Испанские архитекторы 20 века. Архитектура Испании: характеристика стилей и знаменитые сооружения

© gettyimages.com

Испания известна не только корридой, хорошими пляжами, зажигательными женщинами, вкусной паэльей и сангрией. Испанская архитектура считается самой интересной в мире и действительно достойна восхищения. tochka.net расскажет, куда стоит ехать, чтобы увидеть интересные сооружения Испании.

  • Достопримечательности Испании - Sagrada Familia, Барселона

Адрес : Calle Mallorca, 401, 08013, находится возле станции метро Sagrada Familia (голубая линия L5 или фиолетовая L2)

Если театр начинается с вешалки, то знакомство с Барселоной - с главной улицы La Rambla и Собора Sagrada Familia. Самую грандиозную постройку великого Антонио Гауди уже увидели более 3 млн. туристов. Современные архитекторы все еще достраивают творение знаменитого испанца и планируют завершить в 2026 году. Возле церкви находится красивый парк с экзотическими растениями. Уличный актер возле Sagrada Familia украшен цветами. Сделай фото на память о цветущей Барселоне, и он подарит тебе камешек на счастье.

  • Достопримечательности Испании - Сasa mila la pedrera, Барселона

Адрес: Passeig de Gracia 92, параллельно с главной улицей La Rambla, на перекрестке улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gracia

Каза Мила а Педрера называют самым таинственным шедевром Гауди. У этого дома много названий - Каменоломня, Осиное гнездо или Мясной пирог. Ла Педрера считают вершиной современной архитектуры и называют самым совершенным проектом Гауди в гражданском строительстве. Продуманная система вентиляции позволила не использовать кондиционеры, здесь есть подземный гараж, а межкомнатные перегородки в каждой квартире можно перемещать по своему усмотрению. Кроме того, в Каза Мила нет никаких углов в их классическом виде. В Барселоне есть немало необычных зданий, спроектированных великим архитектором Антонио Гауди.

  • Достопримечательности Испании - The Torre Galatea Figueras, Фигерас

Адрес : Площадь Гала-Сальвадор Дали, 5, E-17600, Фигерас

История этого сюрреалистического здания с красным фасадом и гигантскими яйцами на крыше началась в 1974 году. Когда-то здесь стоял заброшенный театр, который разрушили во время гражданской войны в Испании. Местная легенда гласит, что мэр города увлекался творениями Сальвадора Дали и как-то попросил его подарить картину городской администрации. Сальвадор глубоко растрогался и решил основать целый музей. Великий художник принимал активное участие в строительстве и проектировании сооружения. А такая необычная архитектура здания объясняется такими же интересными взглядами художника. Дали считал, что хлеб и яйца - это самая полезная еда.

  • Достопримечательности Испании - Tenerife Concert Hall, Санта-Крус-де-Тенерифе, Канарские острова

Адрес: Avenida de la Constitución, 1, 38003, находится возле Марин-парка, рядом находятся башни-близнецы Торрес-де-Санта-Крус.

Космическое здание Концертного холла Тенерифе было построено в 2003 году одним из лучших архитекторов в мире Сантьяго Калатрава. Концертный холл считается самой красивой постройкой на всех Канарских островах. Полностью сделано из бетона, здание занимает 23 тыс. м². Одно из самых интересных ее частей - крыша. Она имеет форму волны, поднимается над основным залом на 58 метров, затем изгибается вниз и сужается. Снаружи имеются две террасы: с Atlantic Terrace открывается невероятный вид на океан, а с City Terrace можно любоваться видами города. Основной зал "Симфония" занимает 6 471 м² и имеет 1616 посадочных мест. Зал оборудован органом.

  • Достопримечательности Испании - Edificio Mirador, Мадрид

A post shared by Architecture from the world (@archifromtheworld) on Jan 30, 2017 at 2:19am PST

Адрес: Princesa de Éboli, 13-21, станция метро Antonio Saura

Это здание называют дом-панорама. Кажется, что во время проектирования необычного здания архитектор вдохновлялся конструкторами "Лего" из детства. Такую интересную смесь цветов и форм разработало голландское Архитекторское бюро MVRDV. Здание в форме прямоугольника достигает 63,4 м в высоту. На высоте 36,8 м по центру находится большая дыра. Причудливое отверстие служит смотровой площадкой, здесь находится также мини-сад. Эти приманки доступны для общего пользования. Вся постройка разделена на 9 частей, каждая из которых выделяется отдельной текстурой, цветом и материалом. Также каждый из этих блоков имеет свое планирование и различные типы квартир.

  • Достопримечательности Испании - Torres KIO, Мадрид

Адрес: площадь de Castilla, 28046

Офис компании Torres KIO больше известен под названием Врата в Европу. Это вторые высокие башни-близнецы в Испании после Torres de Santa Cruz в Санта-Круз-де-Тенерифе. Стеклянные башни Torres KIO насчитывают 26 этажей. Высота каждой из башен 115 метров, с наклоном 15°, они являются первопроходцами в области строительства наклонных высотных зданий. Западная башня имеет вертолетную площадку на крыше, раскрашенную в синий цвет, на восточной башне находится вертолетная площадка красного цвета. В 1995 году как раз в одной из башен Torres KIO снимали фильм "День зверя"

  • Достопримечательности Испании - Guggenheim Museum, Бильбао

A post shared by fidiwik (@fidiwik) on Apr 26, 2017 at 4:44am PDT

Адрес: Avenida Abandoibarra, 2, 48001. Поблизости находится автобусная остановка Euskotran, станция метро Moyúa.

Музей современного искусства в Бильбао поразит своим дизайном. Здание находится на берегу реки Нервьон и является филиалом музея современного искусства Соломона Гуггенхайма (американского мецената). Музей был построен по проекту американо-канадского архитектора Фрэнка Гери. Уникальная здание из стекла, известняка и титана стало самым зрелищным сооружением мира в стиле деконструктивизма. Своими абстрактными формами здание напоминает футуристический корабль, символизирующий путешествия. Часто музей Гуггенхайма сравнивают с самолетом, суперменом, птицей или цветущей розой. В музее представлены выставки испанских художников и художников из-за границы. Также здесь часто можно увидеть экспонаты из постоянной коллекции музеев Гуггенхайма в других странах.

Строгие готические соборы, роскошные постройки эпохи Ренессанса и Барокко… Во многих городах широко представлен каталонский модерн. В частности, это неповторимые творения гениального Антонио Гауди-и-Корнета, в которых переплетаются сразу несколько архитектурных стилей - от романского до платереско: вспомните хотя бы церковь Сограда-де-Фамилия в Барселоне.

В архитектурном облике крепостей и замков, церквей и соборов, всевозможных исторических зданий и жилых домов, которые расположены в старинных городах, объявленных ЮНЕСКО Достоянием Человечества, отражаются самые разные, порой, весьма необычные варианты творческого самовыражения их создателей.

Древнеримская архитектура хорошо представлена в Таррагоне. Это первый римский город на испанской земле, древняя столица Каталонии, второй по значению порт. Здесь сохранились крепостная стена III в. до н.э., амфитеатр для гладиаторских боев, цирк, арка Бера, остатки башни Сципиона, христианский Некрополь, акведук Чертов мост и кафедральный собор Santa Maria.

В своих строениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь и величие империи. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры , к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Позже, в Средние века появился Романский стиль - пра- пра- (и так далее) правнук древнеримской архитектуры .

Ренессанс или Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI вв.

Характерная черта этой эпохи - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястров и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходят полукруглые арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

В каждом из тринадцати городов ЮНЕСКО есть знания, выстроенные в стиле ренессанс. В Алькале де Энарес, например, это - некоторые части крепостной стены, монастыри Мадре-де-Дьос и Сан-Бернардо, дом-музей Мигеля Сервантеса, старейший открытый театр и другие.

Мудехар - особая форма зодчества, сложившаяся в результате смешения мавританских форм с композиционными приёмами готики и ренессанса. В XV и XVI вв. этот стиль создали Мудехары (исп. Mudéjar, от арабского «мудаджан» - прирученный, домашний) - мусульманский народ, который оставался на территории Пиренейского полуострова, отвоёванного испанскими государствами в ходе Реконкисты. Первоначально Мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. С падением в 1492 г. эмирата Гранады их насильственно стали обращать в христианство: с этого времени они известны как мориски.

Для построек стиля Мудехар характерны узорчатая кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане звезду, потолки артесонадо (деревянные наборные потолки с кессонами, часто украшенные резьбой и росписью), богатый декор из цветных изразцов и резьбы по алебастру и стуку. Один из главнейших памятников этого стиля - башни с кирпичными бордюрами, которые находятся на самой знаменитой в Испании гранитной крепостной стене Авилы.

Готический стиль возник между романским и ренессансным периодами и охватил почти все области средневековой культуры . Он зародился на севере Франции и позже распространился на территорию Испании и других стран Европы XII -XV вв.

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII в. Ее развитие было неравномерным в связи с территориальной раздробленностью страны , влиянием отдельных региональных традиций и воздействием арабского искусства. В основном стиль проявился в храмовом зодчестве, светская же архитектура сохраняла верность мавританской традиции. Ряд готических приемов привнесли цистерцианцы (католический монашеский орден): форма ребер свода, арок и использование стрельчатых арок, Была и мавританская трактовка готики, в которой своды опираются на крестообразно расположенные арки, между ними размещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, расположенном на месте мечети, колокольней служит бывший минарет.

Собор Авилы в архитектуре восточного фасада содержит элементы, восходящие, скорее всего к французской готике. Собор в Куэнке также имеет ярко выраженный готический характер: лепнина, высокие шестиугольные своды, лиственный орнамент на капителях. Одной из первых испанских церквей, повторяющих архитектуру готических соборов Франции, стал собор Толедо (1226 г.).

Уже позже стал складываться самостоятельный вид испанской готики, главное отличие которого от классического европейского - преломление стилем исабелино традиций мавританской архитектуры и стиля мудехар с использованием базы достижений поздней готики. Исабелино (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») - направление готической архитектуры , возникшее в Испании в XV-XVI вв., во времена правления королевы Изабеллы Кастильской (1474-1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»). Яркие примеры этого стиля - монастыри Сан Хуан де лос Рейес в Толедо и Сан-Томе в Авиле.

Платереско. В конце XV в., появился сугубо испанский архитектурный стиль, который впитал в себя французскую готику, итальянское Возрождение, всевозможные мавританские орнаменты и отличался исключительно нарядной каменной резьбой. Он получил название «платереско» (ювелирный), и отличается множеством тончайших архитектурных узоров, крайне детализированных по формам и имеющих плоскостный, ковровый характер.

Не затрагивая конструкции зданий в целом, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее - и на ренессансные формы. В раннем платереско совмещены мотивы готики и мудехара; в поздний платереско (начиная с первой половины XVI в.) входит много орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны…), а также ордерных элементов, которые вносят упорядоченность, но не нарушают общего впечатления живописности.

Мастера платереско создавали огромные каменные картины на стенах. В стиле платереско делали и предметы прикладного искусства. Наиболее сохранившиеся из них - золотые дарохранительницы для религиозных реликвий в форме башенок, которые можно увидеть в соборах Сантьяго-де-Компостела, Севильи и Толедо. Их создали представители семьи Гарфе.

Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый»; порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы»; есть и другие варианты происхождения этого слова) - характеристика европейской культуры XVII—XVIII вв. Барокко как архитектурный стиль широко использовался Контрреформацией в храмовом зодчестве и выделялся особой пышностью. Однако он получил распространение в странах не только католических, но и протестантских и православных. Барокко отличают масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, волюты (кованые элементы орнамента), большое число раскреповок (небольших выступов или изломом линии фасада), лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры, сложные купола (часто многоярусные), а также теламоны (атланты), кариатиды и маскароны.

В испанской архитектуре барокко имел свою интерпретацию. Стиль чурригереско названный по имени испанского архитектора Хосе Бенито де Чурригера и его братьев, проявлялся в декоративном оформлении фасадов и интерьеров и представлял собой развитие принципов барокко в духе повышенной эмоциональности, причудливых архитектурных форм, дробных и хаотичных элементах пластического декора. В Саламанке, например, недалеко от университета рядом стоят два, связанных между собой храма: Новый собор (Кафедраль Нуэва) и Старый собор (Кафедраль Бьеха). В их строительстве принимали участие сами братья Чурригера.

Использовались материалы из Большой советской энциклопедии, Википедии, журнала «Турбизнес».
Александра ХМЕЛЕВА

Испания - страна конкистадоров и мореплавателей, торговцев и путешественников, пиратов и красивых женщин, изысканных блюд и живописной архитектуры. В испанском королевстве на всём протяжении его существования гремели революции, свергалась диктаторская власть, уничтожался послевоенный режим. Люди возвращались к мирной жизни и возрождали памятники исторических времён. Художники кропили полотна, а мастера ваяли здания и исполинские монументы. Испания жила по известным только ей неписаным законам и до сих пор существует в прекрасном и незаурядном исполнении как реликтовая цивилизация.

Архитектура Испании - культурная ценность мира

Пожалуй, к архитектуре такой прекрасной страны, как Испания, стоит относиться со всем почтением. Это непредсказуемый и фантастический мир, окружённый с разных сторон высотными хребтами Пиренеев и Кантабрии, а также иберийских и каталонских гор с примыкающими к ним Канарскими островами. На всём протяжении этих природных скрижалей и находится гордое королевство испанского народа. Башенки дворцов и музеев, колонны амфитеатров, статуи римских богов и героев древнегреческой Эллады. Ажурные дома и мозаичные палисадники, аллеи и фонтаны, парки и галереи. Соборы и мечети, памятники европейских и исламских стилей, незабываемые сооружения, покоряющие сказочностью и неповторимостью. Архитектура Испании потрясает своим великолепием, несмотря на скромные размеры атлантического государства.

Стиль испанских предков

Побывав в этом райском уголке, притягивающим миллионы туристов, всю жизнь будешь вспоминать возникшие волнующие ощущения от пережитых красот. Стили архитектуры в Испании поражают глубиной вдохновения и уникальностью творения. Множество построек времён Рима сооружены из прочного кирпича, до сих пор шлифуемого ветрами историй. Мудехар - так называется стиль архитектуры, созданный из этого благородного материала. Он вобрал в себя рукотворство и интеллект европейских, еврейских и мавританских мастеров. Также в кирпичных кладках присутствуют стили готический и барокко, возникшие в начале 17-18 веков. А в 19-20 столетиях зародился модерн - образ школы искусства талантливого зодчего Антонио Гауди. Многие работы включены во всемирное наследие ЮНЕСКО. Это такие экспонаты, как парк с замком, возведённые по заказу каталонского промышленника и политического деятеля Эусеби Гуэля и названные в его честь, дом Висенса, поместье Бальо и церковь Святого Семейства в Барселоне. На закате 19 века в моду вошёл облицовочный стиль Неомудехар, в эксклюзиве которого преобладала выделка арок, куполов и стен мозаикой и цветолепной глиняной плиткой.

Памятники Испании как ожившее наследие Каталонии

Многообразие и величие памятников культуры и наследия, которыми пышут испанские плато горной страны, зачаровывают и окунают в далёкие вехи былин и преданий. Начиная с руин римских переселенцев Ла Льоса, можно проделать сногсшибательную экскурсию по территориям и весям. Это прекрасные Испании, такие как:

  • Укреп-стена, начинающаяся у храма святой Марии и протягивающаяся до площади Каталонии.
  • Осадные стены и ворота Алькудии;
  • Архитектурные руины Баэло Клаудиа и Ла Льоса.
  • Башни Тавира и Торре-дель-Оро, Torre Vella и Альменарас, Санта-Крус-де-Тенерифе и крепость Мавров.
  • Мосты Алькантара, Марии-Кристины, Субисури и железный Pont De Ferro;
  • Ворота Солнца и Хереса, Пуэрта-де-Тьерра и Алькудии.
  • Фонтаны водяного лабиринта, светящиеся и фееричные.
  • Пьедесталы Колумбу, Дон Жуану, медно-бронзовый памятник «Победа».
  • Некрополи и театры, муниципалитеты и госпитали, дворцы и истуканы.

А также много других раритетов культурного общества всех времён собраны в одном удивительном королевстве. Она рассказывают о прошлых событиях и будоражит при прикосновении к ней, заставляет погрузиться полностью в роскошные сотворённые причуды, и имя ей - архитектура Испании. Фото раритетов этой очаровательной искусительницы переполняют альбомы не только знатоков, но и любителей-завсегдатаев, любящих возвращаться вновь и вновь к наследиям Каталонии.

Мавританский стиль как чудо Золотого века

В Средние века на восходе VIII-го столетия в испанском графстве зародился уникальный происхождения. В его основу легли исламская и испанская кисти зодчих. Такое совокупление архитектуры было привнесено становлением арабского просвещения на пиренейском полуострове. Главным событием культуры явилось строительство в 784 году Мескиты - католического римского собора. В последующие годы эти элементы и дизайн совершенствовались и насыщались диковинным декором творцов. Это наличники резные и арки с ажурными переплётами, стены и башни дворцов, выполненные в виде зубьев и ромбов. На кирпичные остовы накладывались резные кружева, металлическая майолика и дроблёная плинфа. Крыши башен стали обрамлять восьмиконечные звёзды.

В продолжение о Мавритании и соборах

В книге ЮНЕСКО взяты под охрану такие конструкции, как королевские алькасары (замки) Альфонса 11-го и Севильи, собор святой Марии и приход Сантьяго-дель-Аррабаль, выполненные в непревзойдённом мавританском стиле. Тронные залы палат обрамлялись позолотой и инкрустацией, а колонны и постаменты - фигурной резьбой и лепкой со встроенными в них элементами декора. Чудо-стиль вмешался в художественные деяния эпох и смешал готические и романские традиции с новым всепоглощающим направлением. Мавританская архитектура Испании расчертила своей росписью причудливые каталоги и воплотила исторические замыслы человечества.

Стиль барокко как музейная драгоценность Испании

Значимую лепту в музейные скрижали привнёс стиль барокко Испании. Архитектура этого произведения богата декорациями фасадов жилищ, оранжерей и святых домов. Свой путь барокко начинает со второй половины 17 века и вихрем врывается в восемнадцатый. Вершителями столь грациозного стиля были немногие мастера, но те, кто отдал дань уважения ему, стали, по сути, «олигархами» данной рукописи. Такими зачинщиками и виртуозами своего дела явились братья Чурригера. Пятеро - Хоаким, Мигуэль, Альберто, Мануель и Хосе Бенито - облагородили красотой барокко большую часть Испании.

Испанские архитектурные скрижали 17-го века

Вообще архитектура Испании 17 века начинает поражать своей раскрепощённостью и роскошью. Религиозная скульптура появляется в стране вместе с народными традициями, укрепляя и образуя их. Сурбаран Франсиско - деревянный зодчий, выполняющий первые абстракционные работы по пластике с элементами мистицизма. Наиболее материальными творениями художника стали: «Натюрморт с лимонами и апельсинами» - 1633 г., «Мадонна в отрочестве» - 1660 г., «Натюрморт ваз и чашек» - 1640 г. Семнадцатый век полон драматических эпизодов в искусстве и контрреформационных настроений в обществе. В этот сложный период выразительно развилась реалистичная форма этюдного сложения.

Что 19 век нам приготовил, или Гламурная Испания

В 19 веке русло совершенства перетекло в эпоху готики и модерна. Начали возводиться каркасные скелеты зданий из железобетонных конструкций. Отделка велась из камня и кованой стали, стекла и фанеры. Также применялись твёрдые породы глины, асбест и изразцы. Архитектура Испании 19 века расширила свои границы, внедрившись в будущее скульптур и сооружений более прочными и совершенными основами. Предпринимать и строить теперь можно было свободно из любых подручных материалов. Пластичность и стойкость масс, динамика и художественные эффекты росписи, правильные геометрические контуры - главная черта архитектурных изваяний и декоративной отделки девятнадцатого века.

О, сколько там открытий чудных!

В лазурной стране испанских предков задействовано превеликое множество архитектурных достопримечательностей и стилевых открытий. Перечислить их все не представится возможным из-за обилия таковых. Архитектура Испании насчитывает тысячи памятных мемориалов и сооружений. Перечислим главные и значимые творения рук именитых людей:

  1. Храмы готического стиля - Алькасар, Бургас и Севилья, Толедо и Таррагон.
  2. Замки и дворцы - Рахаделя и Аргимона, Виласара и Медиона, Мантаплана и Манресана, Аренч де Эмпорда и Монтсори, а также сотни каменно-лепных творений.
  3. Каталонский национальный музей с готическим кварталом и монастырём Монтсеррата, парки Гуэля и Цитадели.
  4. Дома Кальвета, Мила, Винсенса и капелла фамильной саграды.

Такими изысками может похвастать не каждая мировая империя. То, что вложено в Испанию, это все заслуга когда-то обитавших здесь редких кустарей и спецов.

Творцы культуры

Архитектура возрождения в Испании начинается ещё далеко до 711 года, когда королевство ознаменовалось заселением мусульман. В пиренейских землях были найдены архитектурные строения древних цивилизаций доримской эпохи. Ими значились представители племён, называемых кантабрами, кельтиберами и иберами. После древней эры в пришли неподражаемые вдохновители и деятели, такие как: Гауди Антонио и Хуан де Вильянуэва, Хосе Асебильо и Висенте Асеро, и Хуан Гомес де Мора, Педро Мачука и Рафаэль Монео, Дамиан Формент и Хосе Бенито Чурригера, Мануэль Нуньес-Яновский и Хоакин Рукоба. А также десятки феноменальных творцов разных поколений. Всеми ими была проделана трудоёмкая работа по расцвету и созиданию испанских территорий. Благодаря таким архитекторам, скульпторам, каменотёсам и остальным рукодельным мастерам Испания стала зеницей Божьей и сердцем культурного мира.

Ваять изящество - не катакомбы рыть

Теперь мы знаем, как зачиналась и какой путь проделала архитектура Испании, прежде чем достичь высот бесценной презумпции обожания. Сколько умов и рук трудилось над великой испанской просвещённостью, чтобы сотворить невиданное. То изящество, которое передастся детям, внукам и правнукам и дальше по родословной ветви древа. Даже для того, чтобы катакомбы строить, нужны умение и смекалка. А уж создавать бессмертные творения - тем более. Ведь в каждую деталь вложена душа отдельного зодчего, каждую из них он ублажал своим дыханием и терпением, тепло гладил вдоль и поперёк и бережно вставлял на место. Поездка в Испанию будет лучшим подтверждением того. И лучше увидеть всё на самом деле своими глазами и привезти кусочек благородного воспоминания оттуда, где увлекательные высоты мостов и огромные холлы храмов и музеев подарят истинное наслаждение на всю оставшуюся жизнь.

Талантливый фотограф Марк из Испании снимает архитектурные достопримечательности, а затем обрабатывает снимки при помощи технологии HDRI.

Предлагаем вам совершить небольшое виртуальное путешествие в эту красивую страну.

Кафедральный собор в городе Куэнка , Испания:

Кафедральный собор Альмудена в Мадриде:



Висячие дома (Casas Colgadas) в городе Куэнка, Испания. Это тщательно отреставрированные знаменитые строения XIV века, в которых сейчас находятся Музей Абстрактного Искусства и ресторан:

Площадь Майор - главная достопримечательность города Саламанка. Единство замысла и исполнения сделали Площадь Майор одной из самых замечательных площадей Испании, а также превосходным местом для проведения различных торжественных церемоний.

Хрустальный дворец Crystal Palace в крупнейшем и известнейшем парке Ретиро в Мадриде:


Кафедральный собор испанского города Кадис. Является одним из самых больших в Испании, он выполнен в стиле барокко и неоклассицизма:

Базилика Сан-Винсенте (Basilica de San Vicente):

Главная площадь в Вальядолиде. Город Вальядолид в XVI -XVII вв. был столицей Испании. Сейчас это большой промышленный город на берегу реки Писуэрги:

Кафедральный собор Ла-Сео в испанском городе Сарагоса:

Собор Богоматери с Колонной в Сарагосе, посвященный Деве Марии, покровительнице Испании:

Барселона – город вечных улыбок, солнца и неповторимой архитектуры. Достопримечательности Антонио Гауди – отдельная глава в бесконечном списке мест, обязательных к посещению в столице Каталонии и мы в своей статье с ними познакомим.

Биография Антонио Гауди

Знаменитый каталонский архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился в 1852 году в семье кузнеца в небольшом городке Реусе, Каталония. Продолжая семейное дело, отец будущего архитектора промышлял ковкой и чеканкой по меди и с малых лет прививал сыну чувство прекрасного, занимаясь с ним рисованием и изображением зданий.

Антонио рос смышленым мальчиком, которому без особых усилий давались успехи в школе. Самым любимым его предметом была геометрия. Еще в школьные годы молодой человек начал задумываться о своем предназначении и чувствовал, что его жизнь будет так или иначе связана с искусством. Однажды, во время школьного спектакля, Антонио попробовал себя в роли театрального художника и именно тогда понял, чему хочет посвятить свою жизнь – «живописи по камню», которая в последующих поколениях будет описываться как архитектура Гауди.

После окончания школы Гауди отправился в город, который сейчас уже невозможно представить без творений каталонского гения, – Барселону.


Архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет – создатель самых значимых достопримечательностей, которыми гордится Каталония

Поступив здесь в архитектурное бюро на начальную позицию, молодой человек не оставляет мечты когда-нибудь начать работу над собственным проектом и построить свое здание.

После четырех лет жизни и работы в столице Каталонии, Гауди наконец поступает в Провинциальную школу архитектуры, где с отчаянным рвением берется за учебу. Уже с первого курса преподаватели отмечают Антонио, замечая как его талант, так и поразительное упрямство, нестандартное видение и дерзость. Об этих качествах говорит даже ректор учебного заведения, вручая 26-летнему Гауди диплом архитектора.

Уже на последних курсах амбициозный каталонец работал над серьезными проектами и до конца жизни не оставлял свое дело. Летом 1926 года в Барселоне знаменитый арзитектор был сбит трамваем по пути в церковь. Приняв художника за бездомного, свидетели происшествия отправили его в больницу для нищих. Только через день в измученном старике признали знаменитого зодчего, однако состояние его на тот момент ухудшилось, и вскоре он умер.

Стиль

С момента выпуска из школы архитектуры начинаются художественные поиски Антонио. Поначалу он обращается к неоготическому стилю, бывшему тогда популярным на юге Европы, затем сменяет курс на более камерные модерн, «псевдобарокко» и готику. Достопримечательности Антонио Гауди практически все, а их 17, расположены в Каталонии.

Впоследствии каждое из этих направлений наложит свой отпечаток на работы Гауди. Однако охарактеризовать лишь одним течением стиль Гауди не получится: с первых самостоятельных построек художника становится ясно, что их создатель – человек вне правил и времени. За ним навсегда закрепилось такое понятие как “декор Гауди”, стиль которого узнаваем всегда и везде.

Плавные линии и непривычное построение пространства можно условно отнести к модерну, который то приближается, то отдаляется от неоготики.

Постройки

Фонтан на площади Каталонии – Fuente en la Plaza de Cataluña

(каталонское название – Font a la Plaça de Catalunya)


Фонтан на площади Каталонии считается первой самостоятельной работой Антонио Гауди

Первой самостоятельной работой Антонио признан фонтан на центральной площади Барселоны – площади Каталонии, спроектированный и построенный в 1877 году. Сейчас полюбоваться им может каждый гость столицы Каталонии, придя на главную площадь города.

Вход свободный.

Адрес: Plaça de Catalunya.

Как добраться: на метро, ближайшие станции – Catalunya и Passeig de Gracia.

Рабочий кооператив Матаронина

(испанское и каталонское названия идентичны: Cooperativa Obrera Mataronense)

Первое здание, построенное Гауди самостоятельно, находится недалеко от Барселоны, в городе Матаро. Заказ на проектировку кооператива начинающий архитектор получил в 1878 году, и работал над ним около четырех лет. Изначально в составе комплекса планировалось построить также жилые дома, казино и прочие побочные здания, однако в конечном итоге были завершены только фабрика и служебные здания.


Рабочий кооператив Матаронина, здание которого проектировалось гением архитектуры

Сейчас доступ к зданию открыт, и посмотреть на него может каждый, однако интерес оно может представлять только истинным поклонникам и исследователям истории архитектора. Ведь кооператив, хоть и неизбежно напоминает о своем создателе каждой деталью, не представляет такой художественной ценности, как остальные здания гения.

Сейчас здание используется как выставочная площадка.

Часы работы:

  • С 15 июля по 15 сентября – с 18:00 до 21:00, понедельник выходной.

Все остальные месяцы:


Вход свободный.

Адрес: Матаро, Carrer Cooperativa 47.

Как добраться:

  • на поезде с вокзала Barcelons Stants до станции Mataro;
  • на автобусе с остановки Pl Tetuan до Rda. Alfons XII – Camí Ral (останавливается в 3 минутах ходьбы до Рабочего кооператива);
  • на автомобиле – ехать вдоль побережья на север, дорога займет не более получаса.

Дом Висенс

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Vicens)


Дом Висенса – судьбоносное детище великого архитектора. Благодаря его смелому дизайну, на Антонио обратил внимание его будущий покровитель меценат Эусебио Гуэль

В 1883-1885 года Гауди проектирует здание, во многом определившее его судьбу. Фабрикант Мануэль Висенс заказывает у архитектора, только-только получившего диплом, проект летней резиденции для своей семьи. Молодой художник решает построить здание из необработанного камня и разноцветных керамических плиток.

Само по себе здание представляет собой практически идеальный четырехугольник, однако простоту формы преобразовал с помощью декоративных элементов. Обратившись к востоку, он оформляет здание в стиле мудехар. Здесь ему помогает и цветная плитка (на которой специализируется заказчик дома), и смелое решение выложить ее в шахматном порядке.


Интерьер дома Висенс внутри

Внимание к мельчайшим деталям и желание выдержать свое произведение в едином стиле уже тогда определились как отличительная черта Антонио Гауди.

В 2005 году постройку внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Именно после постройки Дома Висенс Антонио Гауди заметил меценат Эусебио Гуэль, ставший потом главным заказчиком и покровителем молодого архитектора.

Частное здание, закрыто для посещений до 2017 года. В октябре 2017 года произойдет открытие дома для экскурсий.

Адрес: Carrer de les Carolines, 22-24.

Как добраться: на метро до станции Fontana (L3).

Эль Каприччо

(испанское и каталонское названия идентичны: Capricho de Gaudí)


Летний особняк маркиза Масимо Диас де Киххано, созданный гением архитектуры, до сих пор поражает своей оригинальностью и неповторимостью

Следующее строение каталонский гений строит по заказу маркиза Масимо Диас де Киххано, состоявшего в дальнем родстве с другом архитектора Гуэлем. Причудливый летний особняк был создан в 1883-1885 годах в городке Комильяс и до сих пор входит в число его главных достопримечательностей. Сейчас здание открыто для посещений.

Часы работы: 10:30-17:30, с часовым перерывом с 14:00 до 15:00.

Стоимость билета – 5 €.

Адрес: Комильяс, Barrio Sobrellano.

Как добраться: из Барселоны быстрее всего будет долететь на самолете до города Santander (аэропрт SDR) и оттуда на автобусе до города Комильяс (остановка Comilias находится в пяти минутах ходьбы от Эль Каприччо).

Павильон усадьбы Гуэля – Pabellones Güell

(каталонское название – Pavellons G ü ell )


Красивый и уникальный по своему дизайну павильон усадьбы Гуэля – еще одна работа Гауди

Первый заказ, поступивший Гауди непосредственно от Гуэля, – проект комплекса из двух павильонов и ворот, которые предполагались как главный вход в загородную усадьбу магната. Изначально в комплекс входили также дом привратника и конюшни, однако они не дожили до нашего времени.

Павильон находится в Барселоне, недалеко от станции метро Palau Reial на линии L3, и посетить ее можно, купив билет за 6 €.

Адрес: 7, Av. Pedralbes.

Как добраться: на метро до станции Palau Reial (L3).

Саграда Фамилья – Templo Expiatorio de la Sagrada Familia

(каталонское название – Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Началом строительства самого известного долгостроя считают 19 марта 1882 года. Именно тогда заложили первый камень в фундамент Искупительного Храма Святого Семейства. Базилика начинала строиться под предводительством именитого в то время испанского архитектора Франсиско дель Вильяра. Спустя год он покинул проект из-за разногласий с церковным советом, и продолжать строительство было поручено молодому Гауди.

Возведению Храма Святого Семейства Антонио Гауди посвятит 42 года своей жизни, неустанно совершенствуя проект, дополняя его новыми деталями и постепенно видоизменяя замысел. Каждую новую колонну, статую или часть барельефа художник наполнял символизмом и сакральным значением, будучи истинным христианином.

Принципиальным его нововведением стали 18 остроконечных башен, каждая из которых имела особое значение. Центральная и самая высокая среди них (не достроенная до сих пор) посвящена Христу.


Фасад Рождества

Три фасада здания также несут священную смысловую нагрузку, которая выражается скульптурами и изображениями на нем. Главный фасад посвящен Рождеству, другие два – Страстям Христовым и Воскресению. Согласно правительству Испании, строительство храма завершится ориентировочно в 2026 году (что не точно), однако уже сейчас обязательно стоит посетить храм Святого Семейства Антонио Гауди, оказавшись в столице Каталонии. Здание числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подробнее познакомиться с гениальным творение Гауди – можно в отдельной статье по ссылке.


Искупительный храм Святого Семейства является уникальным творением каталонского архитектора Антонио Гауди. Храм стал символом не только Барселоны, но и всей Испании в целом

Часы работы:

  • ноябрь-февраль – 9:00-18:00;
  • март и октябрь – 9:00-19:00;
  • с апреля по сентябрь – 9:00-20:00.

Цена самого простого входного билета – от 17 €.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: до станции метро Sagrada Familia (L2 и L5).

Дворец Гуэля – Palacio Güell

( каталонское название – Palau G ü ell )


Дворец Гуэля не только привлекает внимание многочисленных туристов, но и по достоинству признан ЮНЕСКО

Жилой дом, построенный каталонским мастером по заказу друга и покровителя Гуэля, стал единственным его единственным зданием в Старом городе Барселоны. Дворец Гуэля Антонио Гауди строил пять лет и именно в это время сформировался его личный, ставший узнаваемым во всем мире, стиль. Нестандартный подход к декорированию фасада, обращение к византийским мотивам и статике венецианских палаццо – каждая линия здания громко заявляет о своем создателе.

На интерьеры дворца также стоит обратить внимание: причудливые камины, деревянные потолки, яркие витражи и огромные зеркала определенно стоят того, чтобы потратить на них время. Дворец Гуэля – очередная постройка Антонио Гауди, внесенная в список ЮНЕСКО.

Часы работы:

  • с 1 апреля по 30 сентября – 10:00-20:00;
  • С 1 октября по 31 марта – 10:00-17:30;
  • Пн и Вс – выходные.

Вход свободный.

Адрес: Carrer Nou de la Rambla.

Как добраться: на метро до станции Drassanes (L3).

Колледж Святой Терезы – Colegio Teresiano de Barcelona

(каталонское название Col·legi de les Teresianes )

В 1888 году Антонио Гауди берется за продолжение строительства Колледжа Святой Терезы. До сих пор неизвестно, кто из архитекторов того времени начал этот проект и почему он его не продолжил.

Работа над зданием оказалась непростой для архитектора, ведь ему постоянно приходилось согласовывать свои идеи с заказчиком и работать с довольно «скучным» материалом, стараясь не разбавлять его декоративными элементами. Неустанно споря с отцом Осси, который контролировал строительство, архитектор находил оправдания своим решениям в библейской символике.


Колледж Святой Терезы – еще одна популярная достопримечательность Барселоны

Благодаря настойчивости Гауди и его категорическому нежеланию придерживаться абсолютного аскетизма, здание колледжа получилось сдержанным, но не лишенным узнаваемых авторских черт. Форма здания была усложнена, по периметру крыши пущены декоративные арки, а фасад украшен уникальными элементами.

Попасть внутрь школы можно во время экскурсий, которые проводятся по выходным с 15:00 до 20:00.

Адрес: Carrer de Ganduxer, 85.

Как добраться: на автобусе 14, 16, 70, 72, 74 до остановки Tres Torres.

Епископский дворец в Астроге

(исп . Palacio Episcopal de Astorga, кат . Palau Episcopal d’Astorga)

Епископ города Астрога (провинция Леон) Жан Батиста Грау-и-Вальеспиноса был хорошим знаком не только с творчеством Антонио Гауди, но и с самим архитектором лично. Немудрено, что именно ему священник заказал проектирование своей новой резиденции. Ориентируясь на характерную для Леона готику, Гауди создал небольшой замок с узкими окнами, башнями и остроконечными крышами.


Епископский дворец в Астроге

Уникальное крыльцо здание и входной портик с углубленными арками – находка архитектора. Для того чтобы создать впечатление «вытянутости» и ирреальности, разбавить привычный готический стиль, мастер решил использовать в укладке цельные удлиненные каменные блоки.

На данный момент дворец открыт для посещений, стоимость билета – 2,5 €.

Адрес: Plaza de Eduardo Castro, Астрога.

Как добраться: из Барселоны легче всего на поезде до станции Astroga (Дворец находится в 10 минутах ходьбы от вокзала).

Дом Ботинес

(исп. Casa Botines, кат . Casa de los Botines)

Недалеко от Астроги, в Леоне находится еще одна достопримечательность, связанная с именем каталонского мастера. Леонские богачи, увидев новую резиденцию епископа Астроги, решили, что их новый доходный дом должен строить тот же архитектор. Главным заказчиком стал один из них – Жоан Ботинес, основатель коммерческого союза.

Дом, как и дворец Жан Батиста, проектировался с оглядкой на местный колорит. Вновь обратившись к готике, Гауди возводит довольно сдержанное здание с небольшим количеством декоративных элементов.


Дом Ботинес – легендарное творение Гауди за пределами Каталонии

Адрес: Леон, Plaza del Obispo Marcelo, 5.

Как добраться:

  • на поезде до станции Ponferrada;
  • на автобусе (следует с вокзала) до остановки Ponferrada (в пяти минутах ходьбы от Дома Ботинес).

Винный погреб Гуэля

(исп. Bodegas Güell, кат . Celler Güell)


Винный погреб Гуэля – один из самых оригинальных винный погребов в мире

В пригороде Барселоны находится очередная постройка Гауди, заказанная Эусебио Гуэлем. Мастер трудился над ней в 1895-1898 годах. В единый комплекс вошли винный погреб, жилое здание и домик привратника. Их все объединяет узнаваемый стиль, а также общая идея построения крыш – они напоминают не то шатры, не то восточные пагоды, привлекая все внимание к себе.

Вход в комплекс стоит 9 €.

Адрес: El Celler Güell, Sitges.

Как добраться : на поезде до станции Garaff.

Дом Кальвет

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Calvet)

В 1898-1890 годах Гауди был занят строительством доходного дома на улице Касп (Carrer de Casp) в Барселоне, заказанного вдовой городского богача, впоследствии ставшего частным жилым домом. В стиле здания маэстро придерживался необарочного стиля, отказавшись от средневековых мотивов. Именно это творение архитектора получило в 1900 году муниципальную премию Барселоны за лучшее здание года.

Здание можно осмотреть только снаружи.

Адрес: Carrer de Casp 48.

Как добраться: на метро до станции Urquinaona (L1, L4).

Крипта Колонии Гуэля

(испанское и каталонское названия идентичны: Cripta de la Col ò nia G ü ell )

Очередную церковь в пригороде Барселоны Гауди начинает в 1898 году в рамках проекта по возведению колонии – небольшого комплекса, обеспеченного всем необходимым для жизни микро-общества.


Крипта Колонии Гуэля – одно из самых оригинальных зданий Каталонии

Из-за затянувшегося процесса строительства, архитектору удалось возвести только крипту, а все остальные части проекта так и остались неосуществленными.

Постройка облицована разноцветным стеклом, а окна ее украшены иглами из ткацких станков фабрики Гуэля. Украшают здание яркие витражи, посвященные церковным мотивам.

Крипта открыта с 10:00 до 19:00, билет стоит от 7 €. Достопримечательность числится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Colonia Guell S.A, Santa Coloma de Cervello.

Как добраться : на автобусах N41 и N51 до остановки Santa Coloma de Cervello.

Дом Фигерас

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Figueras)

Один из самых узнаваемых домов Антонио Гауди расположен на улице Бельесгуард (Bellesguard) и нередко называется ее именем. Только над проектом дома, который в 1900 году заказала ему вдова состоятельного торговца Мария Сагес, архитектор работал три года, а строительство его продолжалось вплоть до 1916 года.

Образуя стиль здания, Гауди возвращается к восточным мотивам, и соединяет его с неоготикой. В результате у него получается очень легкое, стремящееся в небо сооружение, украшенное причудливой каменной мозаикой и изящными ломаными линиями.

Дом Фигерас открыт для посещений с 10:00 до 19:00 летом и до 16:00 зимой. Билет стоит от 7 €.

Адрес: Carrer de Bellesguard, 16.

Как добраться: на метро до станции Vallcarca (L3).

Парк Гуэля

(исп. Parque Güell, кат. Parc Güell)

Огромный парк, площадью 17,18 га, парк Гауди в Барселоне был построен в верхней части Барселоны в 1900-1914 годах. Вместе с заказчиком Гуэлем они задумали модное в то время среди англичан пространство для отдыха, «город-сад». Отведенная площадка для парка была разделена на 62 участка – для строительства особняков. Продать их состоятельным каталонцам так и не удалось, поэтому территорию стали обустраивать как обычный парк, а затем продали местным властям.

Сейчас здесь расположен дом-музей Антонию Гауди (его особняк был одним из трех купленных в парке). Помимо него в парке есть на что посмотреть: знаменитые мозаичные скульптуры, Зал ста колонн и, конечно же, изогнутая скамейка и знаменитая плитка Гауди, которой она выложена.

Билет на взрослого посетителя стоит от 22,5 €.

Адрес: Passeig de Gràcia, 43.

Как добраться: на метро до станции Passeig de Gràcia (L3).

Дом Мила

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Milà)

Почти таким же символом Барселоны, как и Саграда Фамилия, давно стал знаменитый Дом Мила. Это последняя «светская» работа архитектора. После ее завершения тот окончательно окунулся в строительство храма Святого Семейства, иногда его ошибочно называют СОБОР. Гауди, опять же, тяготея к плавным и изогнутым линиям, создает удивительный и запоминающийся фасад.


Дом Мила – один из символов Барселоны

Он, к слову, жителям Барселоны понравился не сразу, и за грузный внешний вид здание прозвали Каменоломней. Однако это не помешало Дому Мила стать первым сооружением XX века, включенным в Список ЮНЕСКО.

Дело в том, что Гауди, действуя в соответствии со своими принципами, продумал мельчайшие детали не только декоративные, но и функциональные. В Доме Мила Антонио Гауди продумал вентиляцию в помещениях таким образом, что и по сей день в нем не требуются кондиционеры. А межкомнатные перегородки в каждой квартире хозяева могу перемещать по своему усмотрению.

И, конечно, главным новшеством того времени стала подземная парковка, тоже спроектированная знаменитым архитектором.


Интерьер внутри Дома Мила

Дом Мила с 2005 года входит в Список Всемирного наследия.

Адрес: Provença, 261-265.

Как добраться: на метро до станции Diagonal (L3, L5). Купить билеты в Дом Мила (casa Mila) без очереди с аудиогидом.

Школа Саграда Фамилия

(исп. Escuelas de la Sagrada Familia, кат. Escoles de la Sagrada Família)

Построенная в составе комплекса храма Святого Семейства, школа поражает своей простотой и изящностью одновременно. Это, наверное, одна из самых неприметных на первый взгляд достопримечательностей Антонио Гауди. В ее конструкции удивительно гармонично сочетаются красота и функциональность.

Так, причудливая крыша служит не только украшением, но и без остатка отводит дождевые воды. Кроме того, здание полностью соответствует церковным требованиям.


Школа Саграда Фамилия может претендовать на звание самой оригинальной в мире по своей конструкции

Спустя несколько лет после окончания строительства школы, Гауди и сам переехал сюда жить, чтобы быть максимально близко к главному делу своей жизни – Собору Святого Семейства.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: на метро до станции Sagrada Familia (L2 и L5).