на пассажирских судах, ледоколах, буксирах и подобных им плавучих средствах - сигнального оборудования.


Вооружение парусного судна

а - вооружение барка со вспомогательным двигателем; b - типы парусного вооружения; с - типы парусных судов.

1 - бизань-гик; 2 - бизань; 3 - бизань-мачта; 4 - бизань-гафель; 5 - крюйс-топсель; 6 - крюйс-стеньга; 7 - грот-брам-стеньга; 8 - грот-бом-брам-рей; 9 - грот-бом-брамсель; 10 - грот-брам-рей; 11 - грот-брамсель; 12 - крюйс-брам-стаксель; 13 - крюйс-стень-стаксель; 14 - апсель; 15 - верхний грот-марсель; 16 - нижний грот-марсель; 17 - грот; 18 - грот-стеньга; 19 - грот-мачта; 20 - верхний грот-марса-рей; 21 - нижний грот-марса-рей; 22 - грота-рей; 23 - грот-бом-брам-стаксель; 24 - грот-брам-стаксель; 25 - грот-стень-стаксель; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-брам-стеньга; 28 - фор-бом-брамсель; 29 - фор-брам-рей; 30 - фор-брамсель; 31 - фор-бом-брам-штаг; 32 - бом-кливер-леер; 33 - верхний фор-марса-рей; 34 - верхний фор-марсель; 35- фор-стеньга; 36 - нижний фор-марса-рей; 37 - нижний фор-марсель; 38 - фоке-рей; 39 - фор-мачта; 40 - фок; 41 - фор-стеньга-стаксель; 42 - средний кливер; 43 - кливер; 44 - бом-кливер; 45 - бушприт; 46 - латинский парус; 47 - прямой рейковый парус; 48 - люгерный или рейковый парус третьяк; 49 - люгерный или рейковый парус четвертак; 50 - шпринтовый парус; 51 - гафельный парус; 52 - гуари; 53 - бермудский парус; 54 - эверс; 55 - логгер; 56 - кеч; 57 - деухмачтовая гафельная шхуна; 58 - двухмачтовая марсельная шхуна; 59 - бригантина (шхуна-бриг); 60 - бриг; 61 - трехмачтовая гафельная шхуна; 62 - трехмачтовая топсельная шхуна; 63 - трехмачтовая марсельная шхуна; 64 - баркентина (шхуна-барк); 65 - барк; 66 - корабль с полным вооружением.

Главной частью рангоута является мачта. В зависимости от цели применения различают сигнальные, грузовые и специальные мачты из дерева или из труб, изготовленных из стали или легкого металла. Для восприятия сил, возникающих вследствие бортовой и килевой качки при сильном волнении, мачты крепятся к бортам или в диаметральной плоскости при помощи вант и штагов, состоящих из стальных проволочных тросов. На сигнальных мачтах помещаются сигнальная и радиоантенная реи, а часто также и гафель для подъема флага страны. Свежая информация такелажные работы у нас . Кроме того, на них находятся флажные фалы и держатель для фонаря.



Рангоут и такелаж грузовых судов

а - грузовое и сигнальное устройства грузового судна старой конструкции; b - грузовое судно с грузовыми стрелами и судовыми кранами.

Наиболее простую конструкцию имеют трубчатые мачты (рис. ниже а), у которых спереди и сзади имеется по одной грузовой стреле. Для размещения других грузовых стрел на топе мачты монтируется салинг, и в двух-трех метрах над палубой к мачте крепится траверса. Концы траверсы опираются на короткие вентиляционные стойки. Салинг и траверса часто состоят из одной коробчатой балки (рис. ниже b). У наиболее часто встречающихся двуногих мачт обычно отсутствует стоячий такелаж, за счет чего повышается обзорность открытой палубы. Иногда при работе с тяжеловесными грузовыми устройствами на противоположной стороне устанавливаются штаги (рис. ниже с).


Грузовые мачты

а - трубчатая мачта; b - трубчатая мачта с салингом и траверсой грузовой стрелы; с - двуногая мачта. 1 - антенный рей; 2 - рей; 3 - прожекторный рей; 4 - пост наблюдения на мачте («воронье гнездо»); 5 - ванты; 6 - стеньга; 7 - салинг; 8 - вентиляционная колонна; 9 - фундамент грузовой стрелы.

Грузовые полумачты в отличие от мачт редко снабжаются стеньгами и устанавливаются парами вне диаметральной плоскости судна между люками или на люках. Как правило, они не имеют штагов, но часто соединяются между собой посредством связывающего штага или траверсы. Грузовые полумачты часто используются для вентиляции грузового трюма; в этом случае в них предусматриваются раструбы палубного вентилятора.


Грузовые полумачты

а - расположение полумачт; b - полумачты с траверсой; с - полумачты с топриком и вантами; d - полумачты без штагов. 1 - стеньга; 2 - траверса; 3 - грузовая полумачта; 4 - топрик; 5 - ванты.

Мачты и полумачты крепятся при помощи вант и штагов, которые почти во всех случаях состоят из стальных тросов. Они прикрепляются одним концом к мачте (салингу) или к полумачте прочными обухами (вантовыми обухами), а другим концом - к основаниям вант (вант-путенсам) в непосредственной близости от фальшборта. Ванты или штаги обухами присоединяют к мачте или к вант-путенсам при помощи мочек; при наличии вильчатых канатных замков мочки не требуются. Между вантами или штагами и вант-путенсами расположены талрепы для подтягивания тросов.

А также кливер и бом-кливер леера.

К стоячему такелажу относятся, также, и перты - растительные или стальные тросы на реях , на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой - к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками - обнесёнными вокруг рея короткими стропами.

Расположение снастей стоячего такелажа

1. ватер-штаги 22. ватер-бакштаги
2. мартин-штаг 23. утлегарь-бакштаги
3. мартин-штаг от бом-утлегаря 24. бом-утлегарь-бакштаги
4. фока-штаг 25. фок-ванты
5. фок-лось-штаг 26. фор-стень-ванты
6. фор-лось-стень-штаг 27. фор-брам-стень-ванты
7. фор-стень-штаг 28. фор-стень-фордуны
8. кливер-леер 29. фор-брам-стень-фордуны
9. фор-брам-стень-штаг 30. фор-бом-брам-стень-фордуны
10. бом-кливер-леер 31. грот-ванты
11. фор-бом-брам-стень-штаг 32. грот-стень-ванты
12. грота-штаг 33. грот-брам-стень-ванты
13. грот-лось-штаг 34. грот-стень-фордуны
14. грот-лось-стень-штаг 35. грот-брам-стень-фордуны
15. грот-стень-штаг 36. грот-бом-брам-стень-фордуны
16. грот-брам-стень-штаг 37. бизань-ванты
17. грот-бом-брам-стень-штаг 38. крюйс-стень-ванты
18. бизань-штаг 39. крюйс-брам-стень-ванты
19. крюйс-стень-штаг 40. крюйс-стень-фордуны
20. крюйс-брам-стень-штаг 41. крюйс-брам-стень-фордуны
21. крюйс-бом-брам-стень-штаг 42. крюйс-бом-брам-стень-фордуны

См. также

Напишите отзыв о статье "Стоячий такелаж"

Литература

  • Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
  • Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
  • «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века», К. Х. Марквард, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0131-3

Отрывок, характеризующий Стоячий такелаж

– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…

К началу XIX в. во флотах европейских морских держав сохранилось несколько основных типов военных кораблей. Линейные корабли водоизмещением 1000-2000 тонн несли от 70 до 130 орудий, которые в основном размещались на закрытых батарейных палубах (деках). В зависимости от числа палуб различали двух- и трехдечные корабли.

Команда таких крупных судов могла достигать 1000 человек. В русском флоте линейные корабли подразделялись еще на четыре ранга: 1-й ранг - 120 пушек, 2-й - 110, 3-й - 84,4-й - 74. В 5-м и 6-м рангах находились фрегаты, имевшие одну закрытую батарейную палубу и от 25 до 50 пушек.

Экипаж фрегата ограничивался 500 матросами. Американские фрегаты, из которых наиболее известен корабль «Конститьюшн», до сего времени сохранившийся в Бостоне, были крупнее и мощнее европейских.

Самые поздние из них были парусниками только наполовину - рядом с полным парусным вооружением соседствовало настоящее чудо техники XIX в. - паровая машина.

Линейный корабль «Св. Павел». 1794г.

Более мелкие трехмачтовые корветы имели одну открытую батарейную палубу с 20-30 орудиями. Обычно корветы снабжались парусным вооружением фрегата, а при малом водоизмещении их бизань-мачты несли только косые паруса. Разновидностью корветов при меньшем количестве артиллерийских орудий были шлюпы.

Фрегат «Конститьюшн» 1796г.

Их водоизмещение составляло 300-900 тонн. Двухмачтовые бриги водоизмещением 200-400 т и длиной 30- 36м, у которых все орудия (до 22) размещались на верхней палубе, использовались для посыльной и сторожевой службы. Несмотря на небольшие размеры, маневренный бриг, несший прямое парусное вооружение, мог выдержать бой с гораздо более крупными судами.

3-дечный 110-пушечный корабль первой четверти XIX в.

Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями. 1829г

Пример тому - история русского сторожевого брига «Меркурий». Находясь в разведке недалеко от входа в Босфор, 14 мая 1829 г.он вступил в бой с преследовавшими его двумя линейными турецкими кораблями, которые несли 184 пушки. Умело маневрируя под парусами и используя весла, бриг все время разворачивался к неприятелю так, чтобы турки не могли стрелять в него из многочисленных бортовых орудий.

Сам «Меркурий» мог вести прицельный огонь и нанес кораблям противника значительные повреждения рангоута и такелажа. Два гиганта вынуждены были лечь в дрейф, отказавшись от преследования маленького «Меркурия». Знаменитый бриг построили в 1820 г. на Севастопольской верфи.

Судно имело длину 29,4м, ширину с обшивкой 9,4м и небольшую осадку - всего 2,9м. Для боя на близком расстоянии на палубе стояли 18 карронад. Еще две пушки мелкого калибра при необходимости могли переноситься с кормы в носовую часть судна, выполняя роль «погонных» орудий.

Шлюп «Восток»

Погонные орудия - орудия на парусных кораблях, установленные для стрельбы прямо по носу.

Хотя шлюпы были сравнительно небольшими судами, в дальних плаваниях предпочитали использовать именно их. «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это так, что неоспоримо отверг возможность существования материка», - писал знаменитый Джеймс Кук. Но открытие Антарктиды все-таки состоялось - и во многом благодаря русским шлюпам «Восток» и «Мирный».

Шлюп «Восток» был спущен на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге (1818г.). Судно имело длину 40м, ширину - около 10м, водоизмещение - 900 т. «Восток» вооружили 28 пушками, набрав 117 человек команды. 3 июля 1819 г. шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной экспедиции, и шлюп «Мирный», которым командовал М.П. Лазарев, тогда еще лейтенант, вышли из Кронштадта и 16 января следующего года впервые достигли берегов Антарктиды.

После ремонта в австралийском Сиднее шлюпы исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем вновь взяли курс на Антарктиду. Выносливые шлюпы не подвели своих капитанов, позволив им достичь самой южной точки - 69°53" южной широты и 9219" западной долготы. 24 июля 1821 г., закончив труднейшее плавание, корабли вернулись в Кронштадт. За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Экспедиция увенчалась не только открытием нового материка - на карту были нанесены 29 неизвестных островов и выполнены сложные океанографические работы.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды

При значительных размерах и цельной линии бортов, суда первой половины XIX в. постепенно приобретают заостренную форму носа и снабжаются низкой кормовой надстройкой. Ют стали соединять с баком сплошной палубой. Усовершенствования в парусной оснастке повлекли за собой изменение носовой оконечности судна: теперь княвдигед был наклонен под меньшим углом к горизонту.

Английский 110-пушечный линейный корабль «Принц». XIX в.

Не стоит на месте и сама технология судостроения. Многие деревянные элементы конструкции судна заменяются металлическими. С 1815 года место якорных канатов занимают якорные цепи. Несколько позже вводят железные цепи для фалов нижних реев, шкотов и марселей; стоячий такелаж начинают изготавливать из проволочных тросов, а деревянные шлюп-балки заменяют железными.

Карронада

Шлюп-балки - балки у бортов судна, служащие для спуска шлюпок на воду и их подъема.

Сделала шаг вперед и судовая артиллерия - им стало появление малых крупнокалиберных карронад. Создательница карронады - шотландская судостроительная компания «Каррон» - постаралась, чтобы новое орудие при достаточно большом калибре (24-68 фунтов) оставалось короткоствольным, легким, не требовало мощного порохового заряда и было удобно в обслуживании.

Благодаря такому букету ценных качеств карронады быстро получили всеобщее признание, хотя имели меньшую дальность действия, чем прежние орудия. Ствол карронады отливали из чугуна. Сначала новые пушки ставили только на торговые суда. Однако очень скоро популярность карронад возрастает настолько, что они становятся основой вооружения любого военного корабля. Орудийными мастерами было сделано все, чтобы обеспечить точность наводки.

Наклон карронады по высоте регулировался с помощью винтового механизма. Внизу ствола находилось вертикальное кольцо, соединенное с опорой горизонтальным штырем. Сама опора перемещалась по мощной платформе на деревянных салазках. И даже платформа могла двигаться: она вращалась на штыре, соединявшем ее с набором судна.

Зб-фунтовая пушка образца 1804 г. для закрытых палуб (слева) и 8-фунтовая карронада образца 1805г. (справа)

Вместе с общей конструкцией пушек совершенствуется и система запала. В начале XIX в. появляется капсюльная трубка - близкий аналог пороховой гильзы. Горючая смесь в капсюльной трубке воспламенялась от трения или удара. В последнем случае использовали курок со специальным ударником - изобретение американца Хиддена.

Улучшением своей конструкции парусные суда тех времен во многом обязаны русской школе судостроения. Русские корабелы модернизировали рангоут и такелаж, ввели поворотные шпангоуты и новый покрой парусов, а вместо стакселей на грот-мачту поставили триселя. Интересным новшеством стали специальные корабельные гвозди системы И.А. Курочкина.

Старые гвозди имели в сечении форму параллелограмма и сходили на конус от шляпки к вершине. Такая их конструкция приводила к раскалыванию досок корпуса, скрытой течи и слабому крепежу деревянных деталей. Курочкин предложил делать гвозди квадратными и плоскими, причем более короткими. Самые длинные из них не превышали 10-35 см, а короткие - костыльковые - имели длину всего 2,5-7,5 см.

Впрочем, замечательный корабельный мастер прославился не только своей «гвоздевой» системой. Именно ему принадлежат многие новинки в области крупнотоннажного судостроения: дополнительные пушечные порты на шканцах и в кают-компании верхнего дека, косяки, предотвращающие попадание влаги за обшивку нижних портов, специальная вентиляция для удаления порохового дыма во время стрельбы и т.д. За корабль «Сильный», сошедший со стапелей в мае 1804 г. (это был первый линейный корабль Курочкина), император Александр I пожаловал мастеру великолепный бриллиантовый перстень.

Круглая корма на военном парусном корабле

Старн-тимберсы - деревянные кницы, соединяющие ахтерштевень с кильсоном.

Но наиболее впечатляющей технической новинкой, прочно обосновавшейся на русских судах, была круглая корма. О ее неоспоримых достоинствах адмирал Лазарев писал так: «Главная выгода круглой кормы - она гораздо крепче обыкновенной, ибо старнтимберсы идут, подобно шпангоутам, от самого киля и соделают оную столь же крепкую, как и самый борт. Кроме того, нет ни одной точки, с которой орудия бы не действовали, и, следовательно, никогда корма не остается без защиты, как бы корабль ни повернулся...»

Русский флот начинает вооружаться по «новой манере». Чертеж 74-пушечного линейного корабля «Святослав» был использован для строительства на архангельских верфях сразу 15 боевых единиц. Правда, иногда не обходилось без казусов. В 1812 г. отряд из восьми кораблей, построенных тем же Курочкиным, попадает в сильный шторм. Результаты были неутешительные. От жесткой боковой качки на флагманском судне «Норд Адлер» сломалась грот-стеньга. Потянув за собой обломки рангоута грот-мачты и парусное вооружение, она упала на правую сторону судна. Под ее тяжестью начали скатываться к правому борту грузы, хранившиеся в трюме. Корабль накренился и дал сильную течь. Впрочем, все закончилось благополучно: воду удалось откачать помпами.

Грозная инспекция не усмотрела в случившемся вины судостроителя: причиной аварии стал сыроватый корабельный лес, который пришлось использовать, чтобы ускорить постройку судна. Русские корабелы крепко усвоили урок. Теперь они старались «поспешать не спеша»: первый год вели заготовку и просушку леса, а затем два года строили сам корабль, как того и требовала технология.

Встреча Наполеоном III королевы Виктории на борту линейного корабля «Бретань»

Для дизайна кораблей первой четверти XIX в. - периода классицизма - были характерны очень четкие и простые линии. На смену вычурности декора пришла торжественность и монументальность. Немногие резные украшения теперь не скрывали деталей конструкции судна. Так, если корма была плоской, то это часто подчеркивал закрытый балкон, замыкавший пространство внутренних помещений. Балкон обычно имел металлическую решетку с несложным рисунком: перекрещивавшиеся круги, овалы или ромбы.

Для окон применяли мелкое «голландское» остекление. Благодаря этому даже в сильную качку не приходилось беспокоиться о сохранности стекол. На корме и боковых галереях появились элементы античного орнамента: венки, ликторские связки, копья, знамена. Орнаментом выделяли несомые и несущие части судна.

Это делало «прозрачной» конструкцию корпуса, подчеркивало его выверенные пропорции и объемы. Украшению кормы уже не уделяли много внимания - основной акцент ставился на носовой фигуре. Обычно это была скульптура античного божества, давшего название кораблю. Поллукс, Церера, Диана, Юнона, Арсис, Меркурий - не просто герои греческой мифологии, а имена прославившихся в сражениях русских военных судов.

В окраске кораблей XIX в. доминирует строгий черный цвет. Нарядность корпусу придавали белые полосы над пушечными портами. Корабли первых двух рангов имели три такие полосы, а 3-го и 4-го рангов - всего две. Если же судно не имело крытых батарей, то единственная широкая белая полоса проходила под русленями. Резьба обычно золотилась или покрывалась охрой, близкой к цвету золота. Торговые суда, дабы уберечь их от пиратов, предпочитали маскировать под военные. Для этого по бортам рисовали ложные орудийные порты (лосьпорты). Их до сих пор можно увидеть на парусниках, доживших до наших дней.

Варианты кормы английских кораблей

Руслени - площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные напротив мачт науровне верхней палубы. Служат для разноса вант.

Пушечные порты - герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.

Гакаборт - верхняя часть кормы от верхних окон до планширя.

Одним из красивейших 74-пушечных линейных кораблей, построенных в Архангельске под руководством И.А. Курочкина и В. А. Ершова, был «Азов» с водоизмещением 3000 т. Его стройный корпус длиной 54,5м и шириной 14,7м был украшен тонким резным орнаментом. Центр гакаборта занимал двуглавый орел - особенность русской стилистики. Носовая фигура высотой около 3,5м изображала воина в золоченых доспехах и шлеме. Вооружение корабля составляли четыре тяжелых 40-фунтовых и семьдесят 24- и 36-фунтовых орудия. 36-фунтовые пушки размещались на нижней палубе - гондеке, а более легкие 24-фунтовые орудия, в том числе карронады, были установлены на верхней палубе, шканцах и баке.

В октябре 1827г., во время очередной русско-турецкой войны, союзная эскадра Франции, Англии и России отправляется из Кронштадта к вражеским берегам. Корабли эскадры вошли в Наваринскую бухту, где стоял турецко-египетский флот. Русские корабли взяли на себя основную тяжесть боя, окончившегося уничтожением турецкой флотилии. Флагман русской эскадры «Азов» под командованием М.П. Лазарева сумел в одиночку потопить пять вражеских кораблей. Экипажу «Азова» (около 600 матросов) удалось зажечь и взорвать два турецких фрегата, один корвет, 80-пушечный линейный корабль и флагманский фрегат тунисского адмирала Тахир-Паши. За этот подвиг «Азову» впервые в русской морской истории было присвоено высшее боевое отличие - кормовой Георгиевский флаг.

74-пушечный линейный корабль «Азов»

И все-таки, несмотря на изрядное искусство мастеров-судостроителей, русский флот постепенно приходил в упадок. Вероятно, в этом была виновата политика Александра I, отпускавшего слишком малые суммы из бюджета на строительство новых судов и ремонт обветшавших. Как бы то ни было, по состоянию на 1825 год в составе Балтийского флота числилось всего 15 линейных кораблей и 12 фрегатов, да и те нуждались в значительном ремонте. Более или менее боеготовыми были лишь пять кораблей и 10 фрегатов. Прошло каких-то сто лет, а от величия легендарного петровского флота не осталось практически ничего.

1 - бушприт, 2 - утлегарь, 3 - бом-утлегарь, 4 - мартин-гик, 5 - блинда-гафели, 6 - бушпритный эзельгофт, - 7 гюйс-шток, 8 - фок-мачта, 9 - фор-марс, 10 - фор-стеньга, 11 - мачтовые эзельгофты, 12 - фор-салинг, 13 - стеньговые эзельгофты, 14 - фор-брам-стеньга, 15 - клотики, 16 - грот-мачта, 17 - грот-марс, 18 - мачтовые эзельгофты, 19 - грот-стеньга, 20 - грот-салинг, 21 - стеньговые эзельгофты, 22 - грот-брам-стеньга, 23 - клотики, 24 - клотикибизань-мачта, 25 - крюй-марс, 26 - мачтовые эзельгофты, 27 - крюйс-стеньга, 28 - крюйс-салинг, 29 - стеньговые эзельгофты, 30 - крюйс-брам-стеньга, 31 - фока-рей, 32 - фор-марса-рей, 33 - фор-брам-рей, 34 - фор-бом-брам-рей, 35 - грота-рей, 36 - грот-марса-рей, 37 - грот-брам-рей, 38 - грот-бом-брам-рей, 39 - бизань-гик, 40 - кормовой флагшток, 41 - бегин-рей, 42 - бизань-гафель, 43 - крюйс-марса-рей, 44 - крюйс-брам-рей, 45 - крюйс-бом-брам-рей

Бегучий такелаж

Бегучий такелаж необходим для управления парусами и реями. Все операции производятся с палуб. Лишь для уборки прямых парусов требуется что бы экипаж находился на мачтах. Общая протяжённость снастей такелажа иногда исчислялась десятками километров.

1 - блинда-топенанты, 2 - блинда-трис, 3 - гардель фока-рея, 4 - фока-брасы, 5 - фока-топенанты, 6 - фор-марса-брасы, 7 - фор-марса-топенанты, 8 - фор-бом-брам-топенанты, 9 - фор-бом-брам-топенанты, 10 - фор-бом-брам-брасы, 11 - фор-брам-брасы, 12 - фор-марса-дрейреп, 13 - фор-марса-фал, 14 - гардель грота-рея, 15 - грота-брасы, 16 - грота-топенанты, 17 - грот-марса-брасы, 18 - грот-марса-топенанты, 19 - грот-брам-фал, 20 - грот-брам-топенанты, 21 - грот-бом-брам-топенанты, 22 - грот-бом-брам-брасы, 23 - грот-брам-брасы, 24 - крюйс-бом-брам-брасы, 25 - крюйс-брам-брасы, 26 - грот-марса-дрейреп, 27 - крюйс-марса-брасы, 28 - бегин-брасы, 29 - грот-марса-фал, 30 - гардель бегин-рея, 31 - бегин-топенанты, 32 - крюйс-бом-брам-топенанты, 33 - крюйс-брам-топенанты, 34 - крюйс-марса-топенанты, 35 - дирик-фал, 36 - крюйс-марса-дрейреп, 37 - гафель-гардель, 38 - крюйс-марса-фал, 39 - бизань-гика-топенанты, 40 - бизань-гика-шкок

Стоячий такелаж

Стоячий такелаж предназначен для крепления неподвижных частей рангоута.

1 - ватер-штаги, 2 - мартин-штаг, 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря, 4 - фока-штаг, 5 - фок-лось-штаг, 6 - фор-лось-стень-штаг, 7 - фор-стень-штаг, 8 - кливер-леер, 9 - фор-брам-стень-штаг, 10 - бом-кливер-леер, 11 - фор-бом-брам-стень-штаг, 12 - грота-штаг, 13 - грот-лось-штаг, 14 - грот-лось-стень-штаг, 15 - грот-стень-штаг, 16 - грот-брам-стень-штаг, 17 - грот-бом-брам-стень-штаг, 18 - бизань-штаг, 19 - крюйс-стень-штаг, 20 - крюйс-брам-стень-штаг, 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг, 22 - ватер-бакштаги, 23 - утлегарь-бак-штаги, 24 - бом-утлегарь-бакштаги, 25 - фок-ванты, 26 - фор-стень-ванты, 27 - фор-брам-стень-ванты, 28 - фор-стень-фордуны, 29 - фор-брам-стень-фордуны, 30 - фор-бом-брам-брам-стень-фордуны, 31 - грот-ванты, 32 - грот-стень-ванты, 33 - грот-брам-стень-ванты, 34 - грот-стень-фордуны, 35 - грот-брам-стень-фордуны, 36 грот-бом-брам-стень-фордуны, 37 - бизань-ванты, 38 - крюйс-стень-ванты, 39 - крюйс-брам-стень-ванты, 40 - крюйс-стень-фордуны, 41 - крюйс-брам-стень-фордуны, 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны

– Так называются туго натянутые тросы. Чаще всего стальные, а раньше делали их из растительных волокон – из пеньки, сизаля и так далее. На больших судах эти тросы очень толстые, чуть ли не в руку. Могучие такие растяжки. Без этих растяжек мачты и бушприт вмиг расшатались бы и рухнули.

Самые главные снасти стоячего такелажа – ВАНТЫ. Они идут от топа мачты к бортам. И называются соответственно: "фок-ванты", "грот-ванты", "бизань-ванты". Бывают ванты и у стеньг. Они тянутся от верхушки стеньги к марсовой площадке. На фор-стеньге – ф о р – с т е н ь – в а н т ы, на грот-стеньге – г р о т – с т е н ь – в а н т ы, на крюйс-стеньге…

– К р ю й с – с т е н ь – в а н т ы!

– Молодцы. Есть и брам-стень-ванты, которые идут к салингам. И бом-брам-стень-ванты, идущие к бом-салингам. Туда же обычно тянутся и трюм-стень-ванты… Наверно, все перечислять не надо, а? Если боцман вам крикнет: "Пошел на грот-брам-стень-ванты!" – вы сообразите, где это?

– Сообразим, – вздохнул Антон. Только высота какая…

– Ничего, привыкнете, если хотите стать настоящими моряками.

– Меня, наверно, в моряки не возьмут, – печально сказал Слава. – С очками-то.

– Не горюй! Если не возьмут в штурманы, ты можешь стать корабельным инженером, который ходит в испытательные плавания. Или судовым врачом. Или ученым, который изучает морские глубины

– А я могу сделаться корабельным радистом – заявила Ксеня. – Но радисты на ванты не лазят…

– Пусть не лазят, а знать все равно полезно, – возразил Яков Платонович. – Что будет, если, скажем, радисту надо передать аварийный сигнал о поломках рангоута и разрывах такелажа, а он крюйс-стень-ванты не может отличить от мартин-гика… Ну, мы отвлеклись. Вернемся к стоячему такелажу. Итак, ванты…

– Они похожи на веревочные лесенки, – заметил Антон, глядя на модель баркентины "Меридиан".

– Похожи. К натянутым тросам привязываются деревянные или веревочные ступеньки. Они называются в ы б л е н к и. По ним удобно забираться на площадки и реи. Но не надо думать, что главная задача вант – служить лестницами. На некоторых судах, где нет необходимости лазать вверх, ванты бывают и без выбленок. Их главная цель – крепко держать мачты.

Для этого ванты натягивают. Или, как говорится, н а б и в а ю т. С помощью особых приспособлений. Это т а л р е п ы.

Слово "талреп" состоит из двух слов.

Слышали про "тали"? Это приспособление из блоков, чтобы увеличивать силу натяжения. С помощью талей, например, поднимают тяжести.

– Наш папа в гараже поднимал талями "Москвич" для ремонта, – заявил Антон. – Это несколько блоков и длинный крепкий шнур.

– Да-да! А на корабельном языке шнур часто называется р е п. Например, "буйреп" – тонкий трос для постановки на якорь плавучего буйка. "Минреп" – тот, что держит на якоре плавучую мину. И так далее. А "талреп" – устройство со шнуром для набивки стоячего такелажа. Впрочем, сейчас – не всегда со шнуром…

Взгляните на модель. Внизу у вант заметны утолщения с колечками. Это винтовые талрепы. Их ставят на современных судах. Шнура там нет, но название осталось. Трубка (а точнее, длинная муфта) имеет внутри себя винтовую резьбу. Когда ее вращают, она стягивает в себе два болта с головками-кольцами, к которым прикреплены снасти…

– Как на растяжках турника в спортивном зале! – вспомнил Вася.

– Да, похоже… Но винтовые талрепы стали применяться лишь во второй половине девятнадцатого века. В русском флоте их, по-моему, впервые поставили на фрегате "Паллада", о котором есть книга знаменитого писателя Гончарова. А до той поры (да и потом тоже) применялись талперы с ю ф е р с а м и.

– Это что за штука? – удивился Антон.

– Сейчас покажу… – Яков Платонович достал большой рисунок с трехмачтовым фрегатом. – Смотрите, по бортам, в нижней части вант двойные ряды кружочков. Это и есть ю ф е р с ы – специальные деревянные блоки. Только они не вертятся.

В каждом юферсе – три отверстия. У каждого талпера два юферса – верхний и нижний. К верхнему прикрепляется в а н т а. К нижнему – короткая оттяжка. Запомните ее название – в а н т – п у т е н с.

– Оттяжка для припутывания вант, – вставил Антон.

– Можно сказать и так. Для запоминания… А потом сквозь отверстия юферсов продергивается и натягивается р е п. Юферсы сближаются, ванты делаются тугими. На одном конце репа, чтобы он не проскакивал в отверстие, делается утолщение. Другой конец – за который тянут – после окончания работы прочно крепится вокруг ванты.

– По-моему, это следует нарисовать покрупнее, – предложил Слава.

– Хорошо. Иди к доске, поможешь мне.

И получился большой, во всю доску, рисунок.

– Вся эта система и называется "талреп", – сообщил Яков Платонович. – Но иногда талрепом называют и сам шнур (реп), который стягивает юферсы… Кстати, на маленьких яхтах и шлюпках талрепы делаются совсем простыми: на ванте кольцо, на вант-путенсе кольцо, а между ними пропускается шнур. Такой талреп называется в е р е в о ч н ы й.

Помню, как однажды курсанты в честь праздника Нептуна устроили на палубе баркентины концерт самодеятельности. Там было выступление пиратов, они плясали и пели:

Мы ужасны, мы свирепы,

Каждый страшен и суров.

Наши нервы – как талрепы

Из капроновых шнуров!

Сухопутный слушатель ничего бы не понял: какие нервы? А на судне эту песню оценили.

Антоша опять завистливо вздохнул.

Яков Платонович продолжал:

– Сейчас талрепы нижней своей частью – вант-путенсами – крепятся обычно прямо к бортам. Но раньше на парусниках снаружи, на уровне палубы, ставили неширокие длинные площадки – чтобы ванты расходились пошире и за счет этого держали мачты покрепче.

Такая площадка называется РУСЛЕНЬ. Вот, они видны на рисунке.

Помните, Мотя однажды вспоминал рассказ Александра Грина "Пролив бурь". Кончается он морской песенкой:

С детства клипер, и шхуна, и строгий фрегат

На волне колыхали меня;

Я родня океану – он старший мой брат,

А игрушки мои – русленя!..

Неплохо сказано, по-моему, хотя "игрушки" были, конечно, крупноваты.

На русленях иногда закрепляли поднятые якоря. Там же собирались абордажные команды, готовясь к нападению на чужой корабль. Там же… – Яков Платонович посмотрел на Синтаксиса, – любили греться корабельные коты. Но это были дисциплинированные коты, которые никогда не безобразничали и не запутывали концы бегучего такелажа…

Синтаксис всем своим видом показал, что он самый дисциплинированный кот на свете. Или, по крайней мере, на Озерной улице. Василиса, на всякий случай, – тоже…

– Однако продолжим разговор о креплении вант… В а н т – п у т е н с ы огибали снаружи русленя и под ними крепились к борту. Получались специальные оттяжки – похожие на короткие, идущие вниз, ванты. У них есть особое название – ПУТЕНС-ВАНТЫ. То есть такие ванты, которые снизу натягивают п у т е н с ы… Слава, хотя все это видно на рисунке с фрегатом, но давай изобразим покрупнее. Помоги…

И вот какой получился рисунок.


– Есть путенс-ванты и выше, у стень-вант, – продолжал Яков Платонович. – Они идут вниз от марсовой площадки. Кстати, в наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только эти оттяжки и принято называть путенс-вантами… Вы не запутались во всех этих "путенсах"? На всякий случай сделаем еще рисуночек. Слава! Я буду намечать, а ты обводи своей твердой рукой…


– Как ванты крепятся внизу, это ясно, – сказал Слава. – А вверху?

– Вверху они специальными петлями – о г о н а м и – надеваются на мачты и зацепляются за треугольные выступы, похожие на кницы. Это ЧИКСЫ.

Так же крепятся и другие снасти стоячего такелажа: БАКШТАГИ, ФОРДУНЫ и ШТАГИ.

Б а к ш т а г и – снасти, похожие на ванты, но уже без выбленок. Идут они не просто вбок от мачты, а с некоторым отклонением назад.

Ф о р д у н ы тоже держат мачты с боков и сзади. Они уходят назад еще дальше бакштагов, потому что тянутся от самых верхних частей мачты.

Впрочем, некоторые моряки считают, что между бакштагами и фордунами больших различий нет. О том, что это одно и то же, писал в своей "Маленькой морской энциклопедии" знаменитый парусный капитан Дмитрий Афанасьевич Лухманов. А уж ему-то можно верить.

Набиваются эти снасти стоячего такелажа, как и ванты, с помощью талрепов. Но тогда талрепы внизу крепятся уже не к вант-путенсам, а к б а к ш т а г – п у т е н с а м и ф о р д у н – п у т е н с а м. А талрепы ш т а г о в – к ш т а г – п у т е н с а м.

До сих пор мы говорили о стоячем такелаже, который идет к бортам. Но есть тросы – ш т а г и – про которые принято говорить, что они стоят "в диаметральной плоскости судна". Проще выражаясь, тянутся от мачты строго вперед. От фок-мачты – к форштевню или бушприту. От других – прямо к палубе или к той мачте, которая впереди.

Штагов много. Иногда они протягиваются от каждой мачты и всех ее составных частей. Значит, на нашем "Звенящем" их будет полтора десятка – мы ведь хотим иметь все снасти полностью.

У каждого штага – свое имя. Мы их все перечислять не будем. Мачты и стеньги вы знаете, а названия снастей такелажа зависят от них.

– Может быть все-таки зарисовать всю схему стоячего такелажа? – неуверенно спросил Слава.

– Зачем? Схема рангоута у вас есть, а в такелаже вы должны разбираться и без подробных рисунков… Например, если вы услышите от строгого боцмана: "Почему слабо натянут крюйс-брам-стень-штаг?" – разве не сообразите, о чем идет речь?

– Это трос, который идет вперед и вниз от крюйс-брам-стеньги! – отчеканил Вася.

– От третьей составной части задней мачты, – разъяснила Ксеня, поскольку больше ей ничего не осталось.

– Вот видите! Вы разбираетесь… А чтобы не перепутать ванты со штагами и бакштагами, достаточно небольшого рисунка одномачтовой яхты. Я его сделал заранее, и на нем все наглядно… – Яков Платонович достал с полки и развернул ватманский лист.


– Понятно, что такое а х т е р ш т а г? – спросил он, когда ребята старательно разглядывали схему.

– Конечно! – наперебой закричал дружный экипаж. – Это штаг, который идет не вперед, а назад. "Ахтер" – это ведь значит "задний"!..

– Потому что от самых топов! – воскликнул Вася.

– Вы прекрасно все понимаете, – похвалил боцман Пёрышкин. – будем считать, что мы на нашем фрегате поставили и набили весь стоячий такелаж.

– А русленя на "Звенящем" есть? – спросил Антон.

– Да. Пусть будут. Для пущей красоты и наглядности.

– Мы будем на них загорать, – сообщила Ксеня, – когда отправимся в плавание.

– Можно и позагорать в спокойную погоду. Но часто это делать не придется, работы на паруснике много. Особенно с б е г у ч и м т а к е л а ж е м. А на сегодня – отбой. Команде отдыхать…

Ночью друзей опять пригласил на свой волшебный корабль гном Модест Мокроступович. Теперь мачты на корабле оказались опутаны густой сетью стоячего такелажа – вантами, бакштагами, фордунами. Тонкие штаги косо тянулись над палубой и бушпритом. Ярко светила луна, и корабельная оснастка напоминала чащу в высоком еловом лесу. Но Вася Лис, Ксеня, Антон и Слава, запрокинув головы, тыкали вверх пальцами и безошибочно называли снасти.

– Фор-бом-брам-стень-штаг…

– Грот-стень-ванты…

– Крюйс-стень-бакштаг…

Потом они полазили по русленям и погладили выточенные из крепкого дуба юферсы. Каждый был размером с небольшую круглую диванную подушку.

Синтаксис и Василиса лазали по вантам, хотя ребята и гном покрикивали на них. На фоне лунного неба коты казались черными.

Когда пришло время проснуться, все выбрались с корабля на причал.

– Завтра Яков Платонович будет рассказывать про бегучий такелаж, – похвастался Антон.

– Знаю, знаю… Но должен заметить, что в рассказе о с т о я ч е м такелаже он кое-что упустил, – заметил Мотя. – Может быть, не хотел переутомлять вас.

– Что же это он упустил? – слегка обиделась за деда Ксеня.

– Он не сказал вам, что стоячий такелаж есть не только у мачт, но и у бушприта. Смотрите сами…

Могучий бушприт со всеми своими частями – утлегарем, бом-утлегарем, блинда-реем и мартин-гиком чернел высоко над пристанью. Он, как и мачты, весь был в тугих тросах.

– Как они называются? – требовательно сказал Вася.

– Названий много. Может быть, нет смысла запоминать все сразу, потом познакомитесь постепенно. Но вот, например… трос, идущий от нока бом-утлегаря к мартин-гику – м а р т и н – ш т а г. От мартин-гика к форштевню – у н д е р – в а т е р – ш т а г. Потому что "ундер" или "унтер" означает "нижний". Цепь, которая тянется вдоль всего бушприта к форштевню – в а т е р – ш т а г. А тросы, которые идут от бушприта к бортам – в а т е р – б а к ш т а г и… – Мотя рассказывал и водил лучом фонарика по бушпритному такелажу. Тросы и цепь светились, вырисовывая примерно такую картину. По крайней мере, именно этот рисунок сделал потом Слава в тетради.