Ямантау. Легенды горы

На протяжении 30 лет под самым высоким горным хребтом Южного Урала в горе Ямантау идёт грандиозное строительство подземного города и до сегодняшнего дня остаётся под грифом «совершенно секретно».

Работы по строительству секретного объекта были начаты ещё при СССР. По одной из множества версий на ЗАТО «Межгорье» строился штаб, прежде всего для укрытия высших чинов ЦК КПСС и учёных на случай ядерной войны.

Но вскоре «холодная война» с США закончилась, гонка ядерного вооружения была прекращена. Большинство ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) уже не стало. Множество учёных спешно уехали на Запад, а те, кто остался стали влачить жалкое существование. Строительство секретного объекта была законсервировано.
Однако с приходом к власти Владимира Владимировича Путина строительство подземного города возобновилось и вырубка горной породы началась с новой силой. В первый же год (2000 г. н.э.) путинского президентства только официальные вливания в бюджет ЗАТО «Межгорье» увеличились в разы.

По сведениям людей, имевших отношение к строительству и непосредственно находящихся на объекте, было установлено, что строящийся подземный город можно сравнить с ульем, который представляет собой систему шахт диаметром до 30 метров и общей протяженностью до 500 километров. Шахты поделены на так называемые «дома», в которых имеется вся привычная инфраструктура, подведены коммуникации, налажены системы жизнеобеспечения. Грандиозный масштаб подземного города иллюстрирует факт, что здесь же специально был возведён дробильно-сортировочный завод для утилизации гигантского количества камня, извлекаемого при вырубке горной породы.

Аналитики рассчитали, что в настоящее время под землей может обитать 40-60 тысяч человек (при официальной численности населения г. Межгорье – 16,6 тысяч), однако при необходимости подземный город может вместить одновременно до 300 тысяч человек.

Невзирая на экономические кризисы миллиарды долларов выделялись (и продолжают выделяться) на строительство подземного города, тогда как - военные, учителя, врачи, шахтёры, рабочие, студенты, пенсионеры, многодетные и малоимущие семьи месяцами не получали свои мизерные зарплаты, стипендии, пенсии не говоря уже о социальных дотациях.

Расформировывались воинские части, продавались корабли и подводные лодки, закрывались военные базы за рубежом и т.д. и т.п.

Но при всём этом Владимир Путин всегда изощрялся, находится рядом со строящимся секретным объектом и с завидной регулярностью недалеко от Ямантау посещал лыжную базу «Абзаково», ничем непримечательную для президентского уровня. К тому же, впоследствии, там же в месте слияния рек Катунь и Урсул «умудрился» выстроить себе ещё один дворец, к которому была проложена, усилена охраняемая дорога в 20 километров, имеющая официальное название, как примыкание к автомобильной трассе М-52. Настоящая дорога представляет собой серпантин, буквально прорубленный в скалах. Стоимость строительства этой дороги протяженностью, как уже было сказано выше, в 20 километров по неофициальным данным составила – 4 миллиарда рублей. Кстати, данный дворец-резиденция не входит в официальную сеть резиденций высших должностных лиц РФ. Все эти обстоятельства могут указывать лишь на факт истинного пребывания, пока ещё нашего президента Владимира Путина и его личного контроля за ходом строительства, вероятно, самого дорого его сердцу, с которым он, очевидно, разделяет надежды на спасение своей жизни и жизней своих хозяев. В таком случае, осмелюсь ответственно утверждать, что В.В. Путин и его близкое окружение, а равно иные стоящие над ним глубоко ошибаются и, как известно - надежда умирает последней!

По заданию Владимира Путина ЗАО «Инфраструктура» контролируемая Романом Абромовичем и немецкая компания «Herrenkneeht AG» заключили в марте 2008 года контракт на строительство самого большого в мире горнопроходческого щита, способного копать тоннели диаметром – 19 метров, который сможет за месяц прокладывать 250-300 метров двухъярусного тоннеля, вмещающего шестиполосное шоссе, либо четыре полосы автодороги и линию метро. Стоимость такого оборудования составляет – 100 миллионов евро.

Первым завесу секретности о строящемся объекте в ЗАТО «Межгорье» приоткрыл бывший первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Закирович Шакиров, он заявил, что в горах строится убежище на случай ядерной войны. Но его слова сразу же были опровергнуты: «Объект, строится для иных целей и к военным нуждам не имеет никакого отношения».

«New York Times» от 16 апреля 2004 года.
«В ходе секретного проекта, напоминающего о жутких периодах «холодной войны», Россия занимается постройкой гигантского военного комплекса под землей в районе Уральских гор, как сообщают официальные лица на Западе и свидетели в России. К спрятанному внутри горы Ямантау в районе Белорецка на Южном Урале огромному комплексу подходит железная дорога и автомагистраль. В работах задействованы тысячи рабочих».

Из речи американского конгрессмена Роско Барлетта:
«…В последние годы русские наращивают там (на объекте в Межгорье) свою активность… Это более важно для них, чем отдать 200 миллионов долларов США за служебный модуль Международной космической станции. Это более важно для них, чем выплата денежного содержания военнослужащим. Это такой большой объект под землей, как внутренняя территория, которую опоясывает кольцевая дорога нашей столицы. И единственное разумное использование такого рода объекта – во время или после ядерной войны. Нет другой причины для страны, настолько стесненной в финансах, как Россия, чтобы они продолжали вколачивать огромные ресурсы в предприятие вроде горы Ямантау…»

P.S.
Многие люди считают, что территория Республики Алтай является центром Земли. Местные жители из поколение в поколение из уст в уста рассказывают своим детям одну и ту же легенду о их особенном и волшебном крае. Гора Ямантау по убеждениям предков есть сердце Земли, которое снабжает кровью (энергией жизни) все кровеносные сосуды (систему жизнедеятельности) планеты Земля. Сейчас мы все стали понимать, что Наша Земля ни только дом, в котором мы живём и духовно пребываем, но и такой же живой организм наделённый сознанием и способностью чувствовать. От Нас и поверьте, только от Нас зависит благоприятное состояние Земли и её правомерное существование во Вселенной.

Бытует много противоречивых фактов о строящемся городе внутри горы Ямантау, но я склонен верить всему вышеизложенному, и знаю, что это место и есть – «колыбель судного дня».

ЖЕЛАЮ ВСЕМ - МИРА И ДОБРА!
УВАЖАЙТЕ СЕБЯ, ПРОЯВЛЯЙТЕ ГОРДОСТЬ К СЕБЕ, БЕРЕГИТЕ СЕБЯ
И С ИСКРЕННЕЙ ЛЮБОВЬЮ ОТНОСИТЕСЬ К ОКРУЖАЮЩИМ!
Святослав Праведный
Москва 19 ноября 2012 г.
www.antichrist2013.ru

Самые интересные и привлекательные для человека места создала сама природа. Увидеть нетронутые живописные места, пройтись под сенью густого леса и почувствовать себя таким маленьким рядом с величественными горными хребтами – такой досуг придется по душе самому искушенному путнику. В самом сердце Урала находится гора Ямантау – одно из самых красивых и желанных мест для пешего туриста. Это признанная уральская жемчужина с гигантским куполом и невероятно загадочной историей.

Название горы Ямантау на русский язык можно перевести как «злая гора». Само обозначение, данное когда-то горному массиву Южно-Уральского заповедника местными жителями, говорит о том, что Ямантау окутана домыслами и загадками.

Гора Ямантау – высшая точка Южного Урала, 1638 метров над уровнем моря. Она находится на территории Республики Башкортостан, в Белорецком районе, на пересечении рек Большой и Малый Инзер. В 10 км от массива расположена вершина Малый Ямантау высотой 1512, 7 метров.

Гора состоит сплошь из больших камней, дорога к вершине проходит через лес, который заканчивается на высоте примерно 1000 метров. Весь оставшийся путь составляют массивные камни. Издалека гора выглядит как симметричный купол, рядом с которым видна вершина поменьше.

К западу от подножья горы Ямантау, примерно в 10 км, расположен закрытый город Межгорье. Путники, желающие забраться на вершину, заходят со стороны хребта Машак. На этой дороге почти нет опасности встретить военных, которых охраняют внутреннюю часть горы – предположительно город Солнечный.

Между Большим Ямантау и соседней вершиной есть живописная седловина с буйной растительностью, дикорастущей голубикой. С седловины можно увидеть большую впадину, напоминающую канаву, которая расположена на склоне Ямантау прямо в камнях. Ее происхождение неизвестно.

Вокруг горного массива проходит линия электропередачи, это очень удобно для путников, желающих покорить высоту горы Ямантау. Под ЛЭП можно оставить рюкзаки и совершить подъем.

Вход на территорию заповедника, где находится гора Ямантау, простым путникам не так уж просто найти. На их пути может встретиться много егерей, которые следят за порядком и имеют право выдворить путешественника с территории.

У подножья горы раскинут целый горно-обогатительный комплекс с выделенным автомобильным и железнодорожным въездом под землю. Этот комплекс обслуживается закрытым городом Межгорье с населением 16000 человек. Неизвестно, что находится внутри горы, вокруг этой загадки ходит большое количество слухов и домыслов.

Рядом с местом, где находится гора Ямантау, есть узкая трасса Р316, на которой водителю требуется проявить весь свой профессионализм. На трассе множество обрывов, мосты через горные реки в полуразбитом состоянии. Также на этой дороге растет вероятность аварийной ситуации – всего одна машина может остановить движение всей машин на трассе. С трассы до подножья горы можно дойти пешком, но для этого понадобятся определенные знания ориентиров в тайге.

На вершине Ямантау можно найти остатки вертолетной площадки, разрушенные казармы, другие следы пребывания военных, которые находились на вершине до 90-х годов. В центре заросшего мхом плато установлен бетонный обелиск памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны.

С вершины Ямантау Южный Урал виден, как на ладони. С горы открывается обзор на хребты Нары, Машак, Большой Шелом и другие горы.

Загадки и легенды

Многие местные жители верят, что название горы появилось не из-за сложности ее восхождения или сильного тумана вокруг, осложняющего выпуск домашнего скота на пастбище. Они считают, что в тумане живут души злых дев, забирающих усталых путников, имеющих неосторожность забраться на вершину. Эта версия поддерживается несколькими реальными историями о пропавших путешественниках и их умерших от неясных причин лошадей.

Самый известный слух, в который верит башкирское население, связан с персонажем местной мифологии. По древнему поверью, богатырь Шульган представлял на земле злые силы, через пещеру Капаву на горе он забирал живых людей в свое подземное царство, превращая их в призраков Ямантау. Так гору стали считать мрачным порталом между параллельными мирами и побаиваться.

В конце 90-х годов появились первые слухи о таинственной стройке в районе Уральских гор. Первыми источниками этой информации стала американская пресса. Издательство «Нью-Йорк Таймс» сообщило, что Россия приступила к сооружению под землей гигантского военного комплекса. Назначение комплекса оставалось под вопросом – приводились аргументы в пользу бункера, хранилища государственных ценностей, хранилища добываемой руды. К комплексу внутри горы от ближайшего города Белорецка (нынешний ЗАТО Межгорье) была подведена автомагистраль и железнодорожные пути.

От лица неизвестного строителя появились данные о подземном объекте, который строился в советские годы под управлением Министерства Обороны. В 2002 крупнейшая строительная кампания подошла к завершению, с того времени в Башкортостан участились визиты представителей правительства РФ. В подземном городе есть все условия для жизни – коммуникации, инфраструктура. Проживание в комплексе рассчитано примерно на 300 тысяч человек, находиться в нем можно до 6 месяцев без выхода на поверхность.

Официального заявления от правительства страны по поводу назначения охраняемого подземного комплекса горы Ямантау не было. Есть версия, что эти данные засекречены, и большое количество военных действительно охраняет производственный или научно-исследовательский объект государственного значения.

Особенности восхождения на гору

На территорию заповедника, где находится гора Ямантау, достаточно сложно попасть. Секретная зона закрытого города Межгорье, которую охраняют люди в форме, регулярно проводится тщательному досмотру, путников могут в любой момент остановить для проверки документов и даже не пустить на территорию.

Самые упорные путешественники восходят на гору через деревни Кузъелга и Татлы, что находятся в стороне Белорецка. Этот путь не затрагивает запретные участки, нет риска встретить военных. Также безопасный маршрут к Ямантау на карте проложен с восточной стороны горы, через деревню Нура. Южная часть полностью покрыта болотами, поэтому эта дорога закрыта для человека.

Несмотря на мистические слухи, связанные с этим местом на Урале, гора Ямантау является излюбленным местом для любителей покорения гор. Тщательно подготовившись к путешествию на вершину, позаботившись о безопасности и изучив дорогу, можно подняться на высоту без особых сложностей и прочувствовать всю красоту мира, лежащего под ногами.

Общественность узнала о горе Ямантау в 1996 году, после публикации статьи в газете «The New York Times» о некой секретной военной базе, расположенной внутри одной из крупнейших уральских гор. По слухам, в скальном массиве располагается гигантский бункер, в котором после начала ядерной войны разместится Правительство и Президент РФ…


Автор статьи привел доводы согласно которым стройка носила весьма масштабный и крайне секретный характер, к тому же частично финансировалась из дотационных средств выделяемых российскому правительству начала 90-ых, как говорится, для «поддержки штанов». Американского журналиста удивил тот факт, что стройка была развернута в момент жесточайшего экономического кризиса, поразившего российскую экономику: денег не хватало на элементарные социальные обязательства, но несмотря все сложности средства на строительство секретного объекта выделялись в необходимом объеме!


Согласно опубликованной информации секретный комплекс был размещен в недрах горы Ямантау, расположенной в Белорецком районе Республики Башкортостан, и носил исключительно военный характер. За короткое время военные строители прорубили внутри горы, а также в прилегающем подземном пространстве, настоящий «улий», включавший в себя несколько подземных этажей, узкоколейную железнодорожную ветку и даже собственную автомагистраль!


Сопоставив все факты и домыслы, американский журналист подвел суть своей публикации к тому, что русские опять готовятся к «холодной войне», которую планируют развязать в самое ближайшее время, а объект в горе Ямантау будет использован первыми лицами государства, если градус напряжения разогреет конфликт до обмена ядерными ударами.


Позже на основании данной статьи получило развитие несколько мифов, связанных с Ямантау. К примеру, наиболее популярными были слухи о том, будто бы внутри горы расположен некий «ковчег для золотого миллиарда», куда с началом крупных катаклизмов укроются сильные мира сего, а с приходом к власти В.В. Путина объект стали называть его личным бункером. Таинственности всей этой истории добавляет и тот факт, что никто из простых смертных не знает истинного предназначения объекта, так как доступ к горе перекрыт охранными подразделениями, а рядом с горой расположен ЗАТО «Межгорье» (закрытый город).


Территория вне периметра ЗАТО относится к Южно-Уральскому заповеднику, вход в который строго воспрещен под предлогом сохранения и рекреации редких видов растений и животных, хотя данное обстоятельство вполне типичная задача подобных учреждений. Тем не менее, отдельные граждане умудряются пробраться к горе и даже взобраться на ее вершину.


Впрочем, оценив условия расположения горы Ямантау и логистическую инфраструктуру в ее окрестностях, миф о том, что в случае введения военного положения здесь будет размещен Правительственный объект №1, кажется довольно странным.


Для начала нужно определиться, что вряд ли строительство какого-либо объекта, причем, неважно убежище ли это или же некий командный центр, может происходить непосредственно в самой горе, то есть в скальном массиве. Логичным было бы предположить, что по аналогии подобных, но более популяризированных мега-фортификаций, гора выполняет функцию некого экрана, при этом сама постройка находится под горой. В связи с чем расчеты габаритов скрытой обитаемой камеры никак не связаны с общим объемом Ямантау, тогда как в некоторых источниках проводится прямая параллель между объемом скальной массы и предполагаемыми размерами бункера.


Согласно мифу о правительственном бункере в период, когда страна будет охвачена хаосом войны или того же хуже окажется накрытой ядерным пеплом, откуда-то из недр Ямантау будет осуществляться коммуникация Правительства РФ с оставшимися силами обороны, а также гражданскими предприятиями. Однако данная версия, с учетом нескольких обстоятельств, вряд ли может считаться объективной.

Во-первых, в условиях современного военного конфликта силы наших «заокеанских партнеров», которые по-прежнему считаются стратегическим противником, способны уничтожить бункер сокрытый даже столь массивной горой как Ямантау. По некоторым оценкам достаточно будет нескольких точечных ударов боеголовками силой в сотню килотонн, чтобы пробить скальный массив и обрушить внутреннею тоннельную сеть, что приведет к невозможности эксплуатации подобного объекта, а ровным счетом поставит под угрозу жизнь первых лиц государства. Если рассмотреть действия западной коалиции на примере Афганистана, где последователи террористических организаций укрываются в сложных, но менее технологичных бункерах, размещенных в недрах гор, то становится очевидным, что бункер в скальном массиве не гарантирует сохранность жизни его обитателей.


К примеру, в прошлом году ВВС США входе операции против террористов из состава запрещенной в России организации ИГИЛ, проходившей в Афганистане близ провинции Нангархар, применили самую мощную не ядерную бомбу, которая состоит на вооружении в американской армии - GBU-43. Итогом операции стало полное уничтожение развитой сети подземных коммуникаций в одной из гор. После попадания 9,5 тонного снаряда взрыв от которого оценивается в 11 тонн тротилового эквивалента, объект был уничтожен.


Во-вторых, удаление центра от Ямантау не позволит первому лицу государства экстренно попасть внутрь убежища. Как минимум, нужно будет потратить два часа, чтобы долететь от Москвы до Южного Урала, к тому же принять президентский борт сможет ближайший к объекту аэропорт в г. Магнитогорске от которого нужно будет пролететь на вертолете еще 20-30 минут. В условиях, когда о внезапном (!) ядерном ударе становится известно максимум за полчаса эвакуировать Президента через полстраны, кажется не совсем рациональной идеей. Даже ставка Сталина, на случай если бы немцы заняли Москву, располагалась в Самаре, что намного ближе к центру нежели Ямантау. К тому же, нужно понимать, что убежище первых лиц государства должно быть секретным, а не популярным настолько, что даже в американской газете публикуют заметку о «тайном» убежище. Ведь какой смысл в таком бункере, если в случае конфликта данный объект станет одной из первых и важнейших целей наших «заокеанских партнеров».

В-третьих, расположение горы сложно назвать удачным в плане организации массовой эвакуации. Так как в случае начала ввода экстренных мер, помимо Президента, в бункер должны войти множество других специалистов вместе со своими близкими. Доставка воздушным путем вряд ли будет носить массовый характер, так что большая часть должна будет проследовать в убежище наземным транспортом.

Участок трассы "Тещин язык"

И вновь мы встречаем неразрешимые сложности. На территорию Ямантау можно добраться лишь по единственной двух полосной дороге, периодически переходящей в серпантин. Думаю, что не нужно лишний раз объяснять, что в случае резкого увеличения дорожного трафика данный участок трассы будет попросту заблокирован автомобилями из-за возникшего затора и организация доставки ценных специалистов окажется под угрозой срыва. Что же касается ж\д ветки, то в настоящее время линия не функционирует и запустить ее в срочном порядке будет достаточно проблематично, так как на некоторых ее участках банально отсутствуют рельсы: непонятно является ли данное состояние линии очередной "стратегической хитростью" или же кто-то из местных жителей банально подсуетился сдав участок железнодорожного полотна в пункт приема черных металлов.

Железнодорожный узел к Ямантау сложно называть "обитаемым"

Конечно же, может быть существует какая-то альтернативная ЖД ветка к секретному объекту, но так как о подобных элементах транспортной инфраструктуры ничего неизвестно, то и ссылаться на данный вариант, как на способ решения транспортного вопроса не следует.


Так какова же истинная цель и предназначение объекта под Ямантау? Разумеется, что точного ответа мы не узнаем, но очевидно, что вряд ли здесь должен укрыться Президент России. Впрочем, альтернативных версий тоже хватает, к примеру, существует предположение, что данный объект используется в качестве одного из центров оперативного управления системой автоматического запуска ядерных ракет, в рамках проекта ответного удара - «Периметр» («Мертвая рука») . О том, что данный объект мог являться частью секретной программы свидетельствует тот факт, что близ горы до 1994 года располагалась войсковая часть, по всей видимости, относившаяся к РВСН, так как на ее территории любопытные туристы смогли обнаружить несколько затопленных ракетных шахт! Ныне от воинского подразделения осталось лишь несколько построек. Помимо сообщений от туристов в Интернете на разных форумах и в группах социальных сетей иногда проскальзывают сообщения от лица некогда служивших вблизи секретной горы солдат. В своих сообщениях бывшие военнослужащие делятся информацией об участии в постройке неких объектов, которые по их мнению походили на пусковые шахты.

По другой версии под горой располагается некий секретный НИИ либо площадка для длительного хранения чего-то взрывоопасного. При этом гора в данном случае - некий защитный экран и в случае возникновения внештатной ситуации массивная Ямантау погасит ударную волну.

Отвечая на вопрос обозначенный в заголовке данного материала, можно предположить, что все рассказы о "бункере Путина" внутри горы Ямантау это не более чем миф. Сама же гора, скорее всего, является частью оборонного комплекса, а так как данная территория по прежнему обременена статусом режимного объекта, то о точном предназначении самой "таинственной горы" Южного Урала мы вряд ли узнаем в ближайшем будущем.

На территории нашей Родины множество подобных объектов о большей части которых нам с вами - обывателям, попросту ничего неизвестно. C помощью засекреченных предприятий и элементов оборонной системы страны, государство обеспечивает нашу с вами безопасность. Так что и контроль за подобными объектами весьма серьезный, а любая попытка проникновения на действующие секретные и режимные предприятия любопытства ради может повлечь за собой не только административную ответственность, но и стать причиной трагической гибели любопытного сталкера, ведь, как известно, устав караульной службы допускает применение огнестрельного оружия в отношении нарушителей режима допуска на охраняемый объект.

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»
отсюда

А также рассказы об , и .

Сегодня мы поговорим об одной из самых интересных тайн России - базе Ямантау, которая скрыта под одноименной горой, на территории Южного Урала. Впервые о существовании секретной базы поведала миру газета The New York Times, она написала о сложном подземном комплексе в горах, к которому была подведена автомобильная и железная дорога. Несмотря на то, что официально существование базы так и не было подтверждено, невероятные слухи об этом секретном объекте продолжают приумножаться.

Для СМИ база Ямантау стала настоящей легендой. Одни из них повествуют о том, что в подземных туннелях хранится невероятный запас оружия и продовольствия, а другие считают, что под горой на Урале расположен правительственный бункер. Самое невероятное предположение свидетельствует о том, что под горой был основан невероятных масштабов подземный город, который рассчитан на проживание 300 000 человек. Какими бы смелыми и невероятными не казались предположения средств массовой информации, одно точно не подвергается сомнению – район горы Ямантау находится под особой охраной государства, помимо егерей там постоянно дежурят военные. Из-за этого многие туристы остерегаются посещать заповедную территорию, местные жители утверждают, что под особой охраной район находится еще со времен Холодной войны. Несмотря на то, что местность официально закрыта для туристов и тщательно патрулируется, некоторым любителям экстрима все же удается проникнуть на закрытую территорию. Главное правило, которого они рекомендуют придерживаться единомышленникам – никоим образом не выдавать своего присутствия.

Со всех сторон Ямантау окружен природной достопримечательностью – Южно-Уральским заказником. Основные пики горного массива – это Большой Ямантау, который является самой крупной вершиной Южного Урала, имеющей высоту 1640 м, и Малый Ямантау (1510 м).

Местные жители, давая имена географическим объектам, всегда вкладывали практический смысл в их название. Отсюда и Ямантау - "плохая гора", на заболоченных склонах которой нельзя было пасти стадо.

В 1979 году у подножия самой высокой горы Южного Урала начали строить закрытый город Уфа-105. Градообразующим предприятием являлось некое ФГУП «Управление строительства № 30», которое специализировалось в крупногабаритном подземном строительстве. Естественно, тогда никакой открытой информации о том, что происходило в этом городе, не было. Однако чуть позже, в начале 90-х, в прессу просочились слухи, что в горе Ямантау ведется строительство обширного подземного убежища на случай ядерной катастрофы. Собственно, эту байку рассказал бывший первый секретарь Башкирского рескома КПСС, который к тому времени уже находился на пенсии и терять ему было нечего, а поговорить с заезжими корреспондентами хотелось. Местные действующие власти все отрицали и объявили, что в горе обычный урановый рудник, а может, продуктовое хранилище Госрезерва. Все эти слухи угасли к концу 90-х, а уральские подземные строители разъехались из Уфы-105 (которая к тому времени стала Белорецком-16) по всей России и построили, в частности, такие заметные объекты, как Казанский и Челябинский метрополитены, а также автомобильный тоннель в Уфе.

Однако году в 2002-м стройка в Межгорье возродилась. Это можно было заключить хотя бы по тому, что в город вернулись люди, а в окрестностях Ямантау начали активно останавливать туристов и отправлять их подальше от горы. Многие конспираторы тут же заключили, что и Путин неспроста облюбовал горнолыжный курорт Абзаково по соседству с Ямантау, хотя особых горнолыжных достопримечательностей там отродясь не было. Дошли до того, что посчитали потенциальную емкость подземного бункера. Вышло, что горы хватит на то, чтобы в течение полугода там могли проживать около 300 человек. Так или иначе, но после 2007 года в Межгорье снова опустел. Вероятно, градообразующие подземные работы были завершены или снова заморожены. По свидетельствам очевидцев, подняться на вершину Ямантау сейчас можно только козьими тропами, в обход КПП на склонах. Что охраняют эти КПП, не известно никому.

Самые матерые конспираторы уверяют, что в Межгорье находится не просто супербункер или кнопка уничтожения всего, а мозг системы «мертвая рука». В начале 90-х в США писали, что в СССР установлена система датчиков, анализирующих радиационный фон, наличие или отсутствие радиосвязи и прочее. Если признаки того, что все умерли, налицо, центральный компьютер в автоматическом режиме принимает решение об ответной демонстрации «кузькиной матери». Потом пришли к выводу, что такая система все-таки невозможна.

16 апреля 1996 года The New York Times сообщила о загадочной военной
базе, строящейся в России: "В ходе секретного проекта, напоминающего о
жутких периодах "холодной войны", Россия занимается постройкой гигантского военного комплекса под землей в районе Уральских гор, как сообщают официальные лица на Западе и свидетели в России. К спрятанному внутри горы Ямантау в районе Белорецка на южном Урале огромному комплексу подходит железная дорога и автомагистраль. В работах задействованы тысячи рабочих".
Та же газета приводит слова российских официальных лиц. Каждый по-своему трактует назначение объекта: добыча руды, хранилище государственных ценностей, резерва пищевых продуктов или даже бункер для российского правительства на случай ядерной войны. Но однозначного ответа нет.
Судя по всему депутаты российского парламента знают об этой стройке очень мало. "Министерство обороны отказалось сообщить проинформирован ли парламент о деталях проекта, таких как его назначение и стоимость, отметив лишь, что предоставляется необходимая военная информа-
ция", - пишет "Нью-Йорк Таймс".

В ходе обсуждения природы этого объекта некий российский «внутренний источник» сообщил, что под Ямантау строят главный бункер так называемой системы «Периметр», дублирующей функции «ядерного чемоданчика». Это автоматическая ракетная система, которая способна нанести массированный удар по нападающей стороне в случае обрыва связи с Генштабом, когда «чемоданчик» и его владельцы, вероятнее всего, уничтожены. Причем активировать систему «Периметр» может не только президент РФ, но и любой человек, который окажется в тот момент в главном бункере. Российские генералы в ответ на эти слухи объявили, что не обязаны давать отчет о стратегических действиях России по обеспечению собственной безопасности.

Не смотря на закрытость доступа туристы ежегодно совершают восхождения на эту гору. Они как раз рассказывают, что с начала 2000-х годов меры по охране окрестностей Ямантау ужесточились.

«В районе спецобъекта Ямантау необходимо соблюдать осторожность, не шуметь, не разводить дымных костров и не выдавать своего присутствия каким-либо другим нехорошим способом. В противном случае рискуете познакомиться с бытом и традициями спецназа, подарить им отснятую пленку (деньги, нож, сигареты), охрипнуть, доказывая, что вы не шпион из Алабамы, и если в конце концов вас все-таки отпустят или передадут егерям, вы еще будете им искренне признательны», - делятся советами туристы.

Те, кто добрался до вершины Ямантау, говорят, что она представляет собой огромное каменистое плато, с небольшой грудой скалистых останцев в центре. «На вершине до начала 90-х гг. стояла военная часть, обслуживающая бетонированную вертолетную площадку и военное спецоборудование. После военных на вершине горы остались руины былых строений, лужи мазута и груды проржавевшего железа», - рассказывают очевидцы.

Видели туристы и шахты, уводящие вглубь горы. Но большая часть людей, побывавших на Ямантау, утверждает, что там, скорее всего, расположены урановые рудники. «Мы обнаружили там бассейновые секции, разделенные бетонными перегородками. Вероятнее всего, они предназначались для предтранспортировочного хранения урановой руды», - рассказывает один из туристов. «Впрочем, о том, что скрыто в недрах горы Ямантау, до конца не знают даже жители Межгорья, расположенного у подножья горы. Объект Ямантау имеет статус повышенной секретности - это факт, все остальное лишь домыслы и предположения», - считает другой.

Ещё одна распространенная версия – в Ямантау строят подземный город на тысячи человек, куда переедет руководство страны в случае Третьей Мировой войны. Город в горе рассчитан на одновременное проживание в нем 300 тысяч человек (для примера – в Магнитогорске проживает 400 тысяч человек, в Екатеринбурге – 1,5 млн.).

Идея «запасной» столицы давно существует в разных странах мира. В Южной Корее и Японии даже началось строительство городов-дублеров, соответственно, Сеула и Токио, куда руководство государств и крупнейших частных учреждений сможет быстро переехать в случае войны или природной катастрофы.

«В подземном комплексе, которые поделен на так называемые «дома», создана вся необходимая инфраструктура: подведены коммуникации, налажены системы жизнеобеспечения. Созданы все условия, чтобы как минимум полгода люди могли находиться в этом подземном городе, не выходя на поверхность», - рассказывает очевидец. По словам другого свидетеля, комплекс состоит из системы шахт диаметром 30 метров и общей длиной около 500 км.

Если отстраниться от теорий конспираторов стоит отметить, что в самой горе вряд ли что-то есть кроме технических шахт. Убежище может находится под горой, сам же горный массив выступает в качестве щита. Поэтому, делать какие-то расчеты о размере бункера исходя из объема горы, как это сделали в некоторых СМИ, лишено смысла.

Сама гора Ямантау не может рассматриваться в качестве бункера по причине того, что она не гарантирует безопасность от ядерного оружия. Несколько ударов в одну точку даже стандартными 100-150 К.т. боеголовками пробьют гору насквозь и обрушат тоннели под горой.

Вызывает некоторое недоумение чрезмерная удаленность Ямантау. В случае начала ядерной войны, основной удар будет нанесен внезапно за 10-20 минут. Успеть скрыться из столицы можно только через подземную сеть тоннелей или защищенный от последствий ядерного взрыва вертолет или самолет. А это слишком рискованно, поскольку первый удар вероятно уничтожит основную летную инфраструктуру страны. Действующих аэродромов в самом Межгорье или в соседнем Белорецке, чтобы принять даже небольшой самолет - нет, не говоря уже о президентском Ил-96-300. Поэтому, единственный вариант для выживания руководства страны - это тайные бункеры в Подмосковье или в соседних областях. Причем, основной упор именной на слово “тайные”, поскольку только секретность сможет уберечь руководство страны в случае полномасштабной ядерной войны.

Роль Ямантау как ковчега судного дня сомнительна, поскольку объект не имеет соответствующей транспортной инфраструктуры. Рядом с Ямантау проходит всего одна узкая и извилистая трасса Р316, изобилующая крутыми обрывами и мостами через горные реки. Заблокировать движение по всей трассе сможет всего одна фура, что случается даже в мирное время. Железная дорога, проложенная при Советском Союзе до самого Межгорья, сейчас заброшена. Во многих местах рельсы сняты, мосты находятся в полуразрушенном состоянии. Ближайшие аэропорты находятся в Уфе и Магнитогорске, поэтому основная надежда на автомобильную трассу. Однако, в случае чрезвычайных обстоятельств без поддержки инженерных войск, пропускная способность трассы упадет до нуля. Вспомните что бывает в крупных городах в час пик, когда на дороге ломается всего один автомобиль и помножьте это в сотни раз. С самой трассы до Ямантау теоретически можно дойти пешком, но в тайге ориентиры легко теряются, а зимой без специального снаряжения шансы дойти куда-то стремятся к нулю.

Объект под Ямантау имеет очень ограниченное военное прикрытие. Именно внутренние войска смогли бы обеспечить порядок при эвакуации, а инженерные части гарантировали бы проход техники даже при слабой транспортной инфраструктуре. ПВО смогла бы прикрыть гору на случай атаки с воздуха. Между тем, военные части, которые когда-то окружали этот объект, сейчас заброшены.

По материалам: orangesmile, akuaku, slavs.org, outdoor74, deadland

Маршрут: Мостик через речку Нарка - Ямантау - Мостик через речку Нарка

Участники: Андрей REW

Идея побывать на Б.Ямантау появилась почти два года назад, и только недавно её осуществил. Заранее изучал карты, маршруты и отзывы побывавших, подготовил точки для GPS … В итоге, когда оставалось несколько дней моего двухнедельного отпуска быстро в течение полудня собрался и …

1. Основная цель – побывать на Б.Ямантау.

2. Состав группы – я один:-)

3. Снаряжение – лёгкая палатка, карты (километровки), GPS с заложенными основными точками, налобный фонарик, рюкзак «Ермак» со станком, ну и естественно еда одежда спички аптечка …

4. Сложности – не попадаться двуногим зверям:-), сотовый не ловит там (по крайней мере МТС и БАШСЕЛ).

31.05.2007 автобусом в 9:00 с южного автовокзала Уфы еду до поворота на Межгорье, где и выхожу примерно 14:00. Далее иду прямо по трассе, останавливаю попутную девятку, дружелюбный водитель охотно подвез до мостика через речку (не доезжая горы 1171,9 м «Караташ» или «Медвежка» как назвал её водитель). Это примерно за 3 км до КП, далее есть риск попасться военным.

С трассы на восток в обход горы, сначала по проселку потом по карте и навигатору примерно на 1 км севернее урочища «Сатра» (покосы). Затем на северо-восток к перевалу между «медвежкой» (1171,9 м) и вершиной 1052 м, пересекаю ЛЭП – высоковольтку. Далее почти прямо по направлению на седловину между Бол. И Мал. Ямантау по северо-западному склону массива на котором расположены «Быковские поляны» (покосы). Попутно забираюсь на одну из вершинок-скалу высотой немного более 1000м (из спортивного интереса:-)). В итоге 31 мая около 22:00 я на одной из полян примерно в 2.5 км от вершины Б. Ямантау и примерно на таком же расстоянии от перевала между вершинами, высота немного более 900м.

Дальше идти сил нет, ставлю палатку, немного отлёживаюсь, ужин сухим пайком (разводить костер небезопасно и нет сил уже). Днём идти было очень жарко! К счастью постоянно встречались ручьи, родники, речки с чистейшей холодной водой, качество которой сомнений не вызывало:-). Ночью было холодно, пришлось надеть всё и дополнительно укрыться плёнкой:-) - оказалось терпимо.

Утром проснулся в 6:00, завтрак (сухой паёк), ёще раз сверяюсь с картой и решаю идти на легке, палатку и «лишнее» оставляю. Почти сразу начинаются каменные осыпи (курумы) и пробираться по камням пришлось почти весь путь. На склонах во многих местах еще лежал снег. До вершины добрался около 9:00. Холодно, ветер почти сдувает, вершина в тучах – видимость не более 20…30 метров.

Побыл около получаса, посмотрел надписи на камне прошлых посетителей, осмотрел остатки вертолетной площадки и отходы деятельности военных, пару воронок от взрывов с небольшими озерками чистой воды, пофоткал, поставил фотик на штатив снялся сам (для истории:-)) и собрался в обратный путь.

Около 11:00 был около палатки, обед (также сухим пайком) полчаса отдыха и собираюсь в обратный путь. Решаю обратно идти южнее через «Быковские поляны» проселком – идти оказалось намного легче. Посередине полян обнаружил пустой барак с и др. летние постройки с остатками деятельности военных (брошенные сапоги, 2-х ярусные койки, надписи в духе ДМБ …). После полян проселок «пошел» в ненужном направлении и перед «медвежкой» опять иду по навигатору и карте, сверяюсь с запомненными точками и треком.

К вечеру резко сменилась погода, сначала гроза и ливень, потом просто непрерывный дождь. К 21:00 1.06.2007 вышел обратно к трассе (мостик – начало маршрута), абсолютно мокрый, переоделся в относительно сухое, вышел на дорогу и пошёл обратно к Белорецкой трассе. Почти сразу тормознул москвич и в 22:00 уже был на остановке у поворота на Межгорье (опять повезло, дружелюбный водитель:-)). Минут через 40 (опять везение) остановился камаз, на которм и доехал до Уфы, дальше на такси и 2.06.2007 около 3:00 ночи я дома!

5. Результаты – основная цель достигнута + масса впечатлений которых хватит надолго, общий путь от трассы до трассы пешком составил около 60км, продолжительность в пределах 34 часов (не считая времени на автобусе и попутках).

6. Недочеты – теперь знаю, как пройти легче и проще (не намного но все же).

7. Отрицательные последствия - обнаружил дома, что приехал с клещем (пью йодантипирин, пока все ок), и мощные мозоли на ногах (обувь оказалась не лучшей для такого.

П.С. уже подумываю куда еще сходить:-) ? и ещё – медведей не видел, хотя все с кем общался на эту тему, ими пугали!

Наложенный на карту трек: