Замки в которых заточены. Тайны, которые скрывают средневековые замки


Средневековые замки на самом деле были не просто большими крепостями с массивными каменными стенами. Это были гениально разработанные укрепления, в которых использовалось множество остроумных и творческих способов защитить жителей замка от нападения врагов. Буквально все - от наружных стен до формы и расположения лестниц - было очень тщательно спланировано, чтобы обеспечить максимальную защиту обитателей замка. В этом обзоре про малоизвестные секреты, скрывались в конструкции средневековых замков.

Ров

Практически каждый замок окружал ров, заполненный водой. Обычно принято считать, что это было препятствие для штурмующих войск, однако на самом деле это была не основная функция рва.


Одной из самых больших проблем жителей средневекового замка или крепости было то, что армия вторжения могла прокопать туннели под фортификациями. Мало того, что противник мог попасть внутрь замка под землей, так туннели также могли привести к обрушению стен замка. Ров же предотвращал это, поскольку туннель, прокопанный под рвом, неизбежно заливало водой и он обваливался.


Это был очень эффективным сдерживающим фактором против прокладки туннелей. Часто ров прокладывали не вокруг внешней стены замка, а между наружной и внутренней стенами.

Концентрические круги обороны

Это был чрезвычайно эффективный метод защиты для жителей средневекового замка, который выглядел как ряд препятствий, окружающих замок.


Как правило, такими препятствиями были (по мере расстояния от замка) выжженое и перекопанное поле, внешняя стена, ров, внутренняя стена, башня донжона. Атакующей армии приходилось преодолевать каждое из этих препятствий по очереди. И это занимало много времени и усилий.

Главные ворота

Главные ворота замка часто были самым опасным местом всего сооружения, поскольку в случае необходимости они могли превращаться в смертельно опасную ловушку.


Они часто вели в небольшой дворик, на другом конце которого также находились еще одни ворота, оснащенные железной опускающейся решеткой. Если нападающие прорывались через первые ворота и оказывались в дворике, то решетка опускалась, после чего агрессоры оказывались в ловушке.


При этом в стенах дворика были небольшие отверстия, через которые защитники могли стрелять из луков и арбалетов в оказавшихся в ловушке воинов противника.

Скрытые тайны лестниц

Лестничные клетки в средневековых замках на самом деле были очень тщательно продуманы. Во-первых, они почти всегда были винтовыми, очень узкими и строились по часовой стрелке.


Это означало, что атакующим противникам, которые поднимались вверх по лестнице (причем по одному, ведь лестницы были узкими), было очень трудно сражаться, ведь у них меч был в правой руке. А поскольку по правую руку всегда находилась стена, у них не было возможности для замаха. У защитников же стена винтовой лестницы находилась по левую руку, поэтому они имели больше возможностей для замаха.


Еще одна оригинальная особенность лестниц заключалась в том, что на них были неравномерные ступеньки: некоторые были очень высокими, и другие - низкими. Защитники замка, будучи знакомы с местными лестницами, могли по ним быстро подниматься и спускаться, а нападавшие часто спотыкались и падали, подставляясь под удар.

Тайные ходы

Во многих замках были тайные ходы, которые служили различным целям. Некоторые из них были сделаны, чтобы жители замка могли бежать в случае поражения, а также, чтобы во время осады обороняющиеся не были отрезаны от поставок продовольствия.


Секретные проходы также вели к тайным камерам, где могли скрываться люди, храниться продовольствие и (что было довольно часто) был вырыт дополнительный колодец для воды.


Поэтому средневековый замок был намного больше, чем просто большим гламурным дворцом с массивными каменными стенами вокруг него. Это было строение, разработанное вплоть до мельчайших деталей, с целью защиты жителей. И в каждом замке было полным-полно своих маленьких секретов.

Среди великолепия средневековых замков есть и не другие, не менее интересные архитектурные объекты, такие как .

Замок Нойшванштайн, Германия

Где : Швангау, Бавария, Германия.

Стоимость : взрослый билет обойдется в 13 евро (855 рублей), для детей и подростков до 18 лет посещение бесплатное.

Именно это место стало прототипом замка Спящей Красавицы - того самого, который встречает гостей в Диснейленде. Нойшванштайн возвели в XIX столетии по прихоти короля Людвига II, потратив на строительство рекордную по тем временам сумму - шесть миллионов золотых марок! Правда, самому монарху довелось пожить в сказочном замке всего около 170 дней. Полностью строительство завершилось уже после его смерти.

Нойшванштайн - одна из самых популярных достопримечательностей Баварии и, пожалуй, самый известный и популярный замок Европы, так что туристов здесь очень много. Бывалые путешественники советуют приезжать рано утром и отдавать предпочтение спортивной одежде: Нойшванштайн стоит на скале, а значит, путь к нему будет непростым. Добраться можно из Мюнхена на поезде - замок находится в 130 километрах от этого крупного города.

Виндзорский замок, Англия

Где : Виндзор, графство Беркшир, Англия.

Стоимость : для взрослых - 20,5 фунта (1500 рублей), для студентов и людей старше 60 лет - 18,7 фунта (1400 рублей), для подростков до 17 лет и инвалидов - 12 фунтов (900 рублей), для детей до пяти лет - бесплатно.

Любимая загородная резиденция королевы Елизаветы II, великолепный замок почти с тысячелетней историей, хранилище картин Рембрандта и Рубенса, символ монархии - все это о нем, о Виндзорском замке. На протяжении более 900 лет он является резиденцией британских монархов, но, несмотря на то что замок «действующий», сюда может попасть любой желающий. Правда, советуем перед посещением заглянуть на сайт Виндзорского замка и уточнить, не собирается ли в этот день Елизавета II нагрянуть в свою резиденцию: во время визитов королевы замок закрывают.

Если хотите воочию увидеть, как живут ныне правящие монархи, а также узнать историю британской королевской семьи, обязательно приезжайте в Виндзорский замок: он находится всего в 30 километрах от Лондона, добраться можно за 20 минут на поезде.

Замок Шенонсо, Франция

Где : Шенонсо, департамент Эндр и Луара, Франция.

Стоимость : для взрослых - 13 евро (855 рублей), для студентов и детей до 18 лет - 10 евро (650 рублей), дети до семи лет могут посетить замок бесплатно.

Один из самых романтичных французских замков расположен на реке в 214 километрах от Парижа и всего в 34 - от Тура. Во Франции хорошо развито железнодорожное сообщение, так что добраться сюда будет нетрудно. В народе замок Шенонсо прозвали «дамским», а все потому, что большинство его владельцев были женщинами. В разные времена здесь жили Диана де Пуатье, Екатерина Медичи, жена короля Генриха III Луиза де Водемон. Так что неудивительно, что женское «влияние» здесь заметно во всем: в изящном убранстве замка, в прекрасных садах, раскинувшихся рядом.

Замок Бран, Румыния

Где : город Бран, Румыния.

Стоимость : для взрослых - 7,8 евро (515 рублей), для людей старше 65 лет - 5,6 евро (370 рублей), студенты - 4,5 евро (300 рублей), школьники - 1,5 евро (100 рублей).

Это место привлекает своей готической романтикой. Согласно легенде, именно в этом замке, построенном в конце XIV века, останавливался князь Влад Цепеш - прототип знаменитого графа Дракулы. Исторических доказательств этому нет, но именно благодаря мифу замок Бран является самым посещаемым местом в Румынии. Атмосфера в замке самая что ни на есть мистическая, и окунуться в нее очень просто: доехать удастся на автобусе из Брашова или Рышнова.

Замок Химэдзи, Япония

Где : Химэдзи, префектура Хиого, Япония.

Стоимость : для взрослых - 1000 иен (530 рублей), для школьников и студентов - 300 иен (160 рублей).

Свое название Химэдзи, что в переводе означает замок Белой цапли, это место получило благодаря белоснежному цвету и элегантной форме, которая напоминает очертаниями птицу. Замок был построен в XIV веке князьями Акамацу. В то время в Японии велись кровопролитные междоусобные войны, так что изначально крепость, окруженная садом-лабиринтом, служила оборонительным сооружением. Сегодня замок привлекает не только туристов, но и кинорежиссеров - например, именно здесь проходили съемки фильма из серии «бондианы» «Живешь только дважды».

Добраться до замка не составит труда: Химэдзи находится всего в 1,5 езды от японского города Осаки или в четырех - от Токио (ехать нужно будет на скоростном поезде). Бывалые путешественники советуют приезжать в период цветения сакуры.

Замок Глубока, Чехия

Где : Глубока-над-Влтавой, район Ческе-Будеевице, Чехия.

Один из самых красивых замков Европы, построенный в середине XIII века, находится в 140 километрах к югу от Праги (добраться можно на автобусе). Изначально замок Глубока-над-Влтавой назывался Фрауенберг, а его внешний вид сильно отличался от современного: только за первые 400 лет здесь сменилось 26 хозяев, и каждый владелец замка не отказывал себе в удовольствии перестроить его на свой вкус. Нынешнему облику замок обязан семье Шварценбергов: очарованная резиденцией британских монархов в городе Виндзор, герцогиня Элеонора Шварценберг задумала создать в Чехии его аналог - только немного в более «романтичном» духе. Сейчас оценить старания герцогини может любой желающий.

Замок Мирамаре, Италия

Где : Триест, Италия.

Стоимость : для взрослых - 8 евро (530 рублей), льготный тариф - 5 евро (330 рублей).

Замок Мирамаре, что в переводе означает «смотрящий в море», величественно возвышается над Адриатикой в бухте Гриньяно к западу от итальянского города Триест. Его возвели по приказу австрийского эрцгерцога Максимилиана в 1860 году. Согласно легенде, Максимилиан был еще тем ревнивцем, так что замок стал «золотой клеткой» для его супруги Шарлотты Бельгийской.

Теперь эта красивейшая «клетка», является одной из жемчужин Триеста - и ежегодно привлекает массу туристов. Посетители могут не только насладиться убранством замка, но и прогуляться по роскошному , который спускается к самому морю. Добраться к Мирамаре удобнее всего от города Триест на общественном транспорте или на автомобиле.

Причудливый дворец находится на высокой скале и возвышается над Атлантическим океаном, так что здесь можно не только погулять по сказочным интерьерам и пройтись по красивому парку, но и полюбоваться бескрайними просторами. До Синтры (самый ближайший к дворцу город) можно за полчаса добраться на электричке из Лиссабона, а оттуда советуем совершить пеший маршрут по горам (для ленивых на скалу также ходит автобус).

Рассказал(а):

Расклад таков: прекрасная принцесса заточена в замке,...

Расклад таков: прекрасная принцесса заточена в замке, охраняемом
драконом. Далее следуют различные концовки с участием металлистов
различных направлений в роли прекрасного принца:

POWER METAL:
Главный герой появляется на белом единороге, изящно избегает дракона,
cпасает принцессу и занимается с ней любовью в заколдованном лесу.

THRASH METAL:
Главный герой появляется, бьется с драконом, спасает принцессу и [ЦЕНЗУРА] ее.

DEATH METAL:
Главный герой появляется, убивает дракона, [ЦЕНЗУРА] принцессу, убивает ее и уходит.

GORE METAL:
Главный герой появляется, убивает дракона и раскидывает его кишки перед замком, [ЦЕНЗУРА] принцессу и убивает ее. Затем он вновь е%ет ее труп, вспарывает живот и жрет ее кишки. Затем он [ЦЕНЗУРА] труп в третий раз, сжигает его и [ЦЕНЗУРА] напоследок.

BLACK METAL:
Главный герой появляется в полночь, убивает дракона и сажает его на кол перед замком. Затем он содомизирует принцессу, выпивает ее кровь и тоже сажает на кол. Сам становится рядом, скрещивает руки на груди и фотографируется для обложки нового альбома.

VIKING METAL:
Главный герой появляется на драккаре, убивает дракона своим великим топором, сдирает с него шкуру и съедает его; до смерти насилует принцессу, крадет ее приданное и сжигает замок, перед тем как уплыть.

FOLK METAL:
Главный герой появляется с друзьями, играющими на гармошках, скрипках,
дудках и многих других странных инструментах; утомленный танцами дракон засыпает. Герой с друзьями, приплясывая, уходят... забыв про принцессу.

GLAM:
Главный герой появляется; дракон, увидев его, умирает от смеха. Пока
принцесса спит, герой тырит ее косметику и одежду и перекрашивает замок в ярко-розовый цвет.

DOOM:
Главный герой появляется, видит дракона, впадает в депрессию и совершает самоубийство. Принцесса, не в силах это пережить, выбрасывается из окна башни. Дракон съедает труп героя и израненное тело принцессы. Это конец...

NU METAL:
Главный герой появляется на подержанной Honda Civic и пытается
протаранить огнедышащего дракона лысой головой, но бесславно гибнет, когда загораются его идиотские мешковатые шмотки

PROGRESIVE:
Главный герой появляется с гитарой и выдает соло на 26 минут. Дракон убивает себя сам. Герой заходит в покои принцессы, играет еще одно соло со всеми техниками и наворотами, которые он выучил на последнем курсе консерватории.
Принцесса сбегает на поиски героя от THRASH METAL.
[ЦЕНЗУРА]

Старые замки хранят тайны. Величественные, пропитанные ощущением собственного достоинства, мрачные и пышные, они притягивают к себе, обещая показать что-то особенное. Самые древние замки поражают своими масштабами и искусностью отделки.


Человек - существо бесконечно любопытное, в связи с чем ежегодно по всему миру замки посещают тысячи и тысячи туристов. Влечет их не просто желание посмотреть на быт прошлых лет. Каждый пытается разглядеть через то, что помнят стены строений. Чьи судьбы в них решались, какие дела вершились?

Старые замки. Общие характеристики и функции

Если рассматривать данные строения вне эпох, то можно выделить следующие особенности, что отличают старые замки:


Замки как средство защиты

Прототипы этих строений появились еще в Иране, позже переместились в Древний Рим, после чего продвинулись в Византию, где стали весьма популярны за счет того, что их использовали как форты.

Однако расцвет замки получили в период Средневековья, они использовались в качестве жилищ феодалов и в первую очередь носили оборонительный характер. Именно тогда они пришли к привычному нам виду. Замки территориально располагались на крутых холмах и возвышенностях, дабы максимально усложнить возможный штурм. Эти меры не были связаны с повсеместной манией преследования сильных мира того времени. Нельзя забывать, что Средневековье прошло "под эгидой" феодальной раздробленности и смуты, защита жизни в таких условиях была первостепенна.

Замки как признак статусности

Время шло, нравы менялись, Средневековье с его теологическим диктатом и необходимостью жить, оглядываясь, сменилось эпохой Возрождения, которая возвела антропоцентризм в культ. Замки из закономерно превратились просто в жилища людей. Строения стали легче, изящнее, красивее, каждый создавал что-то свое, соревнуясь с соседом по мере сил и возможностей.

Замки как средоточие тайн

Шагая по извилистым коридорам замков, сложно избавиться от ощущения, что за тобой наблюдают. Слишком много тайн и недосказанностей они хранят. Свергнутые монархи, продажные слуги, несчастные истории любви - все это будоражит воображение и вызывает мурашки. Рассмотрим некоторые тайны старинных замков?

Тауэр

Упомянули древние замки с их тайнами и привидениями - что первое приходит на ум? Конечно же, Тауэр. Это лондонское строение

служило тюрьмой для тех, что отныне имели лишь одну дорогу - на эшафот. Не избежала этой участи и Анна Болейн, вторая жена Генриха Восьмого. Церковь не разрешала ему развестись, а новая любовь требовала решительных действий. Монарх, что стал прототипом Синей Бороды, нашел выход - он обвинил жену в инцесте и приговорил к смерти. Очевидцы говорили, что королева была бесконечно спокойна и величественна, восходя на плаху, никаких истерик и слез. В свою очередь, ее супруг тоже «смилостивился» - предоставил умелого французского палача и после смерти Анны не выставил голову на всеобщее обозрение, а похоронил, поместив ее под правую руку. С тех пор не только в Тауэре, но и на территории самого Лондона периодически стали замечать размытый образ женщины в роскошном платье, что держит голову правой рукой.

Замок Майерлинг

Когда смотришь на это фото, старый замок кажется таким безмятежным, что сложно поверить в его темную и трагичную для Австрии историю. Именно там при загадочных обстоятельствах скончался наследник престола Рудольф, единственный сын Сиси и Франца Иосифа. Рудольф, по версии современников, страдал от депрессий и временных помутнений рассудка, от которых «лечился» ударными дозами алкоголя. В один морозный январский день 1899 года он вместе со своей любовницей Марией Вечерой вошел в замок Мейерлинг, чтобы никогда не вернуться. Их обнаружили через некоторое время мертвыми - девушка была застрелена, а Рудольф - отравлен. Существует множество версий произошедшего: одни говорят, что кронпринц подговорил Марию уйти вместе с ним и застрелиться после того, как он примет яд, другие - что наследник сам убил ее, после чего покончил с собой, третьи настаивают на том, что оба были убиты противниками короны для дестабилизации ситуации в Австрии.

Олесский замок

Когда упоминаются старые то в первую очередь вспоминается именно это строение.

История его богата событиями - чего стоит хотя бы тот факт, что в XVII веке при дворе служил отец тогда же произошла и трагедия, о которой говорят и до сих пор. У владельца Олесского замка была красавица-дочь, руки которой упорно, но безрезультатно добивался молодой Адам. Миссия заполучить благословение отца возлюбленной была изначально обречена на провал, так как он желал видеть в зятьях только представителя королевской семьи. Не выдержав очередного отказа, Адам покончил с собой на глазах у всех. Из-за того, что он стал самоубийцей, похоронили его без христианского обряда - по одной из версий похоронили у стен замка, по другой - просто выбросили тело в болото. Дочь владельца не смогла пережить утрату и также лишила себя жизни. Смельчаки, что решаются провести ночь в Олесском замке, утверждают, что две неприкаянные души до сих пор бродят по строению, разрывая тишину стонами.

Замок Вудсток

Известнейшие древние замки мира включают в себя и Вудсток.

Говоря об отличительных чертах, можно упомянуть тот факт, что эхо в нем удивительно отчетливо слышится 17 раз подряд. Однако не это будоражит фантазию людей. В XII веке он стал свидетелем любовного треугольника, два угла из которых были представлены самыми влиятельными супругами того времени, а третьим углом являлась блистательная красавица. Речь идет о Генрихе II Плантагенете, Элеоноре Аквитанской и Розамунде Клиффорд. Согласно легенде, Генрих спрятал свою любовницу Розамунду в башне замка Вудсток. Путь шел через лабиринт, который вслепую преодолеть было невозможно. И эта мера была оправдана, ибо монарх прекрасно знал, что его венценосная супруга не только умна, но и крайне мстительна. Вопреки всему, Элеонора проследила за мужем и обнаружила красавицу. Решение ее было неумолимо - Розамунда должна была умереть. На выбор предоставили ей смерть от кинжала или яда. Возлюбленная Генриха выбрала последнее и встретила смерть в страшных муках - действительно, от разгневанной женщины сложно ожидать быстрой, милосердной смерти. Плантагенет, узнав о трагедии, обезумел от горя и навеки заточил коварную жену. Память о Розамунде он сохранил до конца своих дней и предположительно умер в тот же день, что и она, но спустя 13 лет. Дух девушки до сих пор бродит по замку, дожидаясь своего короля.

Не любой замок на самом деле замок. Сегодня словом «замок» мы называем практически любое значительное строение эпохи Средневековья, будь то дворец, крупное поместье или крепость — в общем, жилище феодала средневековой Европы. Такое бытовое употребление слова «замок» расходится с его исходным значением, ведь замок — это в первую очередь фортификационное укрепление. Внутри замковой территории могли быть строения разного назначения: и жилые, и религиозные, и культурные. Но все же в первую очередь основная замковая функция — оборонительная. С этой точки зрения, например, не является замком знаменитый романтический дворец Людвига II —Нойшванштайн.

Месторасположение, а не особенности строения замка — залог его оборонительной мощи. Конечно, планировка укрепления важна для обороны замка, но действительно неприступным делает его не толщина стен и расположение бойниц, а правильно выбранное место строительства. Крутой и высокий холм, к которому почти невозможно подобраться, отвесная скала, извилистая дорога к замку, которая прекрасно простреливается из крепости, определяют исход битвы в гораздо большей степени, чем все остальное оснащение.

Ворота — самое уязвимое место в замке. Конечно, в крепости должен был быть центральный вход (в мирные моменты, бывает, хочется красиво и торжественно войти, не все же время замок обороняется). При захвате всегда проще прорваться в тот вход, который уже есть, чем создавать новый, разрушая массивные стены. Поэтому особым образом проектировали ворота — они должны были быть достаточно широкими для телег и достаточно узкими для армии противника. Кинематограф часто грешит, изображая замковый вход с запирающимися большими деревянными воротами: такие были бы крайне непрактичными в обороне.

Внутренние стены замка были цветными. Интерьеры средневековых замков нередко изображают в серо-коричневых тонах, без какой-либо облицовки, просто как внутреннюю сторону голых холодных каменных стен. Но жители средневековых дворцов любили яркие краски и щедро украшали внутреннее убранство своих жилых помещений. Обитатели замков были богаты и, конечно, желали жить в роскоши. Наши же представления связаны с тем, что в большинстве случаев краска не выдержала испытание временем.

Большие окна — большая редкость для средневекового замка. Как правило, они отсутствовали вовсе, уступая место множественным небольшим оконным «прорезям» в замковых стенах. Помимо оборонительной цели, узкие оконные проемы защищали приватность обитателей замка. Если вам встретиться замковое сооружение с роскошными панорамными окнами, скорее всего, они появились в более позднее время, как, например, в замке Роктайад на юге Франции.

Тайные ходы, секретные двери и подземелья. Прогуливаясь по замку, знайте — где-то под вами пролегают скрытые от глаз обывателя коридоры (возможно, кто-то бродит по ним и сегодня?). Потерны — подземные коридоры между строениями крепости — позволяли незаметно перемещаться по крепости или покидать ее. Но беда, если предатель открывал тайную дверь противнику, как это произошло во время осады замка Корф в 1645 году.

Штурм замка не был таким скоротечным и легким процессом, как это изображают в кино. Массированная атака была довольно экстремальными решением в попытке захватить замок, подвергающим необоснованному риску основную военную силу. Замковые осады тщательно продумывались и долго реализовывались. Самым главным было соотношение требушета, метательной машины, с толщиной стен. Чтобы пробить брешь в замковой стене, требушету требовалось от нескольких дней до нескольких недель, тем более, что просто дыра в стене не гарантировала взятия крепости. Например, осада замка Харлех будущим королем Генрихом V длилась около года, и замок пал только потому, что в городе кончились запасы провизии. Так что стремительные атаки средневековых замков — это элемент кинофантазий, а не исторических реалий.

Голод — самое мощное оружие при взятии замка. В большинстве замков были резервуары, собиравшие дождевую воду, или колодцы. От запасов воды и продовольствия зависели шансы замковых жителей на то, чтобы выжить во время осады: вариант «пересидеть» был наименее рискованным для обеих сторон.

Для обороны замка не требовалось так много людей, как кажется. Замки сооружались таким образом, чтобы позволить находящимся внутри спокойно отбиваться от противника, обходясь малыми силами. Сравните: гарнизон замка Харлех, который держался практически целый год, состоял из 36 человек, тогда как замок был окружен армией, насчитывающей сотни, а то и тысячи воинов. Кроме того, лишний человек на территории замка во время осады — это лишний рот, а как мы помним, вопрос провизии мог оказаться решающим.