Приземление матиаса руста на красной площади. Как немецкий летчик «снял» верхушку Советской Армии

За штурвалом самолета, приземлившегося на Красной площади в 1987 году, сидел 18-летний немец Матиас Руст. Сразу же появилась шутка, что в центре Москвы теперь есть аэропорт Шереметьево-3. Советским генералам уже было не до шуток - постов лишились многие, вплоть до министра обороны.

Сам Матиас Руст, отсидевший с того времени и в СССР, и на родине, недавно в интервью журналу "Штерн" назвал тот свой полёт безответственным и добавил, что сейчас точно не стал бы его повторять. Впрочем, и не сможет. Небо Европы для него закрыто до сих пор, хотя сама история не закрыта и спустя 25 лет.

Матиас Руст предпочитает контролировать ситуацию. Недавно он вернулся из Латинской Америки. Там снова сдал на пилота. Летал. В Европе за штурвал самолета Руста не пускают уже 25 лет.

"Мне иногда снится тот полет, обычно днем, когда вздремну после обеда. Да и если есть немного свободного времени, воспоминания сами всплывают", - говорит Матиас Руст.

Руст сел на Большом Москворецком мосту. Далее доехал до Васильевского спуска, охотно раздавал автографы, говорил, привез письмо мира Горбачеву. Ему даже хлеб с солью поднесли. И казалось, железный занавес - лишь дымовая завеса, ведь, все было так просто.

"Летные карты были доступны. В КГБ все никак не хотели мне верить, что я их просто заказал, как и любые другие дорожные атласы. Потом они сами через советское посольство тогда еще в Бонне заказали такие же карты и были очень удивлены, когда их получили", - вспоминает Матиас Руст.

Вот маршрут 18-летнего пилота отлетавшего на тот момент всего 50 часов: длительный перелет из Германии над морем до Фарерских островов, следом Исландия (Рейкьявик), Норвегия (Берген), Финляндия (Хельсинки), а затем почти наугад до Москвы. Он ориентировался по железной дороге. Эта часть маршрута насыщена самыми удивительными совпадениями. Самолет Руста влетел в зону спасательной операции. Разбился бомбардировщик. Много вертолетов в воздухе. "Сессну" Руста принимают за легкомоторный советский самолет. Потом ему еще раз присваивают код "я свой". При этом обнаружили Руста сразу после пересечения им госграницы и могли сбить, в том числе и на подлете к Москве.

"У нас системы С-300, она на 100 метров цель берет. И если я запущу три ракеты по этому плюгавому самолетику и они взорвутся на высоте 50-100 метров, а под низом будет детский сад, я что буду делать потом? Это была провокация, спланированная на 100% выигрышно", - считает командующий войсками Московского округа ПВО в 1987-1989 гг. Владимир Царьков.

Царьков утверждает: полет Руста - операция западных спецслужб. А сам нарушитель границы - хорошо подготовленный пилот, причем заранее он уже побывал в Москве. Руст говорит: садился наугад.

"Не побывав на месте, невозможно в таких сложных условиях приземлиться. А вдруг там кабель над дорогой проходит, это же неизвестно", - отмечает инструктор школы пилотов "Пегас" Михаэль Ханке.

И хотя пилоты таких же самолетов в Германии до сих пор порой в шутку говорят: "ну что, махнем в Москву", - все они понимают, сейчас подобная авантюра была бы невозможна.

На самом деле, перелет Матиаса Руста на развитие малой авиации в Европе практически не повлиял. Повлияли теракты 11 сентября. После них на любое воздушное судно устанавливается специальный прибор, который передает наземным службам индивидуальный идентификационный номер самолета. То есть на радаре уже не просто точка, а точка со своим неповторимым номером, то есть, например, этот вот самолет уже с каким-то другим в воздухе не перепутаешь.

Советский суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам лишения свободы. Отсидел он чуть больше 14 месяцев в образцово-показательной колонии. После освобождения его судьба складывалась непросто. Вернулся в Германию, но и после этого нарушал закон. Сначала нападение на женщину с ножом. Опять срок. Затем кража свитера в универмаге. Объясняет - едва сводил концы с концами.

"Все получилось так, потому что это должно было произойти. Это просто моя судьба", - говорит Матиас Руст.

Самолет, на котором Руст совершил исторический перелет, выставлен в Берлине в Техническом музее. Здесь это один из символов конца холодной войны. Однако его крылья до сих пор украшают знаки, напоминающие бомбу. В этой истории и сегодня слишком много вопросов. Материалы дела летчика Руста все еще засекречены.

28 мая 1987 года в День пограничника спортивный самолет американской компании-производителя «Сессна» нарушил воздушное пространство Советского союза. Он выполнил посадку в столице недалеко на Васильевском спуске в самой близи Красной площади. А именно он совершил посадку на Большом Москворецком мосту и доехал накатом до Собора Василия Блаженного. Огромное количество видеокамер и фотоаппаратов туристов зафиксировало этот момент, когда летчик выбрался из кабины, его окружили желающие взять автограф. Его арестовали через десять минут. Нарушителем оказался Матиас Руст, девятнадцатилетний спортсмен-пилот. Его отец занимается продажей самолетов в Германии. В 14:20 самолет Рута пересек воздушную границу СССР на высоте 600 м над Финском заливом недалеко от г. Кохтла-Ярве (Эстония). Это зафиксировали локаторы ПВО, в результате чего ракетные дивизионы были приведены в полную боевую готовность. Истребитель был выслан на перехват самолета «Сессна». Он его быстро обнаружил, но сбивать его не отдали команды. Поэтому самолет нарушителя «вели» почти до самой Москвы. С 1984 г. в Советском Союзе действовал приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным/гражданским самолетам.

Вряд ли Руст знал, что около 15:00, когда он будет пролетать в районе города Псков, там местный авиаполк будет проходить учебные полеты. Одни самолеты заходили на посадку, другие взлетали. Равно в три часа выполнили замену кода системы госпознавания, что подразумевало одновременную смену кода всеми летчиками. Однако многие неопытные летчики не произвели эту операцию: подвело отсутствие опыта или забывчивость. Как бы там ни было, система распознала их как «чужие». В сложившейся ситуации, один из командиров не смог разобраться и присвоил всем воздушным судам признак «я-свой», в том числе и спортивному самолету Руста. Дальнейший полет он совершил уже с местной воздушной пропиской. Но была и вторичная легализация вблизи Торжка, где проходили спасательные работы в результате столкновения наших самолетов – тихоходную немецкую «Сессну» приняли за советский поисковый вертолет.

Газеты того времени пестрили заголовками: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника». Также Мировые СМИ выдвигали более «романтичные» версии – парень пытался выиграть пари или произвести впечатление на избранницу. Говорили и о том, что полет Матиаса Руста – это не что иное, как маркетинговый ход. Так как его отец продавал самолеты «Сессна» в Западной Европе, а темп продаж на этот период как раз сократился. Понятно, что такой пиар-ход стал толчком к продажам воздушных судов. Ведь по сути это единственный самолет, которому удалось «победить» систему ПВО СССР. Советские же военные были уверены, что такая акция является происками иностранных спецслужб.

После этого невероятного происшествия многие люди стали выдумывать разные шутки на эту тему. Например, именовать Красную площадь как «Шереметьво-3». Не менее популярной была шутка о том, что трасса Москва-Ленинград является самой мягкой, так как была устелена папахами генералов и полковниками. После того как у русского народа прошло шоковое состояние, он начал веселиться со свойственным ему энтузиазмом. Родился анекдот о двух летчиках, встретившихся на Красной площади, один из которых попросил закурить, на что другой ответил: «Ты что?! Нельзя курить на аэродромах!». И еще один: собралась на Красной площади толпа народа с вещами. Их прохожие спрашивают: «Что вы здесь делаете?», на что они отвечают: «Ожидаем посадки самолета из Гамбурга». Была еще одна байка о том, что рядом с фонтаном Большого театра патрулировала милиция. «Зачем?». «А вдруг оттуда всплывет американская подводная лодка?».

Наказание Матиаса Руста

2 сентября 1987 г. судебная коллегия Верховного суда СССР по уголовным делам начала слушание дела Руста. Его обвинили в хулиганстве. По мнению суда, его посадка угрожала жизни людей, находившихся на площади. Он незаконным путем пересек границу и нарушил авиационное законодательство. Дело проходило на открытом заседании. Своих должностей лишились: Александр Колдунов (глава войск ПВО), Сергей Соколов (министр обороны) и еще около трехсот офицеров.

Сам Матиас Руст на суде заявил, что его полет являлся «призывом к миру». 04.09.1987 году его осудили на четыре года лишения свободы за нарушение правил полетов, незаконное пересечение границы и злостное хулиганство. В общей сложности он провел в предварительном заключении в тюрьме 432 дня, и президиум Верховного Совета его помиловал, но он был выдворен за пределы СССР.

Руст вернулся в Германию, но на родине его запомнили как сумасшедшего, который поставил мир под угрозу. Его навсегда лишили прав пилотирования. Он работал медбратом в больнице города Риссен. Во время своего очередного дежурства в ноябре 1989 г. Руст набросился с ножом на медсестру, которая отказала ему в поцелуе, за что суд принял решение посадить его на четыре года, но продержав в тюремном заключении пять месяцев, его отпустили.

В средине 1994 года Руст сообщил, что вновь собирается жить в России. После чего он пропал на 2 года. Одни говорили, что он торговал в Москве обувью, другие распространяли слухи о его гибели. На самом деле Руст много путешествовал. Посмотрев мир, по возвращении на родину он заявил, что собирается жениться на дочке богатого торговца чаем. Церемония бракосочетания проходила в Индии по местному обряду. После свадьбы он вместе с женой возвратился в Германию. В 2001 году он снова предстал перед судом. В этот раз его обвиняли в краже в универмаге, где он собирался утянуть кашемировый пуловер. В результате суд приговорил его к штрафу в 5 000 евро. Что касается его личной жизни, то здесь тоже не все сложилось – он разведен. По его словам, он хотел иметь семью, много детей, но только не мог найти ту единственную, которая бы его понимала. Он зарабатывает на жизнь как профессиональный игрок в покер. В то же время он восстановил свои документы в ЮАР и вновь собирается летать.

Восемнадцатилетний немецкий паренек Матиас Руст прославился на весь мир – и опозорил советских пограничников в их главный профессиональный праздник

Даже сегодня, почти тридцать лет спустя, споры вокруг личности простого немецкого студента Матиаса Руста , нагло приземлившегося на Красной площади, пролетевшего сквозь все пограничные кордоны, не утихают. До сих непонятно, кем он был – обычным авиахулиганом, авантюристом, провокатором или шпионом (и чьим), до сих пор так и не ясно, как ему удалось совершить свой знаменитый перелет, не дают покоя экспертам и многие загадочные обстоятельства, которые выяснились уже после скандального приземления юного немца в самом сердце СССР.

Испорченный День пограничника

28 мая 1987 года с Большого Каменного моста в сторону Красной площади вырулил маленький, словно игрушечный, самолет. Ведущие концерта, проходившего рядом, удивились, но в стране, в которой все происходило с размахом, можно было ожидать чего угодно, даже посадки самолета в самом ее сердце.

Концерт, посвященный Дню пограничника, продолжился, но события, развивающиеся на площади, становились все более странными. Самолет окружили милиционеры, потом появились военные, оттеснили образовавшуюся толпу. Молодой парень, пилотировавший спортивную «Сессну», улыбался и доброжелательно рассказывал о том, что он «голубь мира», что прилетел «пожать руку Горбачеву », «навести мосты», «миру мир» и так далее.

Было еще много красивых и высокопарных фраз. Но так ли безоблачно, безобидно и наивно все происходило на самом деле?

Глядя на цепочку событий, к которой привел визит якобы мирно настроенного симпатичного немецкого хиппи, сложно не задуматься о том, что этот полет готовился заранее и что к его подготовке приложили руку гораздо более умные и опытные люди, нежели 18-летний «наивный парень».

Предположим, что все было именно так, как преподносит публике свой поступок сам Руст: наивный идеалист, несущий на крылах «Сессны» мир во весь мир, несправедливо обиженный судебной системой «империи зла». Появившись в одной из телевизионных передач, Матиас Руст говорил о том, что он никому не хотел навредить, и считал, что риск минимален для всех. Что он знал: никто не пострадает, даже если в месте его посадки будут люди. Откуда такая уверенность? Неужели можно предположить, что в почти 19 лет (Руст родился 1 июня) человек не просчитывает хотя бы самые элементарные последствия своих поступков? Разве Руст не понимал, что, если ему удастся обойти системы ПВО, кому-то придется за это отвечать и меры к провинившемуся будут приняты самые серьезные?

Неужели он думал, что его встретят с цветами и препроводят к Горбачеву как героя? Неужели он не знал, что над территорией чужой страны он стал мишенью, и только чудо смогло спасти его от того, чтобы не превратиться в головешку еще за несколько сотен километров от Москвы?

Вместо того чтобы задать себе такие простые вопросы, Матиас преспокойно приготовил самолет и без сомнений направил его к Москве. Действовал умело, вписываясь в воздушные коридоры для гражданских судов, используя метеоусловия для того, чтобы оторваться от наблюдения.

Военные говорят о том, что во время вхождения Руста в советское воздушное пространство вдоль границы барражировал финский истребитель, и были подняты в воздух несколько металлизированных воздушных шаров с целью отвлечь на себя системы ПВО, расположенные в этом районе.

Сама же «Сессна» тоже была выбрана не случайно: на радарах она отображается неясно и в целом выглядит как стая птиц. Ее легко можно потерять при передаче из одной зоны, покрытой радарами, в другую, что и происходило несколько раз.


Странные детали в «деле Матиаса Руста»

Матиас Руст прилетел в Москву в оранжевом комбинезоне вместо зеленой куртки, в которой он вылетал из точки отправления, во время его перелета на фюзеляже самолета появились наклейки с атомной бомбой. Это изображение он в интервью назвал «контрбомбой, призванной бороться за мир во всем мире».

Мало того. Если учитывать крейсерскую скорость «Сессны», то самолет Руста должен был долететь до Москвы на 2 часа раньше. Где он был все это время? Почему осмотр самолета показал, что его топливные баки почти полны, хоть он и пролетел 880 километров? К слову, в начале 2000-х была озвучена версия, что самолет Руста дозаправляли под Старой Руссой.

Как так получилось, что несколько дней подряд до пролета Руста военные не меняли радиолокационное поле, которое по регламенту меняется каждые 24 часа? Будто ждали. Впоследствии также появилась информация, что дежурные ПВО в тот день самолет засекли – но в отчетах было записана «стая птиц».

Почему истребителю, пошедшему на перехват нарушителя и дважды его облетевшему, не была отдана команда на уничтожение или на принуждение к посадке? Почему, если Руст не скрывался от советских радаров, его маршрут не пролегал по прямой, как в других его полетах? Зачем срезали троллейбусные провода на мосту, на который должен был приземлиться Руст? И наконец: откуда на площади «случайно» взялись три профессиональные камеры с операторами, сумевшие качественно, с трех точек заснять сюжет с самолетом? Напомним: тогда телевизионные камеры, способные дать такую качественную картинку, ну уж никак не помещались в карман пиджака.

Подобных вопросов много. И с годами ответы на них не появляются. А догадок становится все больше. Слишком уж велика череда «случайностей», которыми пытается оправдать свое немыслимое везение Матиас.

Матиас Руст. Аэродром — Кремль

28-го мая 1987 года СССР праздновал День Пограничника. В 18 часов 43 минуты по московскому времени над КРАСНОЙ ПЛОЩАДЬЮ пролетел маленький частный самолёт, управляемый Матиасом Рустом, «Цессна-172П». Сделав ещё пару заходов над площадью, самолёт развернулся и приземлился на Москворецком мосту. Из кабины вышел одетый в красный комбинезон 19-тилетний пилотгражданин ФРГ, Матиас Руст. Когда его обступила толпа и начала расспрашивать, откуда он прилетел, то выяснялось, что он прилетел, немного, немало из-за ГРАНИЦЫ. Когда известие о нарушителе границы доходит до правительства нашей страны, разгорается, мягко говоря, большой скандал. Эта новость в средствах массовой информации всего Мира надолго становится НОВОСТЬЮ НОМЕР ОДИН.

28-го мая 1987 года советская ПВО в 14 часов обнаруживает над Финским заливом несколько целей. Одна из целей сначала направилась к советской границе, потом повернула на север. В 14 часов 20 минут опять появилась новая цель. Тревога была объявлена через 15 минут, когда цель уже над советской территорией. Матиас Руст пересёк границу СССР на СВЕРХМАЛОЙ высоте в районе стыка административной границы Эстонии и РСФСР. Затем начал, то резко набирать высоту, то снижаться. В 14 часов 48 минут командующий Отдельной 6-й армией ПВО, Кромин получил доклад от дежурного о том, что в 14 часов 46 минут в 25-ти километрах западнее Нарвы, в районе села Силумяэ обнаружена НЕОПОЗНАННАЯ цель. Самолёт Матиаса Руста был обнаружен уже на нашей территории и был принят НЕ за нарушителя ГРАНИЦЫ, а за нарушителя РЕЖИМА ПОЛЁТОВ!? Кромин утверждает, что НЕ было ДАЖЕ РАЗГОВОРОВ о НАРУШИТЕЛЕ ГРАНИЦЫ, пока тот не сел на КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ!? Спустя 17 лет Матиас Руст сказал, что, если бы он задумался о серьёзности последствий этого полёта, то никогда бы на него НЕ решился.

Матиас Руст начал свой полёт из столицы Финляндии, Хельсинки в 13 часов 21 минуту по московскому времени. Пункт назначения, по плану полёта был Стокгольм. Через 20 минут после взлёта, провёл крайний сеанс радиосвязи, выключил все радиоприборы, кроме радиокомпаса. И направил самолёт через Финский залив к советской границе. В этот день в районе западнее Нарвы военные проводили прыжки с парашютом (смотри статью «Глеб Евгеньевич Котельников»). Матиас Руст летел с такой же скоростью как «Ан-2». Военные пытались понять – ЧТО, в небе? Может, заблудился один из кукурузников? В 14 часов 50 минут с аэродрома ПВО, «Тапа» взлетел истребитель «МиГ-23». Лётчику истребителя поставили задачу – выяснить – ЧТО, находится в небе? Он выяснил и передал по радиосвязи, что на высоте 600 метров летит вертолёт!? Затем МиГ-23 сделал повторный заход на цель и тогда передал, что это маленький самолёт типа Як-12. Командующий Отдельной 6-й армией ПВО, Кромин дал команду подняться второму МиГ-23 и предварительно привёл в боевую готовность по курсу следования все дежурные зенитно-ракетные войска и дополнительные станции радиотехнических войск.

Цессна — 172П

Матиаса Руста по-прежнему, принимали за СБИВШИЙСЯ с КУРСА ВЕРТОЛЁТ или САМОЛЁТ??? Матиас Руст выбрал для своего полёта самолёт именно « Cessna-172P» из-за большой беспосадочной дальности полёта. На самолёте у Матиаса Руста НЕ было НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ топливных баков. Самолёт имел только СЕРИЙНЫЕ топливные баки, расположенные в штатных местах в крыльях. Ёмкость штатных топливных баков на этом типе самолёта более 235-ти литров. Этого хватало на более, чем на 8-ми часовой полёт БЕЗ посадки. Соответственно беспосадочная дальность полёта на этом самолёте составляет не менее 1 500 км. Матиас Руст по пути следования нигде НЕ приземлялся и НЕ заправлялся. Перед вылетом из Хельсинки, Матиас Руст заправил свой самолёт ПОД самые ПРОБКИ. После посадки на Красной площади у него осталось топлива ещё на 2,5 часа полёта.

В 13 часов 58 минут финские службы управления воздушным движением потеряли самолёт Матиаса Руста на экранах локаторов. Финские службы спасения отправились на поиски самолёта Матиаса Руста в предполагаемое место падения самолёта. В этом предполагаемом месте падения на поверхности моря оказалось масляное пятно. После посадки Матиаса Руста эксперты тщательно осмотрели самолёт и дали категорическое заключение о том, что в этот самолёт невозможно затолкать никакую бочку, а тем более выкинуть её из данного типа самолёта во время полёта. Соответственно, давно гуляющее по Балтике масляное пятно, не имело никакого отношения к Матиасу Русту. После проведения поисково-спасательных работ финские службы спасения сначала выставили Матиасу Русту счёт на 120 000 долларов за проведение этих работ. Но потом, когда стали известны подробности этого происшествия, когда они услышали ЧТО, Матиас Руст говорил на суде о мотивации своего полёта то, пришли в совершенный восторг и ОТКАЗАЛИСЬ от своих требований.

Самолёт Руста продолжал свой полёт. По ходу движения Матиас Руст достаточно активно маневрировал, но в основном по высоте и скорости полёта. Местами он поднимался на высоту до 2-х км, но в основном он летел на высотах 100-200 метров, а бывало и ниже 100 метров. Местами он делал некоторые виражи, но старался придерживаться заданного курса. Один из истребителей подошёл к Матиасу Русту на расстояние 700 метров. Лётчик доложил, что видит самолёт типа Як-12. Затем истребитель пролетел ближе и исчез. Матиас Руст подумал, что теперь его расстреляют сзади. Прошло некоторое время, но этого НЕ случилось. Затем советский истребитель подошёл к Матиасу Русту ещё ближе, пролетел и исчез совсем. Была низкая облачность, и прижаться к маленькому, медленно летящему самолёту истребитель МиГ-23 НЕ мог.

Цессна 172П. Вид из кабины пилотов

Вдруг цель неожиданно исчезла с экранов локаторов наземной ПВО и МиГа. Через 3 минуты после исчезновения в 14 часов 55 минут цель опять появилась на экранах локаторов. В воздух подняли ещё пару истребителей. Новая пара истребителей цель не видит. Вступить с Матиасом Рустом в радио переговоры было невозможно потому, что он выключил радиоприборы на своём самолёте. Впоследствии, он объяснял это тем, что боялся, что если радиосвязь с ним будет доступной, то он НЕ сможет противостоять нажиму советской ПВО приземлиться раньше, чем он намеревался. В 15 часов Матиас Руст подлетает к Пскову. В Псковской области в это время проходят лётные учения, и самолёт Матиаса Руста получает обозначение «СВОЙ»!? Около 1-го часа «свой» летит на юго-восток. В 16 часов он уже находится рядом с озером Селигер. Там зона ответственности другого подразделения ПВО и самолёт Матиаса Руста теряет код «свой». Военным вновь пришлось решать – ЧТО, это за самолёт и что с ним делать?

Здесь необходимо вспомнить случай произошедший 1983 году на Дальнем Востоке (смотри статью «Корейский Боинг 1983 год»). Тогда, там был сбит пассажирский самолёт «Южно-корейский Боинг». После этого инцидента на Дальнем Востоке, для войск ПВО, вышел ЖЁСТКИЙ ПРИКАЗ – СБИВАТЬ над нашей территорией, в случае нарушения границы, ТОЛЬКО ВОЕННЫЕ самолёты. А ГРАЖДАНСКИЕ и ТРАНСПОРТНЫЕ самолёты, в случае нарушения границы, ТОЛЬКО ПРИНУЖДАТЬ к ПОСАДКЕ на нашей территории.

Самолёт Матиаса Руста переходил из одной зоны ответственности ПВО к другой, и никто так и НЕ выполнил приказ ПОСАДИТЬ самолёт-нарушитель. В 16 часов 6 минут самолёт Матиаса Руста над восточным берегом Селигера. В это время на РАДАРАХ высвечиваются ещё 6 точек – это ВИХРЕВЫЕ ПОТОКИ. Вместе с ними самолёт Матиаса Руста получает обозначение как – «МЕТЕООБРАЗОВАНИЕ». Далее, у города Торжка, Матиасу Русту помог ещё один случай. Накануне в этом районе разбились, от столкновения друг с другом, два военных самолёта. В небе находилось много вертолётов, выполняющих поисково-спасательные работы. Самолёт Матиаса Руста приняли за, ещё один поисковый вертолёт. В 17 часов 11 минут Матиас Руст входит в зону ответственности ПВО московской области. Здесь он получает обозначение как «НАРУШИВШИЙ РЕЖИМ ПОЛЁТОВ СОВЕТСКИЙ ВЕРТОЛЁТ»??? В воздух поднимают очередной истребитель. Из-за густой облачности, ему так же НЕ удаётся приблизиться на достаточно близкое расстояние, чтобы определить – ЧТО, за объект находится в небе.

Цессна 172П. Кабина пилотов

В 18 часов 30 минут объект пересекает окраину Москвы, в районе Ходынского поля. К этому моменту Матиас Руст пролетел более 700 км. Подлетая к Красной площади, Матиас Руст увидел на площади большое скопление народа. 28 мая отмечается праздник «День Пограничника». Он сделал пару кругов над площадью и понял, что на САМУ ПЛОЩАДЬ приземлиться ему НЕ удастся. После этого он увидел рядом с Красной площадью, Москворецкий мост, определил, что на него можно приземлиться и совершил на него ПОСАДКУ. После приземления на мосту остались ПОЛОСЫ от, чиркнувших ШИН. Далее он скатился по мосту вниз. Гаишник, стоявший в это время в конце моста, видя приземляющийся на мост самолёт, заранее перекрыл автомобильное движение, затем жезлом показал Матиасу Русту направление, куда надо повернуть. Матиас Руст повернул на Васильевский спуск и там остановился.

С этим Москворецким мостом связана некоторая детективная история. Дело в том, что в тот момент, когда Матиас Руст приземлялся на Москворецком мосту, на нём было всего лишь 3 провода, натянутых поперёк в начале, в середине, и в конце моста. Он пролетел над первым, затем нырнул под второй и приземлился. Когда на суде 4-го сентября были показаны фотографии Москворецкого моста, на нём было уже гораздо больше проводов, натянутых поперёк. Судья спросил Матиаса Руста: «Как Вы смогли посадить самолёт между, так густо висящих проводов?» Матиас Руст ответил: « Во время его посадки, на мосту не было столько проводов». Потом выяснилось, что московские власти, после приземления Матиаса Руста, в течение 1-2 дней в спешном порядке, НОЧЬЮ поставили на этом мосту, много столбов и натянули между ними провода.

Цессна 172П. Панель приборов

Народ на площади не сразу понял = ЧТО, произошло. Толпа обступила пилота и самолёт. Сначала люди подумали, что снимают КИНО. Потом народ начал расспрашивать кто пилот и откуда он прилетел. Матиас Руст ответил на все вопросы. На допросе в КГБ первый вопрос заданный ему был: « Вы намеренно прилетели в День пограничника?» Матиас Руст ответил, что даже не знал о таком празднике. Началось расследование – КТО, этот немецкий молодой человек – разведчик, провокатор или просто псих. КГБэшники начали выяснять как, достаточно молодой пилот смог проделать такой, в общем, НЕ простой полёт. В ходе расследования выяснилось, что Матиас Руст у себя на Родине в Германии прошёл очень НЕПЛОХУЮ ЛЁТНУЮ ШКОЛУ! Обучение лётному делу он начал в 18-тилетнем возрасте. Инструктор, который обучал Матиаса Руста лётному делу, отметил, что он обладал заметно, бОльшими способностями в обучении лётному делу, чем другие курсанты! До своего известного полёта Матиас Руст уже обладал довольно хорошими ПИЛОТСКИМИ КАЧЕСТВАМИ и даже имел довольно серьёзный ПИЛОТСКИЙ ОПЫТ! Например, он летал совершенно САМОСТОЯТЕЛЬНО в Исландию и обратно. Уточним, что полёт в Исландию происходит по большей части над ОКЕАНОМ. Над океаном нет никаких ОРИЕНТИРОВ – одна сплошная одинаковая вода. Полёт идёт только по ПРИБОРАМ. В полёте над океаном пилотские способности лётчика проявляются в высшей степени!

Однако совершить свой полёт Матиасу Русту помогли не только его пилотские способности. В ходе расследования КГБэшники выяснили, что в полёте Матиас Руст пользовался СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОЙ КАРТОЙ. На этой карте были обозначены секретные военные объекты, секретные аэродромы и секретные зоны ПВО — в которых появляться в воздухе категорически запрещено. Если появляешься в воздухе в этой зоне, то без всяких запросов – кто ты — получаешь ракету. Матиас Руст аккуратно обошёл эти зоны. Когда КГБэшники узнали где Матиас Руст взял эту карту, то они были, мягко говоря, удивлены. Сначала они думали, что эту карту Русту вручила какая-либо из иностранных разведок, но оказалось, что советскую совершенно секретную карту ПВО можно СВОБОДНО КУПИТЬ, по сходной цене, в США — в обычной ПОЧТОВОЙ ФИРМЕ. Сначала КГБэшники Матиасу Русту не поверили и подумали, что Руст их обманывает, но потом они сами поехали в США по указанному адресу и приобрели эту же карту по небольшой цене.

Цессна 172П. Авиакомпания Люфтганза. Школа обучения пилотов

Во время разбирательства правоохранительных органов с Матиасом Рустом, проходило и совещание в высшем руководстве страны. Правительство страны хотело выяснить – как такое смогло произойти. Были заслушаны доклады высшего военного руководства. Они оказались неуверенными и путанными. Правительство сделало вывод, что это обыкновенное РОССИЙСКОЕ РАЗГИЛЬДЯЙСТВО. 30-го мая был отправлен в отставку Министр Обороны СССР, Сергей Леонидович Соколов, следом отправлен в отставку главком ПВО, Александр Иванович Колдунов и главком ВВС, Александр Николаевич Ефимов. Плюс ещё почти 250 генералов и офицеров. 30 военнослужащих войск ПВО было привлечено к дисциплинарной ответственности. Перед судом предстали 2 офицера, находившиеся, в тот день на боевом дежурстве. Они получили 4 и 5 лет лишения свободы, но менее, чем через 1 год их выпустят. Этим двум стрелочникам вменяли НЕ ПРИНЯТИЕ решения к УНИЧТОЖЕНИЮ нарушителя Матиаса Руста. Этот случай наглядно и убедительно показал, что страна НЕ ГОТОВА к ЗАЩИТЕ СЕБЯ, так же как и перед Великой Отечественной войной???

Вскоре после полёта Матиаса Руста нечто подобное произошло в Париже. А в 1994 году в Вашингтоне на таком же самолёте пилот пытался приземлиться на газон перед Белым Домом. Да, во Франции и в США подобные случаи тоже происходили, но там НЕ были сняты Министры Обороны. Американцы и французы предпочли, прежде всего, усилить РАДИОЛОКАЦИОННУЮ СЛУЖБУ. В СССР, после этого случая, предоставили ВЕРТОЛЁТЫ для ПВО, произвели замену РАДИООБОРУДОВАНИЯ, предоставили «МиГ-29» для авиации ПВО.

В Советском Союзе Матиаса Руста судили по 3-м статьям. Первая – незаконное нарушение государственной границы. Вторая – нарушение правил международных полётов (до 10 лет). Третья – злостное хулиганство. Матиас Руст получил 4 года общего режима но, из Лефортово никуда не переезжал и к тому, же имел некоторые льготы. Например, у него было 2 матраса и 2 подушки. Питание у него было совсем не тюремным. Каждый день после 16 часов он гулял в тюремном саду. В этом саду разрешали гулять далеко не всем обитателям Лефортово. Официально он мог гулять в саду 1 час, но реально мог находиться в саду и 2 часа. Первый стакан воды, который он получил в тюрьме, это был стакан чая. Попробовав его, Матиас Руст почувствовал сильный вкус хлора и подумал, что его хотят отравить, но ему объяснили, что московская вода сильно хлорирована и вода во всей Москве такая.

В зарубежной прессе, в то время, часто появлялись статьи, что якобы над Матиасом Рустом в тюрьме изощрённо издеваются. Чтобы снять подобные обвинения советские власти регулярно проводили проверки условий содержания заключённого камеры номер 34 и всё снимали на камеру. Крайняя такая проверка прошла 20-го июля 1988 года. В Лефортово Матиас Руст вылечился от сенной лихорадки, которой он болел. От переживаний у него появился гастрит, и ему прописали лекарства. Избавился от аллергии. Вырвали один зуб. Отсидев 14 месяцев, 3-го августа 1988 года Матиас Руст был выпущен из тюрьмы. Руст уехал домой в Германию. Лишён всех ЛЁТНЫХ ПРАВ. УГОЛОВНОЕ ДЕЛО, заведённое на него на Родине — ПРЕКРАЩЕНО.

28 мая отмечается своеобразная годовщина: в этот день в 1987 году самолет под управлением немецкого пилота Матиаса Руста приземлился на Красной площади. Это происшествие стало, как это ни странно, одним из самых ярких событий перестройки.

Кто еще, кроме немецкого пилота, совершал "вторжения" на Красную площадь, рассказывает сайт .

Полет Руста

28 мая 1987 года информационные выпуски сообщили о том, что на Красной площади сел иностранный гражданский самолет под управлением немецкого пилота. Самолет Руста пролетел через всю территорию СССР: от Финского залива до Москвы - и не был сбит.

До сих пор неизвестно, какие мотивы двигали немецким летчиком, кому и что он хотел доказать, а главное, почему он сел именно на Красную площадь, но факт остается фактом – самолет Руста беспрепятственно пересек границу Советского Союза и Финляндии и полетел в сторону Москвы.

Самолет могли сбить несколько раз – с эстонского аэродрома по тревоге поднялись несколько истребителей, но, не получив приказа сбить воздушный транспорт нарушителя границы, они вернулись обратно. А противовоздушную оборону Москвы, состоящую из автоматизированных комплексов ПВО, именно в тот день отключили для проведения внеплановой профилактики.

Матиас Руст. Фото: ИТАР-ТАСС

Самолет Руста приземлился на Большом Москворецком мосту, а затем накатом доехал до собора Василия Блаженного. Вышедший из самолета летчик был арестован, успев, правда, раздать желающим несколько автографов. Суд приговорил Руста к 4 годам лишения свободы, но просидел пилот чуть больше года, после чего был амнистирован и вернулся на родину.

В дальнейшем Руст неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов Германии. В 1989 году он ударил ножом медсестру, которая отказалась от свидания с ним, за что был приговорен к 4 годам лишения свободы.
А спустя 12 лет Руста судили за кражу свитера из магазина. Сейчас бывший пилот зарабатывает на жизнь игрой в покер.

Отметим, что Руст был не первым, кто отважился на подобный перелет. За 50 лет до немецкого пилота – в 1938 году – аналогичный поступок пытался совершить англичанин Брайан Монтегю Гровер, влюбившийся в девушку из Советского Союза. Он вылетел на одноместном самолете из Лондона в Германию, а затем полетел в СССР. В Москву, как и Руст. Только целью Гровера была не Красная площадь, а Тушинский аэродром, где тогда проводились военные парады.

Однако долететь до столицы СССР Гроверу так и не удалось – у самолета закончилось топливо, и он вынужден был сесть в Тверской области на одно из колхозных полей. Англичанин был арестован и вполне мог получить 10 лет тюрьмы за незаконное пересечение границы, но суд оказался гуманным и приговорил его к 1500 рублям штрафа.

Другие случаи "вторжений" на Красную площадь

Непонятно, по каким причинам Красная площадь стала привлекать россиян как автодром, но в последнее время случаи въезда на главную площадь страны на автомобилях и других транспортных средствах значительно участились. Это строго запрещено: Красную площадь можно посещать только пешком, и то не всегда – иногда главная площадь страны полностью закрыта для посещения, например, во время подготовки концертов под открытым небом.

Однако это не мешает россиянам нарушать правила. Один из таких инцидентов произоешл 20 сентября 2010 года, когда на площадь заехал байкер. Молодой человек в каске выехал со стороны Васильевского спуска и намеревался проехать в сторону Государственного исторического музея. К мотоциклу немедленно бросились полицейские и сотрудники ФСО. Нарушитель, завидев опасность, попытался скрыться, но не сумел – мотоцикл перевернулся. Водитель не пострадал. На него составили протокол об административном правонарушении.

Отметим, что выезд на территорию Александровского сада и Манежной площади также запрещен. Тем не менее, нарушался и этот запрет. 12 октября прошлого года был задержан студент МГИМО, уроженец Чечни, который заехал на внедорожнике на территорию Александровского сада. Как выяснилось позже, молодой человек показывал двум пассажиркам автомобиля центр Москвы. На нарушителя составили административный протокол.

20 марта этого года за аналогичное правонарушение была задержана москвичка, управлявшая иномаркой. Женщина выехала на Красную площадь, чтобы показать центр города своей подруге, гражданке Финляндии. Нарушительницу задержали и оштрафовали.

2 мая полицейские задержали подростка, который заехал на Красную площадь на скутере. Никаких прав у юноши с собой не оказалось. По факту правонарушения был составлен административный протокол.